Site icon etnorazum.ru

Самообучающаяся личность как субъект КОД

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Самообучающаяся личность, как субъект когнитивно-образовательной деятельности, сама решает: что, зачем и как изучать, познавая окружающую действительность.

Уважайте,

если не почитайте,

чистое, ясное, непорочное святое детство

Я. Корчак

В данной статье я приведу результаты проверки гипотезы о самообучаемости личности ребёнка в ходе психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре.

Рабочая гипотеза № 10. Грамотно, содержательно и логично составленная структура этнодидактического пособия с учётом предметной преемственности учебного материала будет содействовать индивидуальной самообучаемости школьника.

Цельвыявить и описать влияние предметной преемственности на индивидуальную самообучаемость школьника.

Задачи:

Представим формулу вычисления коэффициента самообучаемости личности школьника:

   Soкоэффициент самообучаемости;

ΔZn – приращение знаний, умений и навыков 1, 2 и 3 заданий диагностических работ;

Z2) – количество правильно выполненных заданий диагностической работы № 2.

Z (Д2) = задание № 1 (8) + задание № 2 (3) + задание № 3 (4) = 15 (баллов) – максимальное количество баллов.

Коэффициент самообучаемости

Экспериментальная школа 4-е классы 5-е классы
Сындасская начальная школа-интернат 82 %
Новорыбинская средняя школа 44 % 60 %
Хетская средняя школа-интернат 70 % 80 %
Хатангская средняя школа № 1 (1) 78 % 45 %
Хатангская средняя школа № 1 (2) 31 % 65 %

 

Ниже представлена диаграмма результатов исследования

Следует отметить, что условие написания диагностических работы № 2 было для всех одинаковым, то есть все учащиеся 4-х и 5-х классов писали диагностическую работу № 2 ровно 15 минут (учёт расхода времени), что говорит о глубинной сущности этнодидактического принципа самообучения, которое действительно оказалось развивающим.

Между тем, если четвероклассники не имели даже чёткого представления о дроби, а тем более не умели выполнять арифметические действия (операции) с ними, то после формирующего эксперимента на учебных материалах этнодидактического пособия самообучения математике они научились их выполнять. Следовательно, у них сформировалась не только логическая память, но и усовершенствовалась техника чтения, следствием чего послужило формирование речевого мышления и мыслительной речи. Иными словами, школьники, развивая речь,

Таким образом, в коллективном взаимодействии, в ходе общения, проявилась двухаспектность развивающей составляющей самообучения, предметом которой была двусубъектность взрослого и школьника. Данное следствие по принципу цепной реакции повлекло за собой и такой положительный момент, как изменение уровня самооценки, которая является показателем личностного развития.

Так ли уж всё это ново? Конечно же, нет. Об этом свидетельствуют жизнь, творчество и тернистый путь личностного развития выдающихся людей нашего Отечества.

Например, Константин Эдуардович Циолковский — отец Космонавтики.

Уже из видеоматериала видно, что самообучающаяся личность, по сути своей, доставляет много хлопот школьным учителям, такой ребёнок не удобен.

Исходя из результатов эксперимента на Таймыре, необходимо отметить два момента:

Мы можем резюмировать, что в ходе эксперимента этнодидактическое пособие самообучения математике явилось своего рода психологическим тренингом в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, так как школьники, в режиме свободного выбора, воображая, самообучались, общались, рассуждали и спорили в ситуациях монолога и диалога. Иными словами, они одновременно свободно воображали, самообучаясь, то есть, не упуская из виду цель самообучения, а с другой – самостоятельно обучались, представляя полувымышленную, полуреальную действительность.

Ниже представлена структура новообразований самообучающейся личности школьника.

Общеизвестно, что личности свойственны такие качества, как:

Несомненно, формирование личности зависит от культурно-средовых условий её формирования.

Необходимо было выявить, каково влияние контекста этнической культуры на показатель эффективности самообучения. Действительно ли житейская ситуация стимулировала индивидуальную потребность школьника в самостоятельном приобретении новых знаний и опыта?

Таким образом, результаты психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре доказали, что только в ходе самообучения личность способна познавать фундаментальные знания осознанно и осмысленно. Потому что процесс самообучения основан на свободе выбора.

Exit mobile version