Психология … имеет также практическое значение,
возрастающее по мере того,
как основным вопросом общественной жизни
становится управление поведением человека
на научных основах и
учёт человеческого фактора
в промышленности и общественных отношениях
А.Р. Лурия
Злободневные педагогические проблемы вскользь озвучиваются на липовых, галочных семинарах, куда педагоги приходят с конкретными вопросами, но уходят удручённые.
Этнопедагогика семейного воспитания и самовоспитания — основа дошкольного образования
Детское саморазвитие — это процесс, который не подчиняется придуманным программам дошкольного воспитания и школьного обучения.
Рискну высказать по поводу дошкольного воспитания, которого по большому счёту нет, поскольку малыш воспитывается только в этносемье с её духовно-нравственными ценностями.
А в детском саду малыш СОЦИАЛИЗИРУЕТСЯ. Иными словами, получает новое понимание о поведении детей и взрослых на основе конфликта этносемейного менталитета.
Что происходит с этноязыковым сознанием личности каждого ребёнка в школе, воспитанных в этнокультурной среде семьи?
Во-первых, поведение взрослых и детей в школьной среде образует некий психологический конфликт, поскольку традиции воспитания и самовоспитания в этносемье могут радикально отличаться от того, что дети видят в школе-интернате.
Во-вторых, родной язык при чтении текстов в учебниках долганского языка становится непонятным и абсурдным.
Как-то раз я спросила у мальчика из тундры: «Ты, наверно, отличник в классе по долганскому языку?».
— Я — двоечник! — твёрдо ответил он.
— Как так? — с недоумением я спросила его. — Ты же тундровик!
— Я не умею ни писать, ни читать по-долгански, и не понимаю эти дифтонги, — честно ответил пятиклассник, задумавшись о чём-то.
В-третьих, умение обдуманно мыслить и красноречиво говорить на родном языке не означает то, что с таким же успехом личность каждого школьника из этносемьи может изъясняться по-русски.
Потому что словарь родного языка выстроен и наполнен словами из житейского эмпирического опыта ребёнка, и сформирован в этнокультурной среде воспитания и самовоспитания.
А словарь русских слов ещё слишком скуден у детей из этносемьи. Именно этот ключевой момент должны учитывать этнопедагоги-дидакты.
И наконец, педагоги в сегодняшних школах никак себя не утруждают выстраиванием общения с детьми из этносемьи в режиме диалога. И невдомёк то, что словарь русских слов активируется только в результате общения школьников и педагогов.
Этнопедагогика семейного воспитания и самовоспитания — основа школьного преподавания
Как этнопедагогу-дидакту заинтересовать школьника своим преподаваемым предметом?
ПЕРВЫЙ СПОСОБ.
Разработать календарно-тематическое планирование на учебный год с составлением интеллект-карты, где будут акценты базовых, например, математических понятий, в ходе формирования которых отрабатываются определённые алгоритмы, сформулированные в виде конкретных действий в «чек-листах».
ВТОРОЙ СПОСОБ.
Педагогам необходимо создать комплексную личностно-интеллектуальную среду в предметных кабинетах в школе.
- Математики.
- Физики.
- Географии.
- Истории.
- Биологии.
- Астрономии.
- Черчения.
- Геометрии.
- Алгебры.
- Информатики.
- Русского языка.
- Литературы.
- Химии.
Как организовать личностно-интеллектуальную среду с акцентами на три ключевых моментов самообучения личности школьника, в ходе которого происходит природное саморазвитие?
Ответ на этот вопрос дан в электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».
Чтобы личность каждого ребёнка испытывала истинную радость собственных открытий, не стоит им мешать педагогам и родителям.
ТРЕТИЙ СПОСОБ.
Этнопедагогу-дидакту в кочевых условиях жизнедеятельности детей и их родителей даже не надо создавать особенных условий, поскольку сам образ жизни в тундре их обеспечил.
И то, что я вижу искусственную образовательную среду в семье Жарковых, созданную по указке Управления образования администрации Таймыра — это «отмывание денег», но не более, поскольку такая образовательная среда — это множество неграмотных действий чиновников образования.
Что же должен уметь этнопедагог-дидакт в условиях реализации кочевого образования?
Этнопедагог-дидакт, должен уметь грамотно наблюдать, с одной стороны, за индивидуальной ориентацией личности каждого ребёнка в личностно-интеллектуальном пространстве саморазвития, а с другой — за индивидуальным самоопределением в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности личности каждого школьника.
Этнопедагогика семейного воспитания и самовоспитания базируется на мотивации к самообучению
Как замотивировать личность каждого школьника на выполнение домашних заданий? Почему 80% школьников не выполняют домашние задания?
Личностно-интеллектуальная среда — это источник и условие детского саморазвития.
Несомненно, личность каждого ребёнка живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных событий и житейских ситуаций, поэтому дети активно воспринимают окружающую реальность везде.
- Дома.
- На улице.
- В детском саду.
- В школе.
- Деревья и травы.
- Грибы и ягоды в лесу.
- Людей, с которыми она общается.
- Различные картины.
- Книги, читаемые им или читаемые ему.
Все эти носители информации создают для ребёнка некий целостный образ картины мира, который является содержанием социокультурного опыта личности каждого ребёнка.
Нет детей с одинаковым содержанием социокультурного опыта, как и нет в море одинаковых камней.
Следовательно, любому педагогу в сегодняшних школах необходимо отказаться от иллюзии, что он может заинтересовать детей своим предметом, который он преподаёт.
И педагогу дошкольного учреждения тоже глупо думать, что в группе детей, для которой он разработал сценарий занятий, пойдёт по плану, им разработанному.
Более подробное, структурированное описание дано в электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».
Этноязыковое сознание личности ребёнка
Как активизировать русскоязычную речь по принципу этнопедагогики семейного воспитания и самовоспитания?
Первый способ активации.
Этнопедагогу-дидакту