Site icon etnorazum.ru

Зачем самообучаемости нужна структурная целостность

В традиционных детских садах и школах никогда не дадут возможность пятилетнему ребёнку САМОМУ взять куб, и измерить высоту, длину и ширину, чтобы вычислить его объём.

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

В структурную целостность самообучаемости входит «понятийное мышление» , определяющее траекторию и эффективную результативность  самообучаемости личности ребёнка.

… понятийное знание –

это всегда особая форма

целостного отражения объекта или явления…

Э.В. Ильенков

        В данной статье мне предстоит разъяснить такие понятия, как:

  1. «Мышление».
  2. «Понятие».
  3. «Самообучаемость».

Когнитивное саморазвитие личности ребёнка играет наиважнейшую цель.

Поэтому попытаюсь:

Мышление

Для обзора определения понятия «мышление», которое всегда связано с понятием «мысль», «Мыслительные действия» приведу формулировки некоторых исследователей (Кондильяк, Парменид, И. Кант, Гегель, П.Я. Гальперин, М.А. Холодная и др.):

Кондильяк определяет: «Мысль понимается как восприятие, сравнение, суждение и понятия» и считает мыслительными действиями: счёт и чтение.

Парменид рассматривает как способность: «Мышление – это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и явлениях.

Иммануил Кант уточняет: «Мышление – познавательная способность, оперирующая понятиями».

Гегель конкретизирует: «Мышление логическое – инструмент рационального познания, а понятие является основной формой.

П.Я. Гальперин, заметив предметный характер мыслительной деятельности личности, определяет мышление, как «… построение образа его предметного содержания».

Л.М. Веккер определяет мышление как процесс: «Мышление представляет собой процесс перевода информации с языка образов, на психолингвистический, символично-операторный язык, представленный речевыми сигналами» ().

Б.Г. Ананьев рассматривал умственную деятельность как сложное единство психологических функций, составляющих фундамент всего ансамбля человеческого интеллекта.

Л.С. Выготский утверждал, что развитие от низшего к высшему совершается путём качественных новообразований.

Дж. Брунер выдвинул идею о высших когнитивных процессах как некотором синтетическом образовании: действенном, образном, словесно-символическом. А именно органическое единство трёх способов репрезентации субъектом окружающего мира (действенного, образного и словесно-символического), которое обусловлено системой взаимовлияний и взаимопереходов является важнейшей характеристикой высших стадий интеллекта.

Здесь становится очевидным, почему когнитивные процессы включают в себя:

Память и интеллект

Самообучение, как личностная активность, имеет свои принципы.

Кстати, В.Н. Кирой, Е.В. Асланян считают: «Память и интеллект – это языковые структуры, информация, производимая восприятием, должна быть им понятна и содержательна как родная речь, а не как вычислительная процедура, требующая каждого объёма памяти и наносекундного быстродействия… Мозг – это языковая система, измеряемая в семантических единицах… Процесс восприятия должен иметь языковую структуру» (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, с. 132, 2012).

Принято считать, что мышление – это процесс самостоятельного решения проблемы. Оно возникает только там, где существует проблемная ситуация, в которой человек видит цель, но не знает последовательность действий для перехода из неизвестной ситуации к известной, сопровождающийся инсайтом (озарением).

Понимание ситуации

Понимание заключается в построении правильной структуры ситуации (гештальтпсихология).

Таким образом, в рамках гештальтпсихологии была сформулирована идея проблемного обучения. Следовательно, самостоятельное решение задачи гарантирует понимание ситуации.

Например, гештальтпсихологи занимались исследованием процессов: восприятие и мышление.

В мыслительном процессе Гольбах выделяет три ступени – ощущения, восприятия, идеи и пытается анализировать их качественные особенности (М.Т. Кочарян, 1978, с.56).

Понятийное мышление

Каждое понятие образует оболочку для мышления.

В отличие от него, М. А. Холодная считает: «… понятийное мышление, занимающего центральное место в структуре интеллектуальной активности личности… Понятийное, или как его ещё иногда называют, концептуальное мышление является высшей формой познавательной деятельности человека» (М.А. Холодная, с.3-6, 1983).

Это объясняется тем, что в рамках гносеологической проблематики понятийное мышление рассматривается как высший рационально-логический уровень познавательно-мыслительной деятельности.

Таким образом, можно подвести итог, с одной стороны, в универсальный инструментарий мышления входят:

С другой стороны, слагаемыми мышления считаются:

Слагаемые КОД

 

Когнитивно-образовательная деятельность имеет свою чёткую структуру последовательных действий личности ребёнка.

А теперь рассмотрим сформулированный первый ключевой вопрос в начале нашего рассуждения.

Какое отношение они имеют к когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника?

В мировоззрении представлены подсистемы в их взаимосвязи:

Миропонимание

Познавательно-эмоциональную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение – это сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов мироощущения и миропонимания. Различия в мировоззрении: степень глубины логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов:

  1. Реальные наблюдения.
  2. Логический анализ.
  3. Обобщения.
  4. Выводы.
  5. Доказательства.

