Site icon etnorazum.ru

Процесс самообучения личности

В традиционной классно-урочной системе изначально не запрограммирована сюжетно-ролевая ситуация. © З.Н. Ичин-Норбу

Примерное время на чтение статьи: 10 минуты

Дитя есть отец взрослого человека

П.Ф. Каптерев

Процесс самообучения личности представляет собой грамотно организованную когнитивно-образовательную деятельность на основе её опыта сенсомоторного восприятия.

Основная задача триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности заключается в формировании и сохранении гармонии отношений между педагогами, родителями и детьми. Педагог даёт конкретные рекомендации родителям по процедуре систематического наблюдения за развёртыванием когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка от начала и до конца для того чтобы были сделаны реалистические выводы. Выводы вдумчивых и внимательных родителей помогут им понять природу развития собственного ребёнка.

Социализация ребёнка – это способность личности ребёнка адаптироваться в социокультурной среде, грамотно, ясно и понятно для других излагать свои мысли, чтобы быть понятым и уметь понимать других.

В этой связи следует особо отметить, что семейная школа дошколят «Триада» служит основой организации личностно-интеллектуального процесса самообучения не только детей, но и взрослых (родителей и педагогов), поскольку результаты семейной организации процесса самообучения личности ребёнка сказывается на успехе саморазвития в школе. Именно в семейной школе детей дошкольного возраста закладываются умения и навыки:

Тем самым, личность ребёнка постоянно находится в процессе интеллектуального самообучения, приобретая средства, способы и опыт когнитивно-образовательной деятельности.

Чрезвычайно важным моментом является то, что дошкольник сенсомоторно приобретает базовые знания, сведения о реальности окружающего мира предметов, явлений, событий и людских отношений.

Однако без овладения грамматикой и лексикой родного языка он не сможет познать окружающий мир. Между тем, знания об окружающей действительности являются фундаментом самообучения письму, счёту, чтению и иностранным языкам.

Безусловно, Программа школы дошколят и родителей представляет собой, по сути своей, некий объём содержания процесса самообучения. Потому что именно в кругу семьи ребёнок впервые начинает усваивать впечатления, которые в дальнейшей перспективе определяют объём и траекторию развития познавательных (когнитивных) процессов, любопытства, любознательности ребёнка.

Первоначальные попытки разностороннего, многогранного спектра самообучения ребёнка характеризуются полной самопроизвольностью, чисто природным, характером житейского познания окружающей действительности. Следовательно, школьное абстрактное мышление возможно только в случае, если у личности ребёнка уже имеется самопроизвольный, спонтанный и стихийный опыт собственных наблюдений, чувственно-эмоциональных впечатлений, неких размышлений, первых суждений.

Кроме того, период школьного возраста этим и прекрасен, что ребёнок впитывает и считывает информацию о среде, когда он сам интересуется фактами, предметами из жизни людей, явлениями природы.

Таким образом, процесс первоначального самообучения личности ребёнка в семье характеризуется многогранностью спонтанного обучения.

В этой связи следует заметить, что Программа организации личностно-интеллектуального процесса дошколят ненавязчиво даёт детям сведения, знания и представления об общечеловеческой культуре: астрономии, ботаники, зоологии, анатомии человека, философии, географии, истории, арифметики, геометрии, механики, диалектики, музыки, грамматики, риторики и поэзии. Чрезвычайную важность в процессе самообучения представляет умение личности ребёнка философски размышлять над понятиями: добро, зло, природа, человек, животный, растительный и водный мир.

Одним словом, дошкольник в режиме самообучения, самопроизвольности, в сюжетно-ролевой форме когнитивно-образовательной деятельности познаёт процесс формирования самостоятельности, ответственности как проявления волевых усилий для формирования интеллекта.

В личностно-образовательном процессе самообучения личности ребёнка важным моментом является то, что ребёнок является исследователем, экспериментатором собственного познавательного интереса не только умственного, но и моторного, «мускульного» компонента развития.

Сеген, Л.С. Выготский, М. Монтессори, М. Доналдсон и др. в своих психологических и педагогических исследованиях доказали, что одной из причин слабоумия является отсутствие навыков движения.

Мне приходилось в своей педагогической практике столкнуться с ситуацией, когда абсолютно нормальный ребёнок отставал в психическом развитии от своих сверстников на 3-4 года. Только из-за того, что он все шесть лет находился дома после каждодневного посещения занятий в детском саду. И в детском саду, и дома он вёл довольно изолированный образ жизни. За 14 часов занятий с ним, которые обязательно сопровождались тем, что он самостоятельно ходил в детский сад, выходил общаться с детьми на детскую площадку, ребёнок наверстал упущенное время в развитии. По мере развития двигательной способности у него заметно увеличилась и интеллектуальная (умственная) энергичность, живость. Следовательно, движение ребёнка является базовым условием полноценного интеллектуального развития. По этому поводу П.Ф. Каптерев писал: «Дитя не может мыслить без движений» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 22).

