Site icon etnorazum.ru

Детское мышление формируется в этносемье

Достойное место в реализации этнодидактического подхода в современной системе школьного образования занимает высокопродуктивная научно-педагогическая деятельность Зои Николаевны Ичин-Норбу. Подходы и принципы этнодидактики она довела до эффективно работающей технологии обучения и личностного развития школьников. Ею разработан и издан цикл этнодидактических, этнопсихологических трудов (монографии, учебные пособия), представляющих интерес как для ученых, так и для практических работников образования.

Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

Выдающиеся личности формируются

не посредством красивых речей,

а собственным трудом и его результатами

Альберт Эйнштейн

Почему детское мышление формируется в этносемье?

В чём заключается двойственность детского мышления?

Двойственность детского мышления заключается в том, что оно  возникает при взаимодействии личности каждого ребёнка с окружающей действительностью и является формой этого взаимодействия.

Понятие личности является по сей день спорным, как в психологии, так и в сфере школьного образования.

В момент взаимодействия с окружающей объективной реальностью каждый ребёнок становится самообучающейся личностью, обладающей способностью, с одной стороны, познавательно действовать, а с другой — с желанием изменять мир вокруг себя, преобразовывая его.

Как личность пытается преобразовывать мир?

С помощью мышления самообучающаяся личность ребёнка может идеально преобразовывать предметы и явления.

Несомненно, ребёнок может с помощью мысли побывать там, куда физически проникнуть не в состоянии, когда у него проявляется способность к духовному идеальному, мысленному восстановлению, воспроизведению воображаемой этнической культуры, её функций, её свойств.

Детское мышление развивается в интеллект-программа «Ситуативная конкретика» этнопособия

Именно эти положительные моменты саморазвития детского мышления были мной заложены в интеллектуальную программу «Ситуативная конкретика».

Прекрасно, когда эта способность самообучающейся личности ребёнка воспринимать окружающую действительность наглядно выступает в мышлении персонажей этнопособия самообучения математике при усвоении продуктов этнической (долганской) культуры.

Напомню, четвероклассники и пятиклассники на Таймыре не просто читали объёмные тексты этнопособия «Занимательная математика для северян», а в качестве самообучающейся личности проявляли когнитивно-образовательную активность, самостоятельно развивая своё мышление.

Чрезвычайно важным моментом в личностно-интеллектуальном процессе самообучения является факт изменения личности каждого ребёнка и их интеллекта, поскольку они становились субъектом собственной когнитивно-образовательной деятельности.

В качестве примера можно привести четырёхлетнего мальчика из школы «Три-Л», который без особого труда разбирается в классах и разрядах чисел.

Более того, четырёхлетний мальчик, будучи самообучающейся личность, не только мыслит образами, когда он может абстрагироваться от конфет, заменив их косточками на счётах.

Так он не просто решает конкретные житейскую задачу с конфетами из этносемейного окружения, в котором он регулировал своим поведением в ходе общения и взаимодействия с членами этносемьи.

Речь идёт о том, что мышление личности каждого ребёнка, являясь по форме личностной деятельностью, а по своему содержанию (контексту) выступает как деятельность социально (общественно) обусловленная.

Следовательно, в процессе самообучения личности каждого ребёнка педагогу необходимо учитывать влияние социокультурных условий этносемейной среды самовоспитания, чтобы управлять ходом их мыслительной, когнитивно-образовательной деятельности.

Детское мышление, сформированное в этносемье, имело своё продолжение в исследовательских задачах таймырского эксперимента

Таймырский эксперимент наглядно и доступно показал не только негативные моменты школьного образования, но и пути выхода из кризиса школьной дидактики.

Какие исследовательские задачи были мной обозначены и сформулированы?

Исследовательская задача № 1.

Раскрыть этнокультурные различия запоминания содержания информационной абстракции детей в монокультурной и поликультурной средах их жизнедеятельности

Исследовательская задача № 2.

Понять закономерности личностно-интеллектуального процесса самообучения, механизмы детского мышления, сформированного в конкретной этносемье в условиях этнокультурной и поликультурной сред жизнедеятельности.

Исследовательская задача № 3.

Выявить причины и механизм возникновения проблемы «школьной неуспешности» у детей из этнокультурной группы.

Как я действовала, чтобы реализовать вышеназванные исследовательские задачи?

Во-первых, мне необходимо было обосновать психологическую основу влияния этнодидактики семейного воспитания на процесс школьного обучения.

В-третьих, осуществила эмпирические показания на реальном предмете психологического анализа, соответствующим переживаемым событиям повседневной жизни, в режиме внеурочного времени.

