Как мы неоднократно отмечали, ребёнок, как самообучающаяся личность, реализует себя в двух констатирующих измерениях: в ЛИПС и в социальных формах жизни.
Недостаточно видеть, чтобы поверить.
Нужно верить, чтобы увидеть
М. Монтессори
Как мы неоднократно отмечали, ребёнок, как самообучающаяся личность, реализует себя в двух констатирующих измерениях, с одной стороны, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения. С другой стороны, в социальных формах жизни в ходе своего возрастного развития.
Диспозиция
В этой связи приведём утверждения В. Штерна, о диспозиции как о фиксированной целенаправленности: «В любой диспозиции существует способность и направленность. В зависимости от преобладания того или иного момента мы можем различать диспозиции «средств» и диспозиции «отношений» (направлений). Вспомним о различии интеллекта и интереса» (В. Штерн, с.192, 1986).
Самореализация
Более того, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности, по сути своей, является совокупностью основных видов деятельности:
- познавательной, которая включает в себя интеллектуальную и мыслительную деятельность.
- образовательной, когда ребёнок приобретает некие знания и опыт в ходе познания окружающего мира предметов, явлений в природе и обществе, событий и отношений с родителями, близкими и друзьями.
Иначе говоря, его программа жизнедеятельности концентрируется и развивается в «ситуации социального развития» (Л.С. Выготский).
Этнокультурная среда жизнедеятельности
Личность ребёнка рождается в тяжёлых условиях восприятия мира предметов, природных и социальных явлений, событий и людских взаимоотношений в этнической среде жизнедеятельности. Но в условиях школы-интерната весь этот тяжкий структурированный интеллектуально-познавательный опыт общения и взаимодействия личности ребёнка «выбрасывается» педагогами, как ненужный «саквояж» детского опыта.
Ребёнка начинают одолевать сомнения в правильности его жизни в этнокультурной среде, он перестаёт понимать суть и место истины в его школьной жизни.
Несколько сложнее обстоит дело с тем, что в школах-интернатах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока дети блокируют свою самореализацию и в целом жизненную судьбу завышенной самооценкой и притязаниями.
Причинно-следственная связь
Старшее поколение жалуется на то, что молодёжь ленивая к размышлениям, не понимая, и даже не предполагая, что сегодня молодые представители этносов просто не приучены думать, ставить адекватные цели, планировать действия по достижению цели.
А если что-то не так пошло, как они планировали, то они тут же теряются и начинают заниматься самобичеванием, вместо того, чтобы как-то скорректировать свои действия или изменить цель.
Надо прямо сказать, что «ломается» верность себе, своим принципам, целям и т.д., укрепляется или создаётся неверие в духовно-нравственные основы своего этноса. Следовательно, изменяется личность ребёнка, изменяется и уровень её жизни.
Мера решения противоречия
Позиция № 1: Л → С – индивидуальные;
Позиция № 2: С → Л – социальные. Социум воздействует на сознание личности.
Принцип самообучающейся личности
Для наглядности и доказательства нашего утверждения приведём авторитетные рассуждения В. Штерна о личности: «Она одновременно близка миру, и далека от него… «мир личности»… структурирован по-иному, чем математико-физический мир, уже привычный науке.
Он, формально говоря, включает в себя: окружающий мир, мир будущего, актуальную ситуацию, раздражитель и материал, судьбу и творчество личности. В содержательном плане – это жизненный мир («биосфера»), мир объектов, интроспективный мир (В. Штерн, с.192, 1986).
Нам думается, самообучающаяся личность ребёнка приобретает новое качество целого только на основе контекста этнической культуры, которая воздействует на её сознание и диспозиции. Следовательно, необходимо найти новый способ функционирования.
Ниже представлено видео, где наглядно можно увидеть то, как самообучающаяся личность уникальна.