Положение в обществе
является следствием интеллекта
Р. Нисбетт
Что означает мобильность самообучающейся личности в этносемейном воспитании?
Самообучаемость личности ребёнка способствует формированию географической мобильности как показателя её конкурентоспособности.
Мобильность самообучающейся личности в этносемейном воспитании: ключевые проблемы самообучаемости
Самая распространённая проблема в российских регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – дети северных этносов неуспешны в процессе школьного обучения.
Почему школьники из этносемьи не понимают содержание школьной программы?
Ребёнок САМ обучается мыслить в ходе неоднократных сенсомоторных тренировок. Как показал ряд исследований, основным условием понимания является восприятие.
Почему воспитанники школы-интерната не воспринимают содержание учебной программы?
Как доказали психолого-этнодидактические исследования школьников на Таймыре, именно менталитет, как этнический способ восприятия и понимания объективной действительности, не учитывается педагогами.
Почему воспитанники школы-интерната не умеют рассуждать?
Потому что в содержании учебной программы школьных предметов отражена российская действительность. Именно по этой причине было разработано в этнопособии «Занимательная математика для северян» содержание информационных абстракций излагается с через призму этнокультурной действительности, в которой дети из этносемьи самостоятельно обучаются.
Что характерно для той или иной этнической действительности?
- Оценочно-ценностная сфера традиций этносемейного воспитания подрастающего поколения.
- Ценностный аспект сознания личности каждого ребёнка из этносемьи.
- Совокупность этнических принципов осуществления суждений и оценок.
- Несколько иная концептосфера. Иными словами, иная информационная база, набор единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием. Например, для северян деньги не представляют такую ценность как для азербайджанцев, армян, абхазцев и т.д.
Для северных этносов ценность представляет человеческая взаимовыручка, надёжность, верность, честность.
Почему воспитанники школы-интерната не умеют решать текстовые задачи?
Привычка экономить время срабатывает на подсознательном уровне. Значит, надо составлять такие текстовые задачи, решая которые можно найти вариант выхода из реальных трудностей, встречающихся в жизни. Следовательно, составлять такие текстовые задачи, содержание которых запускает механизм логической, концептуальной и когнитивной деятельности, свойственные этническому способу восприятия действительности – их менталитету.
Личность каждого ребёнка начинает думать только после собственных наблюдений и анализа на подсознательном уровне.
Почему воспитанники школы-интерната замкнуты, мало говорят, либо вообще предпочитают игнорировать все замечания, требования педагогов школ-интернатов?
Многолетняя педагогическая практика наглядно показала и утвердительно доказала, что та русскоязычная школьная среда, в которой дети из этносемей обучаются и воспитываются ПРОТИВ их воли, не соответствует совокупности морально-этических норм мышления и поведения
- Этнические традиции семейного воспитания подрастающего поколения являются принципами жизнедеятельности в суровых природно-климатических условиях выживания.
- Этнокультурные обычаи определяют нормы поведения, общения, взаимодействия детей и взрослых. Безусловно, социальная норма свойственна их этнокультурной действительности, отличающейся неким коммуникативным поведением представителей конкретного этноса.
Почему воспитанники школы-интерната, будучи выходцами из этносреды не общаются, не рассуждают, не высказывают своего мнения, своих суждений, не делают никаких умозаключений?
Ни для кого не секрет, что личность любого ребёнка из этнической семьи не может излагать свои мысли свободно и красиво, как это он делает на родном (этническом) языке, для которого свойственно внешнее проявление такого когнитивного компонента, как ЭТНОЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ личности ребёнка.
Самостоятельность в приобретении знаний собственным способом познания окружающего мира в дошкольном возрасте — это основа для самообучения личности каждого ребёнка в школьной среде.
Почему у детей этнических групп характер чрезвычайно сложный?
Не стоит забывать о том, что характер личности каждого ребёнка определяет окружающая действительность и традиции этносемейного воспитания детей.