В начале статьи речь шла о понятийном мышлении, поэтому стоит упомянуть то, как Э.В. Ильенков вводит понятие «понятийное знание: «… понятийное знание – это всегда особая форма целостного отражения объекта или явления, предполагающая уяснение субъектом как ряда характеристик внутреннего строения факта, так и системы его связей с другими фактами».

Однако многие исследователи психологии и педагогики часто отождествляют когнитивные процессы, умения с когнитивными реакциями, под которыми понимается значение процессов анализа объекта в различных аспектах его конкретно-предметной и категориальной отнесённости в порождении понятийного обобщения.

Менталитет

Социокультурная среда является целостной атмосферой духовно-нравственных ценностей культуры, в которой саморазвивается личность ребёнка.

Видимо, всё-таки когнитивные процессы, реакции, по сути своей, означают те же самые интеллектуальные, мыслительные и познавательные процессы, но часто в виде их примеров представляют «психические функции» (Л.С. Выготский).

Здесь следует заметить, что обобщая понятия, исследователи часто упускают довольно важные моменты. Поэтому считаю нужным уточнить и как-то иначе объединить представления о мышлении, понятии, самообучаемости в одно понятие «менталитет».

Менталитет, в моём понимании, означает некую интегральную психологическую характеристику самообучающейся личности, проживающей в конкретных природно-климатических условиях социокультурной среды, имеющей индивидуальные особенности мыслительной деятельности, в результате которой формируется этнокультурное речевое мышление.

Иными словами, менталитет, на языке физики и геометрии, является равнодействующей трёх векторов преемственности:

  1. Предметной.
  2. Психологической.
  3. Личностной.

Попробую раскрыть суть второго  ключевого вопроса, который был озвучен в начале статьи. рассуждения.

Какова зависимость конкурентоспособности самообучающейся личности от стратегического прогноза продукта когнитивно-образовательной деятельности?

По всей видимости, продукт – это результат, определяющий цель когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности.

Это означает, что личность, которой свойственны сознание, самосознание, самопознание, определяет для себя:

        Какова зависимость конкурентоспособности самообучающейся личности от тактического планирования действий?

Общеизвестно, что тактика действий зависит:

  1. От реальной ситуации.
  2. От объёма тех новых знаний, которые меняют траекторию и содержание рассуждений.
  3. Новый когнитивно-образовательный опыт проб и ошибок в результате взаимодействия самообучающейся личности может вообще определить несколько иной продукт деятельности.
  4. Изначально желаемый продукт, будучи уже неактуальным, может дать толчок, импульс движения в направлении получения другого результата желаний.

Иными словами, «аппетит приходит во время еды». Если это крылатое выражение перевести на научно-житейскую платформу, то получается – саморазвитие, как качественное изменение, интеллекта, психики и личности возможно только при положительной динамике когнитивно-образовательной деятельности личности, которая сама обучается, насыщается новыми знаниями в результате проб и собственных ошибок, «набивания шишек».

Иначе говоря, если нет предметного содержания восприятия событий, явлений, межличностных отношений, то нет и наглядного, доступного мышления.

Вот и получается, если нет условий для саморазвития, нет и цели саморазвития. Например, нет желания приобрести дорогостоящий, навороченный автомобиль, то нет и цели – где и каким образом раздобыть миллионы?

Условия формирования самообучаемости

Итак, логика предыдущих размышлений привела меня к следующим выводам, что самообучаемость личности возможна при учёте следующих моментов.

  1. Житейский, индивидуальный, социокультурный опыт: общения.
  2. Коммуникации, означающие общение и взаимодействия.
  3. Уважения воли, желания другого субъекта.
  4. Добывания новых знаний.
  5. Осуществления волевых усилий.
  6. Владения мнемотехникой.

Вышеперечисленные условия формирования самообучаемости являются совокупностью приёмов, облегчающих запоминание фактов, явлений, понятий и т.д.

Структура самообучаемости

 

Каждая интеллектуальная программа основана на преемственности внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

В структуру самообучаемости личности школьника входят:

  1. Речевое мышление в понятиях.
  2. Восприятие в ощущениях.
  3. Внимание.
  4. Воля.
  5. Память.

Разумеется, вышеперечисленные компоненты структуры самообучаемости, будучи необходимыми условиями осмысленного и осознанного поведения личности, психически функционируют в её сознании, образуя менталитет личности.

        Безусловно, «… способность рассуждать, строить планы, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на собственном опыте» (Р. Нисбетт, с.13, 2013).

Между тем, на каждом этапе своего жизненного пути у самообучающейся личности расширяются границы её мировоззрения, что означает:

Итак, самообучаемость, как личностная активность, имеет свою структуру и технологию.

Exit mobile version