Site icon etnorazum.ru

Социоприродный опыт познания в этносемье

Малышка, познающая мир

Взгляд малышки, познающей мир.

Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

Если ты будешь любознательным,

то будешь многознающим

Сократ

Почему социоприродный опыт в этносемье есть ключ к познанию?

Когда я говорю о социоприродном опыте детского восприятия окружающей реальности, то имею в виду то, как годовалый ребёнок социализируется, благодаря природным качествам исследователя: любознательности и любопытству.

Социоприродный принцип процесса самообучения вскрывает особенности саморазвития личности ребёнка.

Социоприродный опыт годовалого ребёнка в этносемье

Как годовалый ребёнок познаёт мир?

Умение подражать — это и есть ключевой показатель самообучаемости личности ребёнка.© З.Н. Ичин-Норбу.

Общеизвестно, что до 1 года ребёнок должен быть чрезвычайно подвижным.

Как раз на днях я вспомнила случай с моим сыном.

Я ему сшила «попрыгунчик» из брезентового материала с поролоновой вставкой, наподобие сегодняшних подгузников, о которых я в то время знать не знала.

У меня была цель – ребёнок не должен испытывать дискомфорт, если вдруг сёстры не поймут его сигнала о желании к горшку.

Как часто и бывает сёстры, заигравшись или увлёкшись выполнением домашних заданий, благополучно забывали про братика.

Папа от стены до стены, под потолком подвесил железную трубу, по которой сынок продвигался прыжками к объекту своего интереса.

Социоприродный опыт движения в кругу семьи есть ещё один ключ к познанию

Что при этом происходило?

  1. Ребёнок на интуитивном уровне целенаправленно прыжками пробирался к объекту исследования, которым был бак с углём.
  2. Несмотря на то, что его металлический плечик, к которому был привязан «прыгунок», постоянно нами отодвигаемый ближе к двери на расстоянии около 2,5 метров, он упорно двигался к цели. Причём без истерики, но настойчиво и со всей решительностью – это закладка волевых качеств и привычка принимать сиюминутное решение, которое он тут же реализовывал.
  3. Полная самостоятельность в принятии решения и движения к цели.
  4. Любознательность, которую многие детки не до конца сформировав, теряют и надолго. Возможно, поэтому есть такие взрослые, которые боятся и не хотят менять свой проверенный уклад жизни.
  5. Любопытство – Что же там такое чёрное? Почему оно твёрдое и разное по форме? Почему оно имеет отражательный характер? Почему именно его бросают в печь? Хотя ребёнок не знает, что такое печь, но он наблюдает.
  6. Сёстры находятся рядом, в поле его зрения, поэтому он не испытывает одиночества. Он наблюдает за ними:

— смеётся, когда они смеются;

— бровки собирает домиком, когда видит, что они сосредоточены;

— начинает интенсивно прыгать, когда сёстры встают и подходят к нему.

7. Он подражает им эмоционально и моторно-двигательно, а подражание и есть показатель степени самообучаемости.

Ничто так годовалого малыша не развивает, как мышечная, скелетная и суставная подвижность, особенно, когда ребёнка мама поглаживает, массажирует, заставляет ручкам и ножкам сгибаться и разгибаться.

Сенсорно-моторный опыт в этносемье — фундамент детского познания мира

  1. Тактильный приём восприятия его окружения формирует способность осязания.
  2. Кинестетический приём восприятия формирует двигательную способность.
  3. Обонятельный приём – когда ребёнок убеждается, что уголь не пахнет. Он уже знает, что это уголь, потому что сёстры ему кричат: «Не трогай уголь! Фу!».
  4. Вкусовой приём – когда ребёнок сам убеждается, что уголь-то без вкуса и зубами не прокусывается.
  5. Слуховой приём формирует способность воспринимать звуковые волны, когда уголь не гремит, не звенит и не скрипит.

Он так примерно раз 5-7 продвигался к баку, а когда сынок исследовал уголь, бак уже перестал его интересовать. В этот момент понимание угля, как предмета исследования, уходит в подсознание.

