Site icon etnorazum.ru

Этнопедагогика семейного воспитания и самовоспитания

Социокультурный опыт

Социокультурный опыт личности каждого ребёнка.

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Психология … имеет также практическое значение,

возрастающее по мере того,

как основным вопросом общественной жизни

становится управление поведением человека

на научных основах и

учёт человеческого фактора

в промышленности и общественных отношениях

А.Р. Лурия

Злободневные педагогические проблемы вскользь озвучиваются на липовых, галочных семинарах, куда педагоги приходят с конкретными вопросами, но уходят удручённые.

Этнопедагогика семейного воспитания и самовоспитания — основа дошкольного образования

Детское саморазвитие — это процесс, который не подчиняется придуманным программам дошкольного воспитания и школьного обучения.

Рискну высказать по поводу дошкольного воспитания, которого по большому счёту нет, поскольку малыш воспитывается только в этносемье с её духовно-нравственными ценностями.

А в детском саду малыш СОЦИАЛИЗИРУЕТСЯ. Иными словами, получает новое понимание о поведении детей и взрослых на основе конфликта этносемейного менталитета.

Что происходит с этноязыковым сознанием личности каждого ребёнка в школе, воспитанных в этнокультурной среде семьи?

Во-первых, поведение взрослых и детей в школьной среде образует некий психологический конфликт, поскольку традиции воспитания и самовоспитания в этносемье могут радикально отличаться от того, что дети видят в школе-интернате.

Во-вторых, родной язык при чтении текстов в учебниках долганского языка становится непонятным и абсурдным.

Как-то раз я спросила у мальчика из тундры: «Ты, наверно, отличник в классе по долганскому языку?».

— Я — двоечник! — твёрдо ответил он.

— Как так? — с недоумением я спросила его. — Ты же тундровик!

— Я не умею ни писать, ни читать по-долгански, и не понимаю эти дифтонги, — честно ответил пятиклассник, задумавшись о чём-то.

В-третьих, умение обдуманно мыслить и красноречиво говорить на родном языке не означает то, что с таким же успехом личность каждого школьника из этносемьи может изъясняться по-русски.

Потому что словарь родного языка выстроен и наполнен словами из житейского эмпирического опыта ребёнка, и сформирован в этнокультурной среде воспитания и самовоспитания.

А словарь русских слов ещё слишком скуден у детей из этносемьи. Именно этот ключевой момент должны учитывать этнопедагоги-дидакты.

И наконец, педагоги в сегодняшних школах никак себя не утруждают выстраиванием общения с детьми из этносемьи в режиме диалога. И невдомёк то, что словарь русских слов активируется только в результате общения школьников и педагогов.

Этнопедагогика семейного воспитания и самовоспитания — основа школьного преподавания

Как этнопедагогу-дидакту заинтересовать школьника своим преподаваемым предметом?

ПЕРВЫЙ СПОСОБ.

Разработать календарно-тематическое планирование на учебный год с составлением интеллект-карты, где будут акценты базовых, например, математических понятий, в ходе формирования которых отрабатываются определённые алгоритмы, сформулированные в виде конкретных действий в «чек-листах».

ВТОРОЙ СПОСОБ.

Педагогам необходимо создать комплексную личностно-интеллектуальную среду в предметных кабинетах в школе.

  1. Математики.
  2. Физики.
  3. Географии.
  4. Истории.
  5. Биологии.
  6. Астрономии.
  7. Черчения.
  8. Геометрии.
  9. Алгебры.
  10. Информатики.
  11. Русского языка.
  12. Литературы.
  13. Химии.

Как организовать личностно-интеллектуальную среду с акцентами на три ключевых моментов самообучения личности школьника, в ходе которого происходит природное саморазвитие?

Ответ на этот вопрос дан в электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».

Самообучающаяся личность.

Чтобы личность каждого ребёнка испытывала истинную радость собственных открытий, не стоит им мешать педагогам и родителям.

ТРЕТИЙ СПОСОБ.

Этнопедагогу-дидакту в кочевых условиях жизнедеятельности детей и их родителей даже не надо создавать особенных условий, поскольку сам образ жизни в тундре их обеспечил.

И то, что я вижу искусственную образовательную среду в семье Жарковых, созданную по указке Управления образования администрации Таймыра — это «отмывание денег», но не более, поскольку такая образовательная среда — это множество неграмотных действий чиновников образования.

