Личностно-интеллектуальный процесс самообучения означает процесс самостоятельного приобретения знаниевого опыта личностью ребёнка.
Свобода есть осознанная необходимость
Б. Спиноза
В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения происходят следующие изменения:
Во-первых, изменение сознания, поведения и общения личности ребёнка.
Во-вторых, в процессе самообучения у личности ребёнка изменяется и интеллект, как результат трансформации «житейских понятий» в «научные понятия».
В-третьих, только личность сама выбирает траекторию развития:
- до 9 лет — неосознанно;
- от 9 до 21 года — попытки осознать собственный выбор — период «набивания шишек»;
- от 21 г до 45 лет — осознанный «поиск себя»;
- от 45 и далее — ощущение «уходящего поезда».
Поэтому, прежде чем требовать с ребёнка усвоения того или иного понятия, необходимо считаться с его потребностями, областью его интересов, с объёмом багажа его социокультурного опыта общения и взаимодействия.
И наконец, личностно-интеллектуальным процессом самообучения необходимо разумно-нравственно управлять, основываясь на наблюдениях за поведением, речью, формами общения, мимикой и жестами ребёнка.
Вот только тогда не возникнет педагогической ситуации «театр одного актёра», когда учитель:
- бегает по классу,
- рассказывает,
- кричит,
- размахивает руками,
- восхищается,
- радуется и раздражается одновременно.
Или вообще:
- просто сидит за учительским столом,
- бубнит себе под нос,
- молчит, потому что дал детям задание, а те делают вид, что читают, пишут, думают — самозащита детей.
Таким образом, в настоящее время учебно-воспитательный процесс – это самообман, как учителей, потому что при любом раскладе у них есть зарплата, так и школьников, потому что родители не будут приставать с расспросами. И у родителей нет претензий к учителям. Сплошная идиллия. А вот когда наступает ЕГЭ, начинается «цыганочка с выходом».
- Как быть?
- Что делать?
- Как спасти душу и разум ребёнка?
- Зачем ребёнку учиться в школе?
- Как ему развиваться?