Site icon etnorazum.ru

СОЛШ как критерий педагогического мастерства

Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Самообучающаяся личность школьника является основным показателем эффективности педагогической деятельности.

… ум – ключ к образованию и

средство внутреннего развития

М. Монтессори

Сформированность самообучающейся личности школьника является наглядным, истинным критерием и продуктивным, эффективным показателем педагогического мастерства .

Психология школьной этнодидактики исследует внутренние механизмы дидактики процесса школьного обучения личности ребёнка.

Надо прямо сказать, что Таймырский формирующий эксперимент со школьниками 4-х и 5-х классов, подтвердил с одной стороны, факты пренебрежения багажом социокультурного опыта личности ребёнка, тем самым, уже сформированное  самосознание школьника в процессе школьного обучения постоянно находится в стадии качественного изменения, а не формируется как нечто новое образование. С другой стороны, нарушение логических процессов мышления ребёнка из-за того, что новые математические знания никак не включаются в его миропонимание, что мешает гармоничной диффузии старых и новых знаний.

Когда школьник может сам обучаться? Почему сегодняшние столь модные программы развивающего обучения не выполняют заявленных многообещающих целей и задач, запускающих механизм самообразования личности школьника?

  Вместе с тем, структура личностно-интеллектуального процесса самообучения в ходе самообразовательных преобразований личности ребёнка зависит, во-первых, от осознанных и осмысленных представлений; во-вторых, от субъективной значимости; в-третьих, от структурной последовательности, логической согласованности «житейских» и «научных» понятий, а также умений применять новые знания в сочетании с уже имеющимися знаниями в опыте познания, общения и взаимодействия с окружающими людьми в определённой среде жизнедеятельности.

Из этих положений с логической неизбежностью вытекает вывод, предположение о том, что потребность личности ребёнка самому обучаться является с психологической точки зрения в высшей степени актуальным в процессе школьного обучения.

Во всяком случае, самообучающаяся личность школьника является самостоятельной, саморегулятивной, стремящейся к целостности, интегрированности, индивидуализации и т.д. Она обладает способностью к систематизации (саморегуляция, самоорганизация и т.д.) через разрешение определённых противоречий. Иными словами, самообучающаяся личность является субъектом своей когнитивно-образовательной деятельности. Между тем, для критериев самооценки выбираются определённые ориентиры в жизни.

В этой связи приведём принципы (И.С Кон, с.99, 2000), к которым сводится когнитивная схема «самости», во-первых, интериоризация, усвоение оценок других людей (Кули, Дж. Мид). Во-вторых, социальное сравнение, которое происходит на мотивационно-оценочных и когнитивных элементах самооценки. В-третьих, самоатрибуция (Б.Ф. Скиннер, Д. Бем), в которой немаловажную роль играет «… эго – защитный механизм рационализации, побуждающий личность находить такие причины и мотивы, в свете которых собственное поведение предстаёт в более благоприятном виде» (И.С. Кон, 105, 2000). И наконец, смысловая интеграция жизненных переживаний, которая представляет связь ценностно-смыслового характера и когнитивные аспекты «самости».

Следует заметить, что на основе анализа исследований в области «Я-концепция» Р. Бернс приходит к выводу о том, что если в детстве ребёнок привык думать о себе плохо, т.е. занижена его самооценка, то ничто не заставит человека изменить это мнение. Поэтому педагоги ошибочно думают, что можно повысить уровень самооценки. И он приводит довольно убедительный пример того, что каждый человек волен интерпретировать свой жизненный опыт. Например, педагог решил поручить важное дело, чтобы ребёнок почувствовал более высокий уровень самооценки. Но ребёнок, на самом деле, думает: «должно быть, я совсем неспособный, раз учитель старается внушить обратное» или «Почему меня, такого толстого назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадёжно тупой» (Р. Бернс, с.347-348, 2000).

Многолетняя педагогическая практика показывает, что в большинстве случаев, всё-таки есть шанс повысить уровень самооценки, но только в возрасте от 6,5 до 9 лет. Как правило, низкий уровень самооценки закрепляет в ребёнке именно учитель начальных классов. Даже если у ребёнка какие-то трудности в семейных взаимоотношениях, то именно учитель начальных классах либо корректирует, либо усугубляет его негативную интерпретацию опыта самооценки.

И вообще, не надо искусственно пытаться менять самооценку, а просто сформировать у ребёнка потребность в реализации своих надежд, а родительских ожиданий, и, причём, научить его ставить реальные цели, чтобы одноклассники видели динамику его изменений в лучшую сторону. Если изменится их отношение к конкретному ребёнку в позитивную сторону, тогда он может, несколько иначе будет относиться к себе.

Впрочем, существенными моментами, характеризующими становление самообучающейся личности, следует считать, с одной стороны, грамотную организацию личностно-интеллектуальной среды самообучения личности школьника. С другой стороны, обязательным атрибутом личностно-интеллектуального процесса самообучения обязательно должна быть грамотно организованное коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и школьников в их когнитивно-образовательной деятельности.

 

Exit mobile version