А ведь ребёнок теряет не одно произведение —
он теряет себя
Мария Монтессори
Каждая авторская методика имеет свою чёткую целевую структуру, технологию и сенсомоторные дидактические материалы в личностно-интеллектуальной среде самообучения с указанием возрастного отрезка саморазвития личности ребёнка.
Хочу сразу предупредить читателя о том, что методика — это огромный труд, калейдоскоп идей, когда что-то отметается, что-то корректируется, по сути, скульптурное ЭНЕРГОЗАТРАТНОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ педагога, который хочет помочь конкретному ребёнку самораскрыться, самоутвердиться, но сделать это тихо, незаметно для него.
Название методики сформулировано, благодаря определённой проблеме самообучения конкретного ребёнка. Я искренне благодарна моим 14 малышам, которые и определили название, место и роль конкретной методики всего лишь за 3 месяца существования разновозрастной школы «Три-Л».
Для меня большим событием являлось любое открытие ребёнка, которых за день было столько, что не всегда удавалось уловить «сияние падающей звезды». В этом плане чрезвычайно сложно наблюдать, а тем более, записывать результаты наблюдения. Вот тут-то приходилось фотографировать, чтобы потом в спокойной обстановке проанализировать.
Однако, когда педагог в процессе, у него нет возможности зафиксировать все ценнейшие моменты.
К большому сожалению, я не могу в рамках одной статьи выложить структуру и технологию всех методик, поэтому некоторые я представляю со структурой, некоторые с целерезультатной информацией, а некоторые — только с названиями, поскольку все они описаны в электронной книге «Авторские методики».
АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ
Название 70 авторских методик для самообучения личности каждого ребёнка
- Методика «Микроклимат». Личностно-интеллектуальная среда самообучения, когда порядок внешнего микроклимата порождает внутреннюю собственную организованность.
- Методика «Житейский опыт». Дидактический сенсомоторный материал из конкретной житейской ситуации.
- Методика «Индивидуализация». Свобода выбора предмета исследования и действий формируют самодисциплину и ответственность в возрасте от 2 до 6 лет.
- Методика «Речевой тандем». Данная методика способствует формированию навыков чтения в возрасте от 5 до 7 лет.
- Методика «Диалог».
- Методика «Интуиция» содержит в себе следующие методики:
- «Интуитивная категоризация» в возрасте от 2 до 6 лет.
- «Интуитивная классификация» в возрасте от 2 до 6 лет.
- «Интуитивный интеллект» в возрасте от 2 до 6 лет.
- «Интуитивное чтение» в возрасте от 2 до 6 лет.
Детская интуиция — основа самообучения
Я считаю со всей ответственностью, исходя из многолетнего опыта, что в дошкольном возрасте и речи быть не может о том, что у дошкольника ведущей деятельностью является ИГРА. Нет и ещё раз НЕТ. Ведущей деятельностью может быть только спонтанная активность на базе ИНТУИЦИИ.
Именно по этой причине ребёнку надо давать правильные понятия. Например, «дробь», а не «доли»; «сумма», а не «сложение» и т.д. Если предмет горячий, острый и т.д., то так и надо говорить: «Это опасно!».
- Методика «Виртуоз».
Когнитивная цель – развитие мелкой моторики и зрительно-слуховой сенсорики.
Образовательная цель – формирование целого в едином и единого в целом. Такое понимание окружающей реальности помогает ребёнку не зацикливаться на неудачах, когда он «сегодняшний» лучше, чем он «вчерашний». А также, чтобы он понимал, что научившись читать сегодня, он будет познавать МИР всю жизнь.
Дидактические средства:
- Пианино.
- Комод «Геометрические фигуры».
- Орнаменты.
- Методика «Арифметическая прогрессия». Последовательность чисел. Счёт предметов с использованием цифры как знака числа в возрасте от 3 до 6лет.
- Методика «Математическая арифметика». Умение выполнять арифметические операции с использованием переместительного, сочетательного и распределительного законов сложения, вычитания и умножения от 5 до 6 лет.
- Методика «Звукобуквенный квадрат».
Когнитивная цель — формирование и развитие артикуляционного речевого аппарата. Формирование сенсомоторных навыков написания контура группы букв: гласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки в возрасте от 4 до 6 лет.
Образовательная цель – пополнение словарного запаса, определяющего объём активного словаря личности ребёнка, а развитие кисти рук способствует правильному формированию речевого мышления, интеллекта.
- Методика «Точечно-цифровые кубики». Точечно-цифровое сложение и вычитание в уме в возрасте от 5 до 7 лет.
Когнитивная цель – формирование и развитие счёта в пределах 10, 100 и 1000 а также с переходом через десятку. Дети заполняют свои «таблицы сложения», которые им пригодятся в процессе школьного обучения.
Образовательная цель – автоматизация счёта в уме способствует интенсивному счёту при решении текстовых задач, решении проблемных ситуаций в жизни.
- Методика «Социализация». Самоорганизация и самодисциплина в возрасте от 2 до 6 лет.
- Методика «Рукавичка». Мини-словарь ребёнка от 3 до 6 лет.
Когнитивная цель – умение рисовать контур руки, пользоваться ножницами для вырезания контура. Писать карандашом по словам, написанными педагогом прописными буквами: «левая рука», «правая рука».
Образовательная цель – развитие мелкой моторики, сенсорики, в ходе которых ребёнок, на уровне осознанности и осмысленности, отличает правую руку от левой руки. Чёткое определение доминанта левой или правой руки.
- Методика «Монета». Монетный размен способствует более осознанному счёту от 10 до 100; от 100 до 1000 и переходу через десяток в возрасте от 3 до 6 лет.
