Site icon etnorazum.ru

Ситуативная конкретика — секрет саморазвития

Примерное время на чтение статьи: 10 минуты

Ситуативная конкретика есть интеллектуальная программа формирования чувственного восприятия объектов исследования в процессе самообучения личности ребёнка.

Мышление

как правильное отражение мира

 едино и неразложимо

Г.В. Колшанский

Интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика» (СК) – это:

  1. диалогизация и персонализация процесса самообучения,
  2. материализованная форма знаний — задача в диалоговой форме,
  3. математизация внешнего мира — связь фундаментальных математических знаний с социокультурным жизненным опытом ребёнка, когда в конкретную жизненную ситуацию школьника спонтанно (непроизвольно) «вплетаются» математические знания.

Тем самым, реальная проблема — социальная ситуация развития — представляет собой  процесс взаимодействия новых впечатлений с группой прежних представлений (Гербарт).

Как уже указывалось выше, при разработке интеллектуальной программы этнопособия, как «ситуативная (проблемная) конкретика» мы опирались на положение С.Л. Рубинштейна, прочитанного в его работе  «О мышлении и путях его исследования», где он пишет: «Начало мышления – в проблемной ситуации.

Знание указывает человеку на его незнание, к неизвестному он идёт от того, что известно» (С.Л. Рубинштейн, 1958, с.15). Действительно, ребёнок знает про жизнь в тундре, но не знал, что «обыкновенные дроби» его каждодневно окружали, что является истинной мотивацией его обучения.

И это явление характерно не только для ребёнка из тундры, оно характерно и для детей из русских, татарских, узбекских, тувинских, калмыцких и др. российских деревень.

Поэтому, через единичное – школьную неуспешность детишек-северян решается проблема общей школьной неуспешности детей РФ.

Принцип «ситуативной конкретики» – предметное и осмысленное восприятие учебной информации школьников (С.Л. Рубинштейн). Говорю, думая.

Цель «ситуативной конкретики» — формирование речевого мышления в ходе интеллектуальной деятельности и овладение научными (математическими) понятиями в результате осуществления плана осмысленных целенаправленных предметных действий, опирающихся на восприятии.

Психологическая установка интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» — связь социального опыта школьника с формированием академических (математических) понятий:

Данные понятия формируются в ходе когнитивно-образовательной деятельности, действий и операций с «обыкновенными дробями» и «десятичными дробями»: сложение, вычитание, умножение и деление.

Интеллектуальная программа «ситуативная конкретика» представляет собой внутреннюю психическую сущность доступного преподавания и процесса школьного обучения, будучи полной наглядностью обучения.

Психологическая этнодидактическая особенность интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» – это материализованная житейская форма текстовой задачи в диалоговом формате;  инструктаж животных, которая с помощью воображения создаёт положительную мотивацию.

В ходе чтения диалогов персонажей этнопособия, ребёнок пользуется наглядным сюжетом из жизни не только в качестве источника познания, но и в то же время сам жизненный сюжет служит методом развития мыслительной деятельности школьника, результатом которого является формирование научных понятий, математических терминов.

Несомненный, бесспорный и неопровержимый факт заключается в том, что доступность школьного обучения достигается следующими элементами:

В данной ситуации наглядность школьной математики достигается тем, что математизируется житейский социокультурный опыт ребёнка, его жизненные ситуации в этнокультурной среде.

Легко заметить, что мы имеем дело с эмоциональной насыщенностью (эмоция и интеллект) ребёнка, что запускает механизм восприятия как форму познания окружающей действительности.

Несомненно, процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность «прощупывания»:

Безусловно, интеллектуальная программа этнопособия самообучения математике «ситуативная конкретика» является главным  условием, которое заключается в том, что без опоры на имеющийся житейский (социокультурный) опыт, школьник не в состоянии обработать научную (абстрактную) информацию. Каждая конкретная ситуация вызывает мыслительное напряжение.

Ребёнок, как бы со стороны смотрит на проблемную ситуацию, которая субъективна для каждого члена семьи Жарковых.

Как уже неоднократно отмечалось, «Ситуативная конкретика» тесно связана с апперцепцией, когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные.

Он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий:

Эти различия накладывают на школьника:

Педагогические вопросы

Интересно, почему ученик из долганоязычной среды не хочет автоматически переписывать с доски на уроке?

Необдуманно выполнять требования учителя?

  1. не он вывел это доказательство теоремы,
  2. не он решил тот или иной пример.
  3. Потому что сама долганоязычная среда жизнедеятельности его воспитала так, чтобы добывать любые знания об окружающей действительности самостоятельно.
  4. Кроме того, одна из семейных традиций заключается в том, чтобы ребёнку не давать готовых знаний.
  5. Потому что суровые климатические условия требуют каждый раз новых задач конкретной житейской ситуации, которая бывает разной.