Видимо, образовательная русскоязычная среда в школе не соответствует той эмоционально-психологической сфере, которая присуща этнической среде самовоспитания и саморазвития самообучающейся личности в этносемье.
Почему воспитанники школы-интерната, будучи представителями этнических групп, не воспринимают требования педагогов?
Как ни печально, но в этносемейной микросреде требования родителей, прародителей и родственников выражаются несколько иначе, чем в школе или в школе-интернате. Потому что родители, прародители и родственники в этнической семье воспитывают, ОБУЧАЯ.
- Родитель показывает всегда ребёнку не только способ действий, но и эталон поведения.
- Взрослый человек из этнокультурной среды общения и взаимодействия никогда не нарушает совокупность требований и норм поведения, отработанных и выверенных вековыми традициями.
- Родители и прародители в тундре никогда не повышают голоса на ребёнка, а только демонстрируют своё огорчение или недовольство либо игнором на просьбу ребёнка, либо своим недоверием.
- Родители и прародители в тундре наказывают тем, что не разрешают ребёнку трудиться. Если мальчику не доверили рыбачить, охотиться или пасти оленей, то это считается проявлением в высшей степени недоверия!
И если родители и прародители допустили к труду — это и есть самая высокая ХВАЛА и желаемое ОДОБРЕНИЕ.
В результате проявленного недоверия родителей и детей, личность каждого ребёнка начинает анализировать причину столь неадекватного поведения родителя, в итоге чего они, с одной стороны, находят причину, а с другой — исправляют её.
Если родитель улыбнулся или, молча помог ему в чём-то, значит, он правильно принял решение.
Почему воспитанники школы-интерната раздражаются или молча, уходят, когда их педагог хвалит за что-то хорошее?
В этнической среде семейного самовоспитания и детского саморазвития принято хвалить ребёнка, если он достиг успеха после долгих тренировок в деле жизнебезопасности. Например:
За что в этносемье из тундры хвалят мальчика?
- Быстро маутом поймал оленей для отправления в аргиш.
- За ночь не потерял ни одного оленя.
- Раздобыл дрова.
- Наколол льда и т.д.
За что в этносемье из тундры хвалят девочку?
- За чистоплотность.
- За порядок на рабочем месте, потому что обрезки шкур и камусов не разбросаны.
- За своевременное приготовление еды.
- Умение шить и вышивкой украсить одежду, головной убор, обувь, воспитание младших, за своевременный уход за младшими и т.д.
Этносемейная среда самовоспитания для детского саморазвития является целостностью многочисленных факторов воздействия на психику и мышление личности каждого ребёнка.
Почему воспитанники школы-интерната не понимают значение многих слов, которые должны быть им знакомы?
Такая школьная проблема объясняется фактом различий между «значением» и «смыслом» слова.
Потому что значение слова необходимо искать в толковых словарях русского языка. Разумеется, любое слово в толковом словаре является социально и культурно обработанным индивидуальным опытом.
А смысл слова понимается личностью каждого ребёнка как её индивидуальное знание, содержащее какое-то конкретное отношение. Иными словами, значение слова основывается на научном, понятийном мышлении.
Мобильность самообучающейся личности в этносемейном воспитании имеет архиважное значение
Напомню, что ключевой задачей психолого-этнодидактических полевых исследований самообучаемости четвероклассников и пятиклассников в неоднородной социокультурной среде состояла в формировании речевого мышления на основе интеграции, с одной стороны, академических математических знаний, а с другой — этносемейная действительность, где все члены семьи Жарковых познавательно общаются и взаимодействуют, но при этом они всё время трудятся.
- Дедушка плетёт маут, чтобы вылавливать оленей для оленьей упряжки, благодаря которой мужская половина этносемьи охотиться, рыбачит, аргиш организовывает, на оленьих гонках участвует.
- Бабушка на мамонте путешествует из стана в стан, рассказывая внуку и внучке сказки, пословицы, о лечебных травах, грабах и ягодах.