В-третьих, рискнула использовать такие виды деятельности, как:

Тем самым, я попыталась раскрыть реальную связь формирования детского мышления в этносемье и процесса школьного обучения:

1) воспользовавшись анализом процесса самообучения с помощью этноматериалов пособия «Занимательная математика для северян»;

2) синтезом проанализированных моментов в табличных данных;

3) обобщив их в собственных выводах в виде монографии «Этнодидактическая основа самообучения личности».

Как детское мышление, сформированное в этносемье, спровоцировало возникновение метода тройного стимула

Именно вышеизложенные исследовательские задачи определили основной метод полевых психолого-этнодидактических исследований школьников – метод тройного стимула в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества детей и взрослых на математическом предмете общения и взаимодействия.

Авторский метод тройного стимула осуществлялся в ходе реализации трёх интеллектуальных программ самообучения личности каждого школьника.

  1. «Ситуативная конкретика».
  2. «Опорные сигналы».
  3. «Лист самоконтроля».

Однако в неоднородной социокультурной среде жизнедеятельности школьников, я не меняла условия жизни, самообучения, а только предоставили четвероклассникам и пятиклассникам в контексте долганской культуры изучение тем из программы школьной математики для учащихся 5-8 классов.

  1. Обыкновенные дроби и арифметические действия с ними.
  2. Десятичные дроби и арифметические действия с ними.
  3. Проценты.
  4. Планиметрия.
  5. Стереометрия.
  6. Текстовые задачи, с одной стороны, из учебника, а с другой — творческие олимпиадные задачи.

Уточню тот момент, что в ходе проведения формирующего эксперимента я, как экспериментатор, вообще не вмешивалась в общение и взаимодействие детей и взрослых для чистоты личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Напомню, что личностно-интеллектуальный процесс самообучения был технологично проструктурирован, поэтому я этот пошаговый алгоритм назвала технологией самообучения.

Первая основная задача этнодидактического пособия самообучения на базе детского мышления, сформированного в этносемье

Математика образовалась из житейской практики, а потому она должна изучаться в логической связи с житейскими событиями в жизни личности ребёнка. © З. Н. Ичин-Норбу.

Думаю, что математика, образованная из житейской практики, должна изучаться в логической связи с семейными событиями в жизни личности каждого ребёнка.

Разумеется, долганская этнокультура была использована в содержании этнопособия по математике не случайно, а как реализация ключевого дидактического принципа связи теории с житейской практикой.

В чём заключалась первая задача этнопособия самообучения математике?

Основная задача этнопособия – это развитие детского мышления, с одной стороны, грамотной русской речью, чтобы самообучающаяся личность каждого участника эксперимента могла грамотно и понятно излагать мысли и идеи, а с другой — формирование математической речи, чтобы правильно и логически красиво:

1) мыслить;

2) принимать стратегические решения;

3) прогнозировать желаемый результат для пошагового планирования своих дальнейших действий.

Как в школьном пространстве можно применить рассудительно-мыслительные навыки, приобретённые в этносемье?

Для детей из тундры умение предвидеть результат и планировать свои действия — это дело повседневных привычек, сформированных в этносемье, но злободневность проблемы заключается в выше сформулированном вопросе.

А для этого необходимо научиться грамотно по-русски, излагать свои мысли, чтобы было понятно окружающим.

Реальные причины непонимания школьной математики детей из этносемьи

Тундра — естественная природно-социальная среда детей северных этносов.

Однако тут-то и кроется «беда» ребёнка из тундры.

Он привык действовать, а не детализировать, расписывая локально каждый свой шаг – это первая причина непонимания школьного учителя.

Вторая проблема непонимания, а скорее, непринятия учителем позиции ребёнка из тундры кроется в том, что он привык воспринимать проблемное поле целостно.

Видимо, доминирует дедуктивный метод мышления, но, а только потом он детализирует его.

Третья проблема непонимания — эгоцентризм педагога, который заключается в том, что он не развивает речь ребёнка по ходу его мыслительной деятельности.

Школьным учителям проще на ребёнка махнуть рукой и сказать: «Обучению не подлежит» — это в более приличной форме выражения, а зачастую они выражаются в грубой и унизительной форме, не стесняясь своих выражений.

Вторая основная задача этнодидактического пособия самообучения на базе детского мышления, сформированного в этносемье

Вторая основная задача этнопособия заключается в том – как и кому, этническая культура с её традициями (принципами) и обычаями (правилами) помогает или мешает усваивать содержание учебной программы школьной математики?

Для ответа на этот вопрос я включила в содержание эксперимента те темы школьной математики, в которых испытывают затруднения почти все школьники с 5-ого по 11-ый классы.

