Хотим мы этого или не хотим, но педагог и родитель – это два конца одной «палки». Рассмотрим этот образ «палки» на наглядных примерах отношений детей и взрослых.
Осознание развивается с развитием дифференциации
М. Доналдсон
Какие ошибки допускает учитель?
Исходя из приоритетов, расставленных учителем, можно выявить некоторые учительские ошибки:
- Он воспринимает ребёнка как материал, которым можно работать так, как он хочет: детализирует, лепит, рисует, отрезает и выкидывает, управляет, забывает об отрезанных деталях и т.д.
- Он ребёнка изначально воспринимает объектом воздействия: требования, наказания и поощрения.
- Он понимает, что кого бы из ребёнка не слепить, зарплата всё равно будет. Стоит ли вообще по этому поводу «заморачиваться»?
- Он воспринимает ребёнка как предмет реализации своей мечты, которая, по сути своей, является осуществлением Программы, спущенной «сверху». Безупречное выполнение всех пунктов Программы – это УСПЕХ! ПРИЗНАНИЕ! Но только есть маленькая поправка: ребёнок – это ЛИЧНОСТЬ, которая имеет собственный опыт, самосознание, определённый набор мироощущений, мировосприятия и т.д. Ребёнком нельзя управлять как машинкой на дистанции, как роботом, имеющим некое количество кнопок.
Какие ошибки допускает РОДИТЕЛЬ?
- Он считает, что если есть детский сад, школа, то «Зачем париться?», аргументируя своё бездействие по отношению к ребёнку тем, что: педагоги специально учились, чтобы воспитывать; педагоги на моём ребёнке зарабатывают, пусть оправдывают свою зарплату и т.д.
- Он не так понимает, что такое ОБЩЕНИЕ с ребёнком: пришёл, указал, наговорил кучу нравопоучительных фраз, а то и оскорбительных эпитетов; купил ребёнку игрушки, сладости, отвёз на развлекалку и т.д.
- Он напрочь забыл или не осознал, что ребёнок в будущем времени будет обеспечивать его старость, а не педагога. Ребёнок – зеркало его ДУШИ, МЫШЛЕНИЯ и ПОВЕДЕНИЯ, а не педагога. Ребёнок – это его НАДЕЖДА! МЕЧТА! СЧАСТЬЕ! Но никак не педагога.
Вот и замкнулся круг, из которого, казалось бы, не вырваться НИКАК!
На самом деле, выход один и чрезвычайно простой – не мешайте ребёнку развиваться!
Свобода — главное условие детского развития
- Предоставьте ребёнку СВОБОДУ выбора познания: предметов, явлений, процессов, событий, а их у него так много, как волос на голове, если не лысый, как звёзд на небе, если оно не затянуто облаками.
И то, что для педагога и родителя считается мелочью, для ребёнка всё встаёт как ПРОБЛЕМА. Именно предоставленная свобода выбирать собственные мысли, поможет ребёнку создавать собственную действительность.
- Общайтесь с ребёнком, молча наблюдая за процессом красоты его мышления, рассуждения, не скрывая восхищения его методом и способом выхода из затруднительного положения. Как ни странно это звучит, но зачастую детский метод является явной подсказкой решения профессиональной проблемы взрослого.
Поймите меня правильно:
- Ваша искренняя улыбка, как простая схема добродушного взаимодействия,
- Ваша мимика,
- Ваши жесты, сопровождаемые эмоциональной вокализацией искреннего восхищения. Восхищаясь образом мышления ребёнка, Вы формируете его сознание, настроенное на успех, а во взрослой жизни Ваш ребёнок станет обеспеченным человеком, сознание которого будет настроено на богатство, его мысли будут посвящены достатку, успеху и материальному благополучию.
- Ваши удивлённые и радостные глаза сделают намного больше, чем:
- упрёки,
- наставления,
- наказания,
- поощрения.
- Взаимодействуйте с ним, коммуницируя, не стесняясь собственных ошибок. Потому что Бог дал Вам ребёнка для Вашего спасения. Так пользуйтесь этим, не сопротивляйтесь ЖИЗНИ, радуйтесь зеркалу собственных поступков, помыслов, не надо игнорировать ПОДАРОК, данный Вам Богом.