Несомненно, последовательность и постепенность подачи информации из области географии, астрономии, ботаники, зоологии, арифметики, геометрии и т.д. в сопровождении конструирования, пазловой техники обучения и сбора магнитных деталей на рисуночно-магнитной доске дают дошкольнику возможность избежать перенасыщенности содержания когнитивно-образовательной деятельности.

В процессе самообучения родители и дети учатся упорядочивать и систематизировать стихийно сенсомоторно приобретённые знания и опыт в ходе спонтанных наблюдений и рассуждений. Тем самым, в ходе правильно организованной связной, грамотной речевой деятельности в сознании личности ребёнка знания «укладываются» так же чётко как полки с указателями в хорошей библиотеке.

Особенно важно, чтобы родители умели грамотно произносить слова, используя правильные склонения и спряжения, без слов «паразитов». В таких ситуациях программой организации личностно-интеллектуальной Монтессори-среды выделена зона «Грамматика и лексика русского языка», где имеются дидактические материалы: поговорки, пословицы, считалки, потешки, народные песни, стишки, басни и т.д. В данной зоне действует правило – гармоничный синтез слова и представления, слова и игрушки из набора «киндер-сюрприза», которую ребёнок ощупывает, разглядывает, осязает, исследует обонянием. В процессе речевой деятельности ребёнок учится связно и логично излагать свои впечатления, мысли, идеи, представляющие собой его желания, мечты и ожидания.

Такой методический приём, как «круг» даёт личности каждого ребёнка полную свободу в упражнениях речи и голоса, потому что «Дети любят говорить, петь, кричать» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.27).

В «Кругу» дети сосредоточиваются на предмете обсуждения и изучения (астрономии, физики, географии, анатомии человека, химии и т.д.), что способствует проявлению находчивости и сообразительности, представляя возможность каждому ребёнку идти в процессе мышления путём индукции или дедукции. В ходе когнитивно-образовательной деятельности дети самопроизвольно сочетают аналитический и синтетический стиль мышления, запуская, тем самым, механизм самоуглубления, сосредоточенности и творчества.

 

Создание личностно-интеллектуальной среды самообучения – это первое и главное условие для организации процесса самообучения личности ребёнка. Именно грамотно организованная среда способствует отчётливости, основательности фундамента саморазвития личности ребёнка, поскольку базируется на наблюдениях и суждениях ребёнка. Как тонко подметил П.Ф. Каптерев: «Такие люди будут самообразовавшимися, самостоятельными выучениками природы и жизни, а не складочными местами всяких книжных теорий, школьной мудрости и мёртвой учёности» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.29).

Личностно-интеллектуальная Монтессори-среда – это, прежде всего, среда для формирования и развития психических функций: внимания, воображения, памяти, речи и мышления через усвоение формы, величины и цвета предмета.

Безусловно, когнитивно-образовательная деятельность дошкольника в организованной личностно-интеллектуальной среде представляет собой свободу выбора зоны исследования (правило № 1), когда происходит смена разнообразия предметов, упражнений, соответствующая природе развития детей, внимание которых не всегда устойчивое – этот этап называется «ориентация в личностно-интеллектуальной среде» и длится он 30 минут. Затем организуется «Круг» на 15 минут и, далее, проводится «речевая зарядка» (перемена). И только в 10 часов начинается систематическое предметное занятие в зоне «Математика» или «Геометрия», которое стимулирует высокую концентрацию внимания на одном предмете более или менее продолжительное время, что от детей требует некие волевые усилия.

Дети занимаются в зоне «Русский язык: пропись, грамматика», где внимание детей сосредоточивается на сочетаниях и разложениях звуков, на форме прописных букв по методике А.Б. Дурмановой.

В итоге, все три этапа:

1-ый этап – Круг.

2-ой этап – общая презентация, индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность в зонах Монтессори-среды: «Математика», «Геометрия».

3-ий этап – общая презентация, индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность в зонах личностно-интеллектуальной среды: «Русский язык».

Все эти три этапа подготавливают сознание личности ребёнка к четвёртому этапу – развитие речи, чтение. Этот этап заканчивается сюжетно-ролевой ситуацией развития самообучающейся личности ребёнка.