Следовательно, без системы эмпирических опытов не может быть такого эталона (синтеза) действий, который можно было бы применить при решении проблемы.

Техника бросания маута

Поясним сказанное примером.

  1. Папа показал сыну бросок маута на рога убегающего оленя и уходит.
  2. Сын пытается сделать то же самое, но не получается.
  3. Тогда он переворачивает табуретку или втыкает в землю готовые оленьи рога и начинает отрабатывать технологию броска.
  4. После некоторых удачных бросков, он не успокаивается, а просит сестрёнку бежать, придерживая рога руками на голове.
  5. И только после удачных бросков маута в динамике, он пробует закинуть маут на рога убегающих оленей.
  6. Так он контролирует, а затем и корректирует свои действия броска.

Получившаяся технология бросания маута – это его авторское (индивидуальное), а значит, неповторимое открытие.

А в школе не хотят замечать и учитывать его индивидуальность, что и приводит к основному противоречию человеческих отношений ученика и учителя и непринятию требований последнего.

Действительно, погружаясь в «ситуативную конкретику», школьники из долганоязычной среды испытывают чувство аффекта (кратковременного, сильного эмоционального возбуждения).

А школьники из русскоязычной среды, при чтении учебного материала из этнопособия, испытывают интерес, любопытство по принципу «удивительное рядом», тем самым расширяя своё знаниевое поле о культурно-историческом наследии этноса того региона, в котором они живут, и который они воспринимали абстрактно, как приложение к социальной среде, их воспитывающей.

Необходимо также заострить внимание на том, что «Ситуативная конкретика» запускает психофизиологический процесс, который характеризует динамические особенности познавательных процессов, когда происходит сознательный или полусознательный избирательный отбор информации.

А значит, школьники включают новое знание в систему имеющихся связей, то есть осознанно понимают и воспринимают общие свойства и закономерности, которые не могут быть им даны непосредственно в опыте.

В этой связи, в «ситуативной конкретике» специально продуман диалог, озвучивая который школьники произносят вслух написанное, то есть озвучивают, тем самым:

Действительно, в непроизвольной обстановке они не замечают как их мышление приобретает формы в виде:

  1. суждения,
  2. умозаключения,
  3. понятия.
Плавный переход в ходе общения

При этом, в «ситуативной конкретике» происходит плавный переход наглядно-образного мышления с опорой на их социальный опыт в теоретическое мышление, который как бы невзначай предлагают представители животного мира, рассуждая с конкретным школьником.

Легко заметить, что «ситуативная конкретика» построена на математическом общении, в результате которого осуществляется их интеллектуальное развитие, дающее стимул самообучаемости, свойствами которой являются избирательность и определяемость средой школьников 4-х и 5-х классов на волю, ответственность, результативность.

Подводя итог сказанному, мы считаем, в подтверждение идеи Л.С. Выготского о «высших психических функциях», что в результате совместной когнитивно-образовательной деятельности школьников, и взрослых они развиваются в процессе научения, формирования новых знаний и умений.

Таким образом, этнодидактическое пособие самообучения математике представляет собой отражение культурных традиций семейного воспитания регионов России в содержании этнопособия для возраста (4-6 классы), то есть наложение научных понятий на матрицу специфических условий жизни школьников этнических групп.

Общеизвестно, что суровые природно-климатические условия Крайнего Севера влияют на биологические условия:

Потому что человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определённых биологических условиях.

Серия педагогических наблюдений привела нас к убеждению, что школьники лучше воспринимают учебный материал, если учитель окружающую действительность абстрагирует, договорившись с ними. Например, дорога (Х) – это прямая, а яма, гора как перевёрнутая гора, всегда имеет спуск и подъём (Х2) – это парабола, т.е. пара (мама – папа, левая рука – правая рука и т.д.).

Тем самым, деятельность истолкования включается в каждое осмысленное человеческое восприятие.

Визуализация информации для восприятия

Разумеется, интеллектуальная программа «ситуативная конкретика» этнопособия оснащена множеством рисунков, в которых отображается содержание текста, что помогает восприятию ребёнка трансформироваться  в другие процессы – мышления, осмысления, истолкования и т.д.

Во время чтения и разглядывания рисунков в каждое  восприятие входит и воспроизведённый прошлый жизненный социокультурный опыт, чувства, эмоции и мышление школьника. Согласно С.Л. Рубинштейну, в восприятии одновременно преломляется вся психическая жизнь личности ребёнка.

Надо прямо сказать, что умственное восприятие математического понятия зависит от реального окружения, в котором оно дано.

Например, «обыкновенная дробь» при дроблении холодца, т.е. единство целого холодца и его частей (обыкновенных дробей). В восприятии прямоугольного параллелепипеда (форма) школьники узнают балок, печку, коробок спичек и т.д. (содержание), т.е. самая структура зависит от структурирования смыслового содержания восприятия математических понятий.