- Не стоит расстраиваться из-за того, что план не реализовался, значит, был плохой план, но рассмотрите внимательнейшим образом то, что получилось, и Вы воочию убедитесь в том, что получилось-то ЛУЧШЕ, чем Вы предполагали.
- Как важно родителям и педагогам научиться доверять своей ИНТУИЦИИ, здравому смыслу, доверять ребёнку. Да, у него нет опыта жизни в нашем материальном мире, но ведь он прожил не одну жизнь, пока не появился в Вашей семье. Это значит, на подсознательном уровне ребёнок имеет некий опыт действий, мыслей.
Детские рассуждения
Чтобы не быть голословной, я Вам предлагаю не только прочитать, но и подумать над детскими высказываниями.
Постарайтесь, после чтения, ещё раз прочитать то, что написано выше о предоставлении свободы, не навязывании собственного мнения, отказ от общения с ребёнком, от того, что можно послушать его и т.д.
- Диалог девочки из Бангладеш.
Мама укладывает спать дочку.
— Ну вот, съела бананчик, пора засыпать.
— Я хочу ещё бананчик.
— Нет, ложись спать.
— Ну, совсем маленький …
— Маленьким бананчикам тоже спать надо.
— Тогда дай самый большой!
На самом деле, 6,5 лет взаимодействия и общения с ребёнком определяют степень достойной старости.
Хорошо подумайте! Стоит ли долгие годы спокойствия и счастья разменивать на 6,5 лет вне общения со своим чадом, а потом немерено денег, сил и времени тратить на репетиторов?
Это же не так много — 6.5 лет!
Помните! Самый лучший педагог для Вашего ребёнка — это Вы!!!
- Диалог норвежского мальчика.
Маленький племянник спрашивает у своего пожилого дяди:
— А вы что – в лесу родились?
— Почему ты так думаешь?
— Да папа сказал: «Опять к нам припёрся этот старый пень!»
- Рассуждения румынского мальчика.
— Как это сделался первый человек? – глубокомысленно спрашивает бабушку Николаэ. – Ведь у него не было ни папы, ни мамы?
- Диалог украинских малышей.
Галя:
— И как это мама догадалась, что ты не умывался?
Ваня:
— Я забыл намочить мыло.
- Диалог польской девочки.
Маленькая девочка пришла к соседке.
— Здравствуй, Марыся, тебе чего?
— Мама очень заболела и хочет клубничного варенья.
— О Матка Боска! А во что тебе положить? Ты взяла стакан или блюдце?
— Ничего не нужно. Я тут съем.
Подсознательная логика ребёнка
- наблюдение,
- сравнение,
- анализ,
- синтез,
- конкретизация,
- обобщение,
- умозаключение.
Не эти ли мыслительные операции педагоги пытаются формировать в школе, реализуя Программы образования?
Зачем формировать то, что уже есть у детей?
Приходится констатировать факт отсутствия у первоклассников детской любознательности, непосредственности, оживлённости и самодовольствия. Только и слышишь: «Мой ребёнок не хочет учить и писать буквы. Считает с пропуском цифр. Мой ребёнок знает слоги, но не умеет их связывать в слова» и т.д.
Простите, а откуда взяться всем этим явлениям в возрасте от 7 до 9 лет, когда сензитивный период бурного процесса самообучения приходится на возраст от 3 до 6,5 лет?
Наблюдайте за ребёнком:
- как он мыслит? Любая мысль, возникшая в детском мозгу и укрепившаяся там, окажет воздействие на дальнейшую жизнь ребёнка.
- Как он выходит из затруднительной ситуации? При правильной организации детское воображение является одной из самых динамичных возможностей развития ребёнка.
- Как он управляет не только своими, но и Вашими эмоциями? Мысленно-позитивный образ является реальной силой ребёнка, способной повлиять на его жизнь.
- Как он философски относится к тому, что у него не получается? Своими позитивными утверждениями обогащайте его внутренний мир мыслей и творческой энергии.