Особо следует заметить, что сюжетно-ролевая ситуация развития личности ребёнка, как высший уровень мышления, способствует высокой концентрации внимания на предмете, явлении, процессе или событии. Вот в этом месте нам следует уточнить возможность игры в дошкольном возрасте.  Поскольку игра в силу своей чёткости, ясности требует от её участников сообразительности, находчивости и даже творчества, то в дошкольном возрасте её просто не может быть. Попробую пояснить сказанное. В данном случае может идти речь не об игре, а только  о конкретной сюжетно-ролевой ситуации развития личности ребёнка. Такая ситуация развития привлекает детей тем, что она, с одной стороны, понятна и увлекательна для каждого субъекта. С другой стороны, в сюжетно-ролевой ситуации участвует целый спектр возможностей ребёнка: руки и ноги, глаза и уши, внимание и память, воображение, смекалка и сообразительность, вызванные интересом, мотивацией к осознанным активным действиям.

В сюжетно-ролевой ситуации формирования и развития личности ребёнка речевая деятельность достигает своей кульминации, когда её речевое мышление базируется на категориях: «транспорт», «город», «одежда», «обувь», «фрукты», «овощи», «ягоды», «мебель» и т.д.

Таким образом, дети непроизвольно, безболезненно оказываются в процессе «отвлечённой мыслительности» (П.Ф. Каптерев), когда абстрактное (отвлечённое) мышление личности ребёнка является результатом плавного перехода от «житейских понятий» к «научным» (Л.С. Выготский) и итогом деятельности «впитывающего разума» (М. Монтессори) и умственной деятельности (М. Доналдсон). Следовательно, нет игры, нет и процесса мышления, формирования воли и интеллекта. Именно сюжетно-ролевая ситуация формирования и развития личности запускает вдохновение как высшей степени концентрации внимания. Иными словами, всестороннее развитие детского ума – вот, что составляет первостепенную задачу организации личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно логично заключить, что содержание Программы семейной школы дошколят выполняет главную миссию – психологическую готовность личности ребёнка к процессу самообучения в школе: концентрация внимания, формирование воли, без которой интеллект не может сформироваться. Внимание, воля, интеллект можно сформировать только на базе сообразительности, смысловой (логической) памяти личности ребёнка.

Между тем, в семейной школе дошколят личностно-интеллектуальная Монтессори-среда подготавливает, не делая акцента на какой-то одной психической функции, психику ребёнка к гармоничному сочетанию (синтезу):

Следует заметить, что психика ребёнка на столько хрупкая, «хрустальная», что только профессиональная наблюдательность и человеческая чуткость к саморазвитии не позволят разрушить эту гармонию природы – самообучающуюся личность ребёнка.

Чрезвычайную значимость в личностно-интеллектуальном процессе самообучения играет не просто обучение грамоте, письму, грамматике, но и словесности, богатейшей литературы русской (этнической) культуры, но и языка, который создал сам народ. И мы согласимся с корректным утверждением П.Ф. Каптерева: «Каждый человек развивается прежде всего средствами той маленькой среды, к которой принадлежит и в которой он живёт» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.36).

Многие исследователи (Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) едины в своих умозаключениях о том, что родной язык не только является средством выражения мысли, но и орудием для создания, формирования самой мысли.

В данном случае в процессе самообучения в семейной школе дошколят «Триада» ключевую позицию развития играет формирование  культуры детской наблюдательности и мышления.

Кстати, наблюдение, по сути своей, является активной когнитивно-образовательной деятельностью для формирования интеллекта, когда личность ребёнка ставит для себя цель и находится в ситуации поиска чего-то. Поэтому не стоит наблюдение путать с детским восприятием конкретного предмета, события, явления, процесса, сопровождающимся запоминанием.

В нашей личностно-интеллектуальной среде для восприятия впечатлений мы учим ребёнка измерять, сравнивать, различать, анализировать, объединять, классифицировать по категориям, делать выводы на основе результатов наблюдений.

Поэтому при формировании наблюдения необходимо научить ребёнка, ставить определённую теоретическую или практическую цель и концентрировать внимание на предмете наблюдения.

Занятия для реализации Программы организации личностно-интеллектуального процесса самообучения так составлены, что у детей всегда есть свободное время для упражнений по выбору, по душе – сюжетно-ролевая ситуация развития. В это время дети общаются, чего не скажешь о школах с традиционным методом обучения, когда «… школа топит личность в массе, она всё уравнивает, на всё смотрит с общих точек зрения» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.69).

Подведя итог вышеизложенным аспектам развития самообучающейся личности ребёнка, можно заключить следующее:

Важно обратить внимание педагогов и родителей на умение наблюдать за формированием самообучающейся личности ребёнка:

Итак, в заключение можно привести утверждение П.Ф. Каптерева: «Каждый рождающийся человек есть конец одной длинной истории и начало новой» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 72).

 

 

Exit mobile version