Так формируется понимание не только физического предмета, но и понятия, поскольку стоит ему услышать слово «уголь», он может его представить абстрактно. Однако он вспомнит не только слово «уголь», но и другие слова:

Вот так он многократными прыжками оказывался у печки. Но когда он обжёгся, и сёстры ему кричали из комнаты: «Горячо! Можешь обжечься! Нельзя к печке подходить!». И этот объект познал.

Главное – нельзя ребёнку запрещать! Пусть обожжётся, шишки себе набьёт, только тогда ребёнок становится САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ и ОТВЕТСТВЕННЫМ за свои действия.

Фундаментальное правило формирования социоприродного опыта в этносемье

Воспитывать личность ребёнка так, чтобы у неё всегда была потребность в здоровом образе жизни: физкультура + правильное питание, чтобы он потом не принимал лекарства для того, чтобы быть здоровым.

Как-то раз мой знакомый очень возмущался тем, что его внуки:

Как ни грустно, но вкусовые качества тоже играют немаловажную роль в эффективности детского саморазвития, поскольку обедняется диапазон восприятия.

Был даже случай, когда ребёнок из городской среды, увидев корову, с удивлением спросил у папы: «Папа, а это кто?». Хотя, казалось бы, он на упаковке пачки из-под молока постоянно видит изображение коровы.

Иначе говоря, здоровее будет ребёнок из деревни, который пасёт коров, постоянно двигаясь и думая, — Куда же это она пошла? Когда она пойдёт уже домой? Где её телёночек? Как бы снова не пришлось их часами искать, когда ребята играют футбол.

Как видите, мыслительный процесс идёт полным ходом и в режиме реального времени и лугового пространства, а не в групповой комнате детского сада, где по картинкам дети должны определить названия животных.

Формула социоприродного опыта здоровья в этносемье

ФИЗКУЛЬТУРА + ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ = ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

В содержании интеллектуальной программы «Ситуативная конкретика» реализуется социоприродный принцип процесса самообучения.

Кстати, принцип анализа конкретного общественного бытия личности каждого ребёнка реализуется в этносемейной микросоциальной среде её воспитания и самовоспитания, которая актуализирует необходимость использования знаний, имеющихся в социокультурном опыте ребёнка.

Во-первых, в психологии этнопедагогической дидактики это означает то, что математические знания, которые формируются в интеллектуальной программе «Ситуативная конкретика» за счёт информационной интерференции, когда новая информация, например, математическая, накладывается на уже сложившийся житейский опыт мыслительной деятельности личности ребёнка.

Тем самым, происходит «… обобщение уже сложившихся частных способов и структур умственных действий в более общее» (Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др.).

Во-вторых, такие этнические особенности детей из тундры, как умение быстро анализировать «трудные» ситуации с выбором только одного варианта из множества, как правило, обусловливает им успешность и быстроту усвоения информационной абстракции, характерные для когнитивно-образовательной деятельности в процессе самообучения.

В-третьих, такая этническая привычка, как самообучаться на чужих поведенческих образцах общения, рассуждения, поступка, позволяет личности ребёнка делать свои выводы и выбирать свой путь решения, поскольку существует такой негласный закон тундры: «Слушай всех, смотри на всех, но принимай решение САМ».

В этносемье так принято, что никто не спорит, а прислушиваясь, поступает по-своему. Вот почему детям из тундры трудно обучаться в школе – они привыкли принимать решения самостоятельно.

Потому как, от их быстрого, но верного решения зависит чья-то жизнь. Тундра часто ассоциируется с понятием «выживание».

А это означает не что иное, как мыслительный процесс базируется на эмпирическом опыте каждого, но обобщается индивидуально, превращаясь в личное знание, определяющее веру в себя.

И наконец, язык математики и русский язык гармонично встраиваются в код долганского языка, который, по сути, так же, как и английский, является языком логики мышления.

Сигнальные точки опоры в социоприродном опыте познания в этносемье

Напомню, что содержание интеллектуальной программы «Опорные сигналы» представляет собой фильтрацию определённых знаний в процесс творческой активности детей.

  1. Мысленное воспроизведение информационной абстракции.
  2. Воссоздание содержания и смысла прочитанного текста.
  3. Перевод того, что они узнают, на язык их собственной вербализации:
  4. Личностных интересов.
  5. Социально-индивидуальных проблем восприятия информации.
  6. Математических понятий.