Когнитивная цель – формирование и развитие умений не только считать, но и выполнять арифметические действия: сложения (суммы), вычитания (разности), умножения (произведения) и деления (частного).
Образовательная цель – ребёнок может самостоятельно ходить в магазин, знать количество сдачи или недостающей суммы для приобретения объекта собственного интереса.
- Методика «Эрудит». Данная методика способствует пополнению объёма активного словаря ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет.
- Методика «Целое и части» способствует формированию детализации целого в возрасте от 2 до 6 лет.
Когнитивная цель – формирование понятий, относящихся к определённой группе предметов, явлений, процессов, событий и межличностных отношений.
Образовательная цель – ребёнок на уровне осознанности и осмысленности воспринимает понятия: «категория», «класс», «группа», категоризируя их по размеру, форме, цвету, весу, «живое» и «неживое», «Что это?», «Кто это?», «Какой? Какая? Какое?», «Что делает?», «Что сделал?», «Что будет делать?». Перечисленные навыки помогают ребёнку придумывать: рассказы, стихи, переиначивать некоторые сказки, считалки, загадки.
- Методика «Проект». Авторский проект в возрасте от 5 до 7 лет.
Когнитивная цель – формирование умений излагать свои чувства, чаяния с помощью рисунка.
Образовательная цель – формирование умений представлять и формулировать конечную стратегическую цель, по достижении которой личность ребёнка планирует тактику конкретных действий.
Не скрою, если бы мне до апреля 2016 года кто-то сказал, что ребёнок в 6 лет 11 мес. будет грамотно излагать свои мысли, чётко и наглядно представлять презентацию своего проекта в виде «раскладушки» событий, то я бы не поверила ни за что.
Однако этот факт имеется. Нянечка мальчика в возрасте более двух лет с открытым ртом слушала рассказ-презентацию шестилетки Вари Ф. Если бы только она, её слушали все дети нашей разновозрастной группы от 1.8 до 7.7 лет.
- Методика «Задачник». Авторский ЗАДАЧНИК в возрасте от 6 до 7 лет.
- Методика «Словарик». Словарно-буквенная визуализация предметов, явлений, процессов, животного, водного и растительного миров и событий в возрасте от 2 до 6 лет.
- Методика «Рукомер». Измерения штангенциркулем, транспортиром, линейкой и дециметровыми штангами в возрасте от 3 до 6 лет.
- Методика «Меткий глаз». Зрительно-слуховая и тактильно-моторная ориентация в пространстве и во времени в возрасте от 4 до 6 лет.
- Методика «Конструкция». Логико-речевые навыки: наблюдения, сравнения, анализа и обобщения в возрасте от 3 до 6 лет.
- Методика «Дорога». Числовая ось в возрасте от 3 до 6 лет.
- Методика «Шахматные фигуры». Координатная плоскость в возрасте от 4 до 6 лет.
- Методика «Автор». Буквослоговая головоломка в возрасте от 4 до 6 лет.
- Методика «Дилемма». Арифметика длины, периметра, площади и объёма в возрасте от 4 до 7 лет.
- Методика «Гид». Звуковая словесность в картинках в возрасте от 2 до 6 лет.
- Методика «Портфолио». Когнитивно-образовательное ПОРТФОЛИО в возрасте от 3 до 7 лет.
- Методика «Рынок». Сюжетно-ролевая ситуация саморазвития в возрасте от 3 до 6 лет.
- Методика «Заштрихованный контур». Контурно-штриховой рисунок для развития мелкой моторики в возрасте от 2 до 6 лет.
- Методика «Тела». Стерео-планиметрическая ориентация при исследовании геометрических тел и фигур в возрасте от 2,5 до 6 лет.
- Методика «Резинка». Резиночный контур геометрических фигур в возрасте от 2 до 6 лет.
- Методика «Профессия». Если думаете, что именно в 9-ом и 11-м классах формируется профориентация, то Вы глубоко заблуждаетесь. Она формируется в возрасте от 4 до 7 лет.
- Методика «Авторская карта прописи».
- Методика «Арабеска».
- Методика «Верные друзья».
- Методика «Башмак».
- Методика «Калькулятор».
- Методика «Коммуникация».
- Методика «Матричный ящик».
- Методика «ТурбоМозг».
- Методика «АйронМэн».
- Методика «Финансист».
- Методика «АйронМэн».
- Методика «Самоучка».
- Методика «Скороговорка».
- Методика «Слог».
- Методика «Узелок».
- Методика «Лаборатория».
- Методика «Фруктовая композиция».
- Методика «Любознание».
- Методика «Щепотка».
- Методика «Эврика».
- Методика «Счётчик».
- Методика «Мастер».
- Методика «Мост».
- Методика «Часы».
- Методика «Читка».
- Методика «Говорящий круг».
- Методика «Самообслуживание».
- Методика «Мобильный алфавит».
- Методика «Полифония».
- Методика «Приёмник».
- Методика «Око».
- Методика «Анатомия».
- Методика «Кухня».
Кроме этой книги есть и другая книга, в которой описаны авторские методики для дошколят, принявших участие в психолого-этнодидактическом эксперименте на Таймыре в 2010-ом году.
Ради счастливого детства малышей я делюсь щедро со всеми своими наработками, ничего не утаивая.
Заключение
В данной статье не все авторские методики приведены. Они появились, благодаря детям, с которыми мне посчастливилось работать и взаимодействовать.
Они не были моими учениками, а были партнёрами, когда каждый из нас обучались друг у друга.