Следует отметить, что для восприятия существенным моментом развития личности ребёнка является:

Это значит, что восприятие школьника представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Таким образом, говоря о дроблении рыбного пирога на части, которые мы назвали «обыкновенными дробями», мы как бы чувствуем вкус и аромат этого пирога, а в последующем воспроизведении это понятие «обыкновенная дробь» будет ассоциироваться с запахом и вкусом пирога. Иначе говоря, происходит осмысливание предметного значения данного чувственного содержания.

Принято считать, что осмыслить восприятие – это значит осознать предмет, который оно отображает (С.Л. Рубинштейн). Едва ли можно сомневаться в том, что сознательное восприятие математических знаний на этноматериалах осуществляется и определяется контекстом жизни, т.е. реальными жизненными отношениями, в которые включён конкретный персонаж этнопособия, их делами и поступками, в которых себя видят школьники. Потому что каждый школьник связан с окружающим его миром и нуждается в нём.

Лингвистический опыт ускоряет мышление

Идея разработки интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» заключалась в единстве внутренней взаимосвязи и взаимопроникновения ситуативной и контекстной русскоязычной речи, что способствовало развитию мышления через развитие речи школьника.

Следовательно, «ситуативная конкретика», как и задумано, явилось единством между моментами переживания и понимания, осознания и осмысления.

В дополнение к сказанному, в содержании интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» осуществлялся классический дидактический принцип наглядности и доступности, когда в процессе  самообучения мышление личности школьника не только формируется и развивается, но и в нём происходит переход к активной мыслительной деятельности по осмыслению бытия.

Вместе с тем, необходимо заметить, что рисунки в этнодидактическом пособии, будучи наглядным образом, могут быть носителями смыслового содержания, значения и выполнять более или менее существенные функции в когнитивно-образовательной деятельности личности школьника. При всей неоспоримой значимости того, что логически-понятийное и образно-чувственное понятия являются необходимыми звеньями реального личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Продуктивность практики стимулирует эффективность самообучения

Если учесть, что житейский социокультурный опыт школьников служит опорной точкой для их  мышления, то чем больше содержание учебного материала обогащено жизненными ситуациями детей, тем более сознательно оно будет воспринято, понято и принято ими.

Об этом моменте  подтверждают и утверждения С.Л. Рубинштейна: «Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики своих гипотез располагает мысль» (С.Л. Рубинштейн, 2000, с.319).

Иными словами, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения на материалах этнодидактического пособия школьники овладевают математическими понятиями через употребление их во время общения и оперирования ими в коммуникативном режиме.

Понятия «Обыкновенные и десятичные дроби», «процент» применяются к конкретной жизненной ситуации, за счёт чего они не утрачивают для них своё понятийное содержание «…мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идёт ко всё более глубокому познанию объективной реальности в её существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях» (С.Л. Рубинштейн, 2000, с.328).

Едва ли можно сомневаться в том, что цикл: «знание → мышление → знание» означает не что иное, как и то, что знания добываются в процессе мышления, а процесс мышления не только предполагает наличие знаний, но образование новых знаний.

Сократовский метод

Мы можем резюмировать, что в основу содержания и структуры интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» заложена:

  1. вопросно-ответная система обучения,
  2. эвристическая беседа (сократовский метод), которая заключается в том, чтобы:

Тем самым, сократовский метод заключается в последовательности, систематичности и логике вопросов, дающих возможность получить новые знания.

Итак, в ходе подачи новых знаний развивается логическое мышление, а в ходе ролевой игры школьники осваивают новые знания, потому что игра – это естественный вид деятельности (Платон).

Другими словами, интеллектуальная программа «ситуативная конкретика» есть чувственное восприятие объектов исследования в обучении (Я.А. Коменский) посредством наблюдений за окружающим миром, методом овладения знаниями причинных связей.

Следует уточнить, что в содержании «ситуативной конкретики» эффективность обучения достигается за счёт такого логически стройного изложения учебного материала, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед школьниками и, лишь затем даёт их разрешение.

Психологические новообразования

Изучать психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психическую функцию (памяти, мышления и речи) означает изучать формирование соответствующих новообразований.

Эта идея воплощена в «ситуативной конкретике» этнодидактического пособия, когда социокультурный опыт ребёнка, будучи продуктом, результатом психической деятельности, и где образ, фиксируясь (в слове), в свою очередь становится идеальным объектом и отправной точкой дальнейшей психической деятельности.

Необходимой предпосылкой осмысленного когнитивно-образовательного  действия послужило:

  1. восприятие предметов и людей, с которыми приходится иметь дело.
  2. те социокультурные условия школьного обучения, в которых был проведён эксперимент,
  3. жизненная социальная практика заставляет школьника перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения — теоретическая деятельность, включающая анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.

Именно эта идея и была заключена в содержании интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» этнодидактического пособия.

 

Exit mobile version