Site icon etnorazum.ru

Мысль. Язык. Культура

Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Мысль, язык и культура — это базовая триада формирования и развития самообучающейся личности ребёнка в ходе когнитивно-образовательной деятельности.

…истинная свобода человека сопряжена

с освоением им культурной среды,

которая значительно расширится,

если удаётся заранее её профессионально обдумать

Е. Хилтунен

          Замысел разработки и  организации программы психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре возник из-за проблемы «необучаемости» детей этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Известный советский психолог, А. Р. Лурия писал: «Замысел (или мысль), с которого начинается формирование высказывания, несомненно, всегда отражает известную реальность, обобщая то содержание, которое подлежит речевому оформлению, и относя объект высказывания к определённой категории» (А.Р. Лурия, с.74).

          Дальнейшие психолого-этнодидактические исследования убеждают нас в том, что преемственность поколений в этнических группах Таймыра постепенно исчезает из-за отчуждения между родителями и детьми. И в этом есть своё объяснение, во-первых,  обучение и воспитание в общеобразовательных учреждениях интернатного типа, где дети отвыкают от тех трудностей, которые надо преодолеть, чтобы выжить. Во-вторых, отпадает мотивация к наблюдению за явлением природы, чтобы познавать мир птиц, зверей, рыб и насекомых, ведения традиционных видов хозяйствования. В-третьих, вне семьи невозможно сохранять гармонию отношений между поколениями, этнических традиций общественно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка. Вот и получается, что вне этнокультурной среды жизнедеятельности слова и действия воспитателей «… авторитетная истина при небольшом критическом анализе её оказывается весьма сомнительной» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 171).

          В самом деле, социокультурный опыт ребёнка в условия школы-интерната не востребован, а значит, не востребован его опыт когнитивно-образовательной деятельности, сила воли, которая у него сформировалась в ходе долгого и пристального внимания, прикованного каким-нибудь предметом, явлением, событием. В интернате нет тех взрослых, которые на ночь расскажут интересные истории из жизни, сказки, в которых дети, как правило, видят окружающую действительность.

          Надо прямо сказать, педагоги школ-интернатов не особо себя утруждают объяснением воспитаннику, чем же отличаются смысл слова или понятия как субъективный характер мысли и значение как «…система объективных связей, стоящих за словом и потреблением субъекта эти связи отвечает» (Л.С. Выготский).

         Предмет психологии школьной этнодидактики как науки определяет, во-первых,  понятийный аппарат, во-вторых, построение кратковременного формирующего эксперимента (наблюдения), в-третьих,  схему анализа (прогноза), и наконец, выбора коррекции.

По крайней мере, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности педагога, родителя и школьника определяет научное пространство психологии школьной этнодидактики, равно как и её теоретическую и практическую востребованность.

          Серия наблюдений и результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре привели нас к следующим выводам:

 во-первых, первым ключевым критерием мастерства этнопедагога-дидакта является качественное обучение детей. А для того, чтобы обеспечить качественное школьное обучение необходимо создать развивающее образовательное пространство: медиатеку, лаборатории развивающего характера, интерактивный читальный зал, школьный дискуссионный клуб. В этой развивающей среде должны быть: «рабочие листы самоконтроля», глоссарии, справочники и энциклопедии, естественнонаучные лаборатории и мастерские по химии, физике, анатомии, математике, биологии, ботаники, зоологии, геометрии и т.д. для проведения разнообразных опытов и создания учебных моделей.

          Во-вторых, основополагающий принцип этнопедагога-дидакта заключается в организации самоконтроля школьника, главной оценки собственных знаний. Каждый школьник должен иметь свою измерительную таблицу овладения самостоятельной когнитивно-образовательной деятельностью: умение ставить научные опыты; писать эссе; планировать и проводить проектно-исследовательскую работу; рефлексировать свои достижения в таблице «Мои достижения».

Мои достижения

Критерии компетенций (умения) 5 б
ставить научные опыты          
писать эссе          
планировать и проводить проектно-исследовательскую работу          

          В-третьих, этнопедагог-дидакт должен чётко следовать следующим задачам интеллектуального, психического и личностного развития самообучающейся личности школьника:

И наконец, вторым ключевым критерием мастерства этнопедагога-дидакта является его умение обобщать свой опыт в виде написания научной статьи; разработки этнодидактического пособия по любому школьному предмету; разработки трилингвального словаря для школьников; разработки совместной проектно-исследовательской работы.

Обобщение педагогического опыта

Критерии мастерства педагога 5 б
Написание научной статьи          
Разработка этнодидактического мини-этнопособия          
Разработка трилингвального словаря для школьников          
Разработка совместной проектно-исследовательской работы          

 

Exit mobile version