Что же должен уметь этнопедагог-дидакт в условиях реализации кочевого образования?

Этнопедагог-дидакт, должен уметь грамотно наблюдать, с одной стороны, за индивидуальной ориентацией личности каждого ребёнка в личностно-интеллектуальном пространстве саморазвития, а с другой — за индивидуальным самоопределением в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности личности каждого школьника.

Этнопедагогика семейного воспитания и самовоспитания базируется на мотивации к самообучению

Как замотивировать личность каждого школьника на выполнение домашних заданий? Почему 80% школьников не выполняют домашние задания?

Личностно-интеллектуальная среда — это источник и условие детского саморазвития.

Несомненно, личность каждого ребёнка живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных событий и житейских ситуаций, поэтому дети активно воспринимают окружающую реальность везде.

  1. Дома.
  2. На улице.
  3. В детском саду.
  4. В школе.
  5. Деревья и травы.
  6. Грибы и ягоды в лесу.
  7. Людей, с которыми она общается.
  8. Различные картины.
  9. Книги, читаемые им или читаемые ему.

Все эти носители информации создают для ребёнка некий целостный образ картины мира, который является содержанием социокультурного опыта личности каждого ребёнка.

Нет детей с одинаковым содержанием социокультурного опыта, как и нет в море одинаковых камней.

Следовательно, любому педагогу в сегодняшних школах необходимо отказаться от иллюзии, что он может заинтересовать детей своим предметом, который он преподаёт.

И педагогу дошкольного учреждения тоже глупо думать, что в группе детей, для которой он разработал сценарий занятий, пойдёт по плану, им разработанному.

Более подробное, структурированное описание дано в электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».

Этноязыковое сознание личности ребёнка

Как активизировать русскоязычную речь по принципу этнопедагогики семейного воспитания и самовоспитания?

Школьная этнодидактика основана на психологических основах детского саморазвития

Первый способ активации.

Этнопедагогу-дидакту необходимо определить имеющийся (актуальный) объём и содержание сенсомоторного (эмпирического) опыта личности каждого ребёнка.

Второй способ активации.

Этнопедагогу-дидакту желательно составить предметный словарь, и дать личности каждого ребёнка самому сформулировать то или иное понятие, с целью выяснения непонимания, поскольку ребёнок пропустит те слова в определении, которые он не осознал, потому что не нашёл в содержании своего житейского опыта слова, аналогичного этому.

Третий способ активации.

Пусть каждый ребёнок попытается в цветовой гамме нарисовать это понятие, чтобы этнопедагог-дидакт мог уловить его ассоциации, которые определят когнитивные связи слова и предмета.

Авторским методом «Что это?» я воспользовалась в своей школе преемственности «Три-Л».

Уверяю, этнопедагог-дидакт получит «взрыв» педагогического мастерства и профессионального совершенства, которым и отличаются педагоги друг от друга.

Остальные четыре способа активации русскоязычной речи читайте в моей электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».

Заключение

Этнокультурная среда — основа детского мироощущения, миропознания, мировосприятия, мировоззрения.

Дорогие коллеги, не ребёнок виноват в том, что не понимает содержания текстовой задачи, не умеет их решать, а Вы. Именно Ваше пренебрежение содержанием и объёмом социокультурного опыта личности ребёнка создаёт стрессовое состояние для детской психики и Ваше морально-профессиональное неудовлетворение результатами холостой педагогической деятельности.

Этнопедагог-дидакт должен чётко представлять и знать азы этнопедагогики семейного воспитания и самовоспитания подрастающего поколения.

Что должен учитывать этнопедагог-дидакт в режиме кочевого образования?

1. Модель этно семьи различна.

2. Язык, с помощью которого дети познавали окружающий мир.

3. Природно-географические условия жизнедеятельности педагога и школьника. Географические координаты их этносемейного самовоспитания, самообучения и саморазвития.

4. Многовековую этническую культурно-историческую среду саморазвития личности каждого ребёнка, которые саморазвивались по определённым этнокультурным законам и принципам.

5.Объём словарного запаса личности каждого школьника и родителей, прародителей определяет этнический вид хозяйствования, который зависит от природно-климатических условий выживания и жизнедеятельности.

Кроме того, оставшиеся четыре причины возникновения языкового барьера в школьной среде обучения, и КАК их использовать для помощи личности школьника можно узнать в моей электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».

Exit mobile version