Ребёнок никогда не зацикливается на неудачах!
Главное – необходимо ребёнку помочь быть:
- организованным,
- спокойным,
- радостным.
Именно эти три утверждения реализуются в трёх правилах поведения в личностно-интеллектуальной среде самообучения. Следовательно, дети каждый день изменялись к лучшему, потому что их чувства удовлетворения результатом когнитивно-образовательной деятельности и положительные эмоции ускоряли и материализовывали мысли в физическом эквиваленте – они были УСПЕШНЫ!
Просто, ребёнку «умные» взрослые постоянно напоминают об его ошибках, и тем самым они формируют у него комплекс неполноценности, не обращая внимания на то, что ребёнок также уникален, как тот, с которым его сравнивают, но в другой области.
ПОМНИТЕ! Нет ничего лучше и эффективнее собственной ошибки. Пусть ребёнок ошибается, потому что из ошибок, которые он проанализировал, значит осознал, состоит настоящий его ОПЫТ.
Педагогическая интуиция
Педагогическая интуиция — это способность педагога к мгновенному инсайту без предварительных рассуждений, размышлений.
Хочу заметить, что только благодаря своей педагогической интуиции я смогла разглядеть в каждом ребёнке уникальность его интеллекта. Из 14 детей не было ни одной пары совпадающего вида интеллекта.
Как ни странно, только могущественная интуиция педагога, во взаимодействии с чёткой логикой, способна разработать Программу личностного развития ребёнка по принципу – качество самообучающейся личности ребёнка зависит от качества образов мыслей и поведения.
Несомненно, подсознание самообучающейся личности ребёнка изобилует новыми идеями, решениями и ответами, и определяет новое, оригинальное, динамичное и полноценное саморазвитие.
К сожалению, новое возникает не само собой, а только при умении концентрироваться – это то, что дети из Школы дошколят «Три-Л» умеют делать хорошо.
Концентрация — умение управлять собственными мыслями
Поскольку дети изо дня в день развивают способность к концентрации, то они начинают лучше управлять своими мыслями, обретая при этом высокую степень ясности ума.
А ясность ума позволяет ребёнку размышлять, что формирует у него навыки концентрации. Ребёнок, размышляя, постигает глубинный, скрытый смысл сказанного, услышанного слова или увиденного события. Концентрация помогает личности ребёнка пробиваться сквозь поверхностные знания, идеи, закономерности и истины, чтобы отыскать нужную информацию.
Думаю, ребёнок, размышляя, концентрируется, а концентрируясь, дисциплинирует ум.
У ребёнка есть ключевая особенность – он воспринимает информацию, идеи на чувственном уровне, а это гораздо эффективнее простого логического осмысления.
Поэтому педагогам и родителям стоит взять на вооружение эту детскую особенность не только ради развития личности ребёнка, но и собственного развития, оттачивания своего профессионализма.
Правильно думать и эффективно развиваться
Кроме того, любое общение с ребёнком – это практика взаимодействия, сотрудничества, партнёрства, умения работать в команде.
В известной степени, формирование способности сконцентрироваться и фокусировать:
- свои мысли,
- внимание на исследовании, изучении предмета или явления
помогло детям успешно использовать силу эмоций, чувств и воли, чтобы проявить свою уникальность.
УНИКАЛЬНОСТЬ – это и есть проявление ИНТЕЛЛЕКТА
Никогда не задумывались над этим?
- В дошкольном возрасте у ребёнка ведущей является игровая деятельность. Так ли?
- У младшего школьника ведущей является учебная деятельность. Неужели?
- У младшего подростка ведущей деятельностью является общение. Правда?
Вот такая ПУТАНИЦА и породила у педагогов полное недоверие к психологическим теориям, которые пишут, громоглагольствуют о мышлении, речи, эмоциях и интеллекте, но при этом никогда, ни одного дня, ни одного часа не занимались школьной дидактикой. Потому и не имели ни малейшего представления о стратегии развития личности ребёнка.
Но зато, все эти пробелы предстоит устранить Вам.
ДЕРЗАЙТЕ!!!