- Папа поёт долганские песни и выигрывает всевозможные конкурсы, продвигая долганскую культуру.
- Мама вышивает ковры и шьёт праздничную одежду.
- Внук доит важенку, которая приносит в их оленье стадо приплод. Большое оленье стадо — это знак богатства, самодостаточности и независимости.
- Внучка выделывает оленью шкуру для одежды и камус для обуви и рукавиц.
Вот так, значение математических понятий из школьной программы выражается научно, а их смысл демонстрируется и объясняется в речи персонажей этнопособия «житейскими понятиями» (Л.С. Выготский).
Школьная этнодидактика представляет собой конгломерат этнической культуры, который будет способствовать осознанному, осмысленному восприятию информационной абстракции в школьных учебниках.
Школьная этнодидактика — условие мобильности самообучающейся личности из этносемьи
Поясню некоторые моменты появления термина «Школьная этнодидактика».
Во-первых, почему «школьная»? Потому что актуальной проблемой была и есть — школьная неуспешность детей из этносреды.
Во-вторых, эта проблема нуждалась не только в исследовании, но и разработке психолого-педагогических программ решения этой проблемы.
В-третьих, если были неуспешны именно дети из этносреды, значит причину их неуспешности необходимо было искать в достоинстве и преимуществе этнических традиций этносемейного воспитания подрастающего поколения.
И наконец, найти и показать психологическую составляющую проблемы школьной неуспешности детей из этнокультурной среды трудовой и житейской деятельности в суровых природно-климатических условиях жизнедеятельности.
Соответственно, было сформулировано ещё одно фундаментальное понятия «Психология школьной этнодидактики».
Почему воспитанники школы-интерната, будучи представителями этнических групп плохо изъясняются по-русски?
Потому что с малых лет они уже владеют словарём, грамматикой, системой произносительных и интонационных средств долганского (этнического) языка, незаметно для себя, чаще всего неосознанно, впитывают, и формы этнической материальной и духовной культуры (Л.П. Крысин, 2007, с. 104).
Кроме того, неоднородность вербального мышления необходимо искать в многообразии видов деятельности, коллективно и индивидуально распределённых между всеми в этносемейной среде самовоспитания, самообучения и саморазвития самообучающейся личности каждого ребёнка.
Таким образом, школьная этнодидактика основывается на принципах психологии детского саморазвития и этносемейного самовоспитания, принятых в конкретной этнокультурной среде жизнедеятельности, связанной с видами хозяйствования, с природно-климатическими условиями жизни.
Этнокультурный менталитет как показатель мобильности самообучающейся личности
Следует особо подчеркнуть тот ключевой момент того, что в основе своей школьная этнодидактика имеет дело с этническим менталитетом самообучающейся личности каждого ребёнка из этносемьи.
Во-первых, менталитет детей и взрослых связан с логической, концептуальной и когнитивной деятельностью их сознания и самосознания.
Во-вторых, менталитет детей и взрослых связан с совокупностью этнических принципов осуществления суждений и оценок.
В-третьих, менталитет детей и взрослых связан с этнической информационной базой, набором единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием ребёнка, т.е. концептосферой.
И наконец, менталитет детей и взрослых связан с коммуникативностью, которая регулирует их мышление и поведение в этнической среде, где есть свои традиции (принципы) и обычаи (правила поведения) общения и взаимодействия.
Заключение
Таким образом, психология школьной этнодидактики базируется на 3 китах.
- На принципе здравого смысла.
- На принципе научных основ психологии, лингвистики, педагогики, дидактики и т.д.
- На принципе культурно-исторической семейной философии.
Более подробно, детально и локально описаны в моих 268 электронных книгах, а также в бумажном варианте книг: принципы, методы, цели и задачи психологии школьной этнодидактики в виде этномоделей самообучения, самовоспитания и саморазвития личности каждого ребёнка, чтобы они были МОБИЛЬНЫ личностно, интеллектуально и географически.