Личностно-интеллектуальная среда самообучения анализируется на основе результатов экспериментов на Таймыре и в Москве.
Ребёнок должен научиться подчиняться чужой воле более,
нежели своей
Мария Монтессори
Ключевые идеи по организации личностно-интеллектуальной среды самообучения
В ходе психолого-этнопедагогического эксперимента:
1) дошколят городских детских садов в условиях чума;
2) дошколят из тундры в городских условиях жизнедеятельности.
Дошколята составили разновозрастную группу, в результате чего возникли ключевые идеи.
Первая идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения
Цель – создать разновозрастную группу дошколят в возрасте от 1,7 до 6 лет.
Условия:
- с разновозрастной группой взаимодействует только один педагог-экспериментатор.
- родители только наблюдают за действиями детей.
Вторая идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения
Цель — организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
Условия:
- определены три субъекта когнитивно-образовательной деятельности:
родитель + педагог-экспериментатор + ребёнок.
- родители внимательно наблюдают за тем, как педагог-экспериментатор демонстрирует работу с сенсомоторным дидактическим материалом М. Монтессори.
- педагог-экспериментатор наглядно показывает двухступенчатую технологию личностно-интеллектуального процесса самообучения.
Третья идея создания личностно-интеллектуальной среды самообучения
Цель — создать личностно-интеллектуальную среду самообучения, согласно требованиям, заявленным ФГОС.
Условия самообучения личности каждого ребёнка
- Личностно-интеллектуальная среда.
- Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
- Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка.
Факторы формирования самообучающейся личности ребёнка
- Самоопределение личности ребёнка в выборе для изучения предмета когнитивно-образовательной деятельности.
- Умение соблюдать интеллектуальный порядок: взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1, которое реализует принцип коллективного порядка.
- Уважение выбора дидактического материала другой личностью и ждать, когда освободится материал – это правило № 2.
- Соблюдать тишину во время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.
Компетенции самообучающейся личности каждого ребёнка
- Самостоятельное приобретение знаний.
- Высокий уровень концентрации внимания, характеризуемый умением наблюдать, сравнивать и запоминать.
- Самостоятельная рассудительно-мыслительная деятельность личности ребёнка, движимая любознательностью и сообразительностью личности ребёнка.
Социализация ребёнка как социальное взаимодействие в команде
Детская социализация — это, с одной стороны, умение детей взаимодействовать в социокультурной личностно-интеллектуальной среде самообучения.
С другой стороны, их умение общаться с людьми из окружающей реальности, излагая свои мысли грамотно, ясно и понятно для других, чтобы быть понятым и уметь понимать других.
Кроме того, скорость процесса социализации личности ребёнка находится в прямой зависимости от доступности и выполнимости правил поведения в детском социуме. Приведём эти три правила поведения личности ребёнка в личностно-интеллектуальной среде самообучения.
Правила коммуникативно-регулятивного сотрудничества
Правило № 1. Обучаюсь сам
- Дидактический материал выбрать.
- Самостоятельно изучить.
- Поставить на место.
Восприятие человеком внешней среды, как и любая область научного знания, имеет свою историю и грани исследований конкретных авторов:
- условные рефлексы — И.П. Павлов,
- влияния подсознания на деятельность человека — З. Фрейд,
- высшие психические функции — Л.С. Выготский.
Всевозможные практические упражнения на формирование логической структуры речевого мышления и мыслительной речи способствуют образованию прочных и осмысленных знаний, которые и составляют опыт приобретения знаний, умений принимать решения.
Правило № 2. Уважаю выбор других
Если заинтересовался дидактическим материалом, а его уже кто-то изучает, то молча наблюдать и ждать, сложив руки за спину.
Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.
Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых он практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.
Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его самообучения.
Правило № 3. Мысль рождается в тишине.
Свободный выбор предмета исследования уже дисциплинирует ум личности ребёнка, для которой необходима тишина в классе.
Однако правила эти выполнимы, если есть чёткая грамотно структурированная среда самообучения, которая состоит из нескольких зон.
Сегменты личностно-интеллектуальной среды самообучения
Окружающая среда
животный, растительный и водный миры (ботаника, биология и зоология); анатомия человека; астрономия; география; физика; химия.
Пятилетняя Лаура К. обводит каждую деталь дерева, изучает её и подписывает её не просто печатными буквами, а прописными. Когда у неё не получается прописная буква, она берёт брошюрку по отработке написания буквы, тренируется и только потом возвращается к изучению дерева. Такие упражнения не только тренируют мелкую моторику, но и путём пояснения незнакомых слов, формирует речевое мышление и мыслительную речь ребёнка. Вот почему каждый ребёнок понимает, что детский ум формируется в тишине
Время
ПРОСТРАНСТВО: ориентация в пространстве.
Математика
- счёт и каллиграфия цифр;
- сравнение;
- сложение;
- умножение;
- вычитание;
- деление;
- арифметическая прогрессия.
- ЛОГИКА и МЫШЛЕНИЕ.
- ГЕОМЕТРИЯ: геометрические фигуры и тела.
- ГРАММАТИКА: звукобуквенный анализ слова. ЛЕКСИКА: пополнение активного словаря ребёнка.
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ: фонематическое восприятие. ЧТЕНИЕ.
Пятилетний Игорь начал с изучения геометрических тел, затем, перешёл к счёту «чипсов», сопоставляя их количество со знаком — цифрой
Рабочий сегмент
Рабочий сегмент — это учебные принадлежности, стойки-портфели организуют когнитивно-образовательную деятельность ребёнка.
КРУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СИТУАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ личности каждого ребёнка.
Помимо наличия научно-сегментированного образовательного пространства , необходима технология самообучения личности ребёнка.
Трёхэтапная технология самообучения в пространстве
1-ый этап – самоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности.
2-ой этап — свободный выбор дидактического материала.
3-ий этап — двухступенчатая структура познания:
1) диалог педагога и ребёнка, в ходе которого ребёнок тренируется (упражняется) в алгоритме определённых действий;
2) самоконтроль и взаимоконтроль знаниевых компетенций.
Между тем, любая технология должна иметь набор дидактических инструментарий.
Заключение
Итак, процесс самообучения личности ребёнка возможен:
1) при наличии личностно-интеллектуальной среды;
2) в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности;
3) при наличии чёткой и доступной технологии самообучения;
4) хорошо подобранного набора сенсомоторных дидактических материалов для самообучения.