Для понимания сути применявшихся методов исследования необходимо отметить, что кратковременный формирующий эксперимент проводили в естественной ситуации внеурочного времени школьного обучения, в которой ребёнок мыслил, как самообучающаяся личность когнитивно-образовательной деятельности.

Пока олени будут символом счастья и благосостояния оленеводов, не исчезнут ни язык этноса, ни условия жизненной безопасности, ни чувство собственного достоинства, основанное на духовно-нравственных ценностях культуры этноса. © З.Н. Ичин-Норбу.

Отличительная особенность гносеологии и психологии детского мышления в этносемье

Принято считать, что гносеология изучает движение мысли как процесс, приводящий к определённым результатам, к возникновению идей, теорий, гипотез и т.д. Иначе говоря, этапы движения к истине.

Однако при этом гносеология не акцентирует внимание на личности, а психология изучает, с одной стороны, детское мышление, сформированное в семейном кругу, имеющее своё продолжение в процессе школьного обучения. С другой стороны, степень критического мышления личности каждого ребёнка.

Принято считать, что психологию интересуют закономерности мыслительного процесса, общие для всех людей.

Другими словами, психология больше акцентирует внимание на механизм формирования и развития детского мышления, но при этом упускается само понятие личности, которая обладает не просто сознанием, а этноязыковым сознанием.

Целостный подход гештальтпсихологии в формировании детского мышления в этносемье

Но так же очевидно и то, что для гештальтпсихологии характерен целостный подход к объяснению психических явлений. Она выступает против ассоциативной психологии.

Тут следует обратить внимание на то, что согласно ассоциативной психологии (Юма), два любых впечатления, совпадающих по месту или времени, а также следующих одно за другим, связываются в такую тесную связь, что в дальнейшем достаточно появиться одному из этих впечатлений, чтобы можно было ожидать появления второго.

Например, когда ребёнок читает в этнопособии «что такое дробь», он вспоминает ситуацию с юколой, рыбным пирогом, холодцом и т.д.

Особенно интересно то, что принцип структурности гештальтпсихологии возник и развивался в противовес атомистическому принципу ассоциативной психологии.

Рациональное содержание мышления

Однако вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер и др.) тоже была противопоставлена ассоциативной психологией.

Она отрицала принципы ассоциативной теории, а предложила своё учение с чисто рациональным содержанием мышления. С их точки зрения в мышлении отсутствуют какие-либо наглядные представления, предметные образы.

Следует заметить, что в понимании абстрактного содержания сознания представители вюрцбургской школы исходили из философской концепции Э. Гуссерля, которая заключалась в стремлении оторвать знания от познавательной деятельности субъекта.

В данном случае, противоречивость наглядна — Как мыслительная деятельность по освоению системы знаний может быть оторвана от личности, которая думает, мыслит и творит?

Таким образом, они считали, что человек способен мыслить отношениями, минуя стадию образных представлений. Следовательно, они заменили психологические исследования процесса мышления исследованием логических структур знания. Логика чистых мыслей.

Кстати, психология мышления рассматривала исследование мышления как деятельность индивида в определённых конкретно-исторических общественных условиях. Когда для разработки теоретической модели мышления основой послужил «…принцип мышления есть непрерывное взаимодействие познающего, мыслящего субъекта и познаваемого объекта (задача)» (К.А. Славская, 1968, с.43).

Заключение

Подведя итоги о детском мышлении в этносемье, следует обратить внимание читателя на интеллектуальную программу самообучения математике

Брошюра «ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ» содержит в себе 17 циклов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

А также, ещё раз напомнить о предмете исследования различных школ психологии, у которых был свой предмет исследования.

  1. Ассоцианизм рассматривала мышление как связь чувственных элементов.
  2. Вюрцбургская школа развивает тезис об абстрактном (без образа) характере мышления.
  3. Гештальтпсихология вообще приходит к установлению общности мышления с восприятием.
  4. Психология мышления признаёт метод объективного изучения субъективных по своей природе психических явлений (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).

Самообучающаяся личность каждого ребёнка способна изучить тему любой степени сложности, но только если она изучает и проверяет САМА. Иными словами, экспериментирует. © Зоя Николаевна Ичин-Норбу.

И, тем не менее, необходимо выяснить в дальнейших исследованиях детей из этносемейной микросоциальной среды воспитания подрастающего поколения на основе этнических традиций и обычаев.

  1. От чего же всё-таки зависит ход мыслительного процесса?
  2. Каков механизм запуска мыслительного процесса?
  3. При каких условиях личностно-интеллектуального процесса самообучения формируется мыслительно-рассудительная деятельность самообучающейся личности каждого ребёнка?
Exit mobile version