Логическая связка детского мышления и социоприродного познания в этносемье

С момента рождения ребёнок учится наблюдать, сравнивать и задавать вопросы взрослым, которые зачастую входят в «ступор» от глубины содержания детского вопроса.

Вместе с тем, мышление личности каждого школьника рассматривается как взаимодействие («встречи» — по Сеченову) с объективной социокультурной средой жизнедеятельности, которая раскрывается, познаётся в процессе этого взаимодействия.

К настоящему времени имеются убедительные свидетельства (П.П. Блонский, 1935; Л.С. Выготский, 2008; П.Я. Гальперин, 1966; Дж. Дьюи, 1999; М. Доналдсон, 1985; Ж. Пиаже, 2008; А.Н. Леонтьев, 1950; А.Н. Лук, 1976; А.М. Матюшкин, 2003; Ю.А. Петров, 1991; Д.Б. Эльконин, 1950 и др.) в пользу того, что понимание сущности мышления самообучающейся личности ребёнка влечёт за собой определённое решение проблемы соотношения его мышления и математических знаний.

В многочисленных исследованиях советских психологов был вскрыт психологический аспект проблемы соотношения мышления и знаний.

В них ставится вопрос о неразрывной связи, с одной стороны, усвоения и применения знаний, а с другой — о степени обобщённости, проанализированности знаниевых компетенций, усвоенных личностью каждого школьника (Д.Н. Богоявленский, В.И. Зыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, М.Н. Шардаков и др.).

В этих исследованиях решаются вопросы о зависимости актуализации знаний от уровня процессов: анализа, синтеза и обобщения.

Общеизвестно, что у детей младшего возраста различной формы и уровня изучались А.А. Люблинской. В ряде исследований изучаются различия в видах ассоциаций по их обобщённости и системности (Ю.А. Самарин и др.), что ведёт к решению проблемы актуализации в аспектах формирования знаниевых компетенций, которые проявляются в мыслительных навыках.

Социоприродный детский опыт познания в этносемье противоречит школьному обучению

Сенсомоторные материалы Марии Монтессори и в наши дни актуальны, как и 100 лет назад.

Свои сенсомоторные дидактические материалы Мария Монтессори разработала, благодаря пристальному наблюдению за детьми.

Почему школьные учителя не всегда инициативны?

Во-первых, потому что они делегируют свои педагогические решения и полномочия директору школы, как работодателю:

Во-вторых, они занимаются строго своей предметно-педагогической деятельностью, ограничивая границы детского познания.

В-третьих, они счастливы и хорошо зарабатывают, потому что у них имеются:

1) хороший социальный пакет как гарантии по старости, по болезни, по переезду;

2) хороший компенсационный пакет и так далее;

3) они чувствуют себя в позиции «в шоколаде», ничего другого не хотят.

И наконец, они не хотят быть никакими бизнесменами педагогического инфобизнеса. Боже, упаси, заняться «неопределённостью».

Как правило у педагогов всегда есть планы на хорошего ученика, у родителей – на собственного ребёнка, потому что успех детей является показателем успехов педагогов и родителей.

Между тем, детское саморазвитие формируется, благодаря тому, что дети умеют выявлять противоречия и решать их, когда возникает проблемная ситуация.

Безусловно, педагогу необходимо уметь решать противоречие, возникшее между собственной активностью личности каждого ребёнка и воздействием на неё социокультурной среды, согласно образовательным парадигмам:

Заключение

Итак, я попыталась раскрыть природно-социальный принцип «Психологии школьной этнодидактики» в нескольких аспектах детского саморазвития в результате сформированного социоприродного опыта познания в этносемье.

  1. Прочные математические знания.
  2. Этнические особенности детей в ходе когнитивно-образовательной деятельности.
  3. Привычка самообучаться.
  4. Интеграция русского языка и языка математики на основе этнического языка.

Уважаемые педагоги и родители, настоятельно рекомендую обратить пристальное внимание на то, что социоприродный опыт познания в этносемье – это стартовая позиция саморазвития личности каждого ребёнка.

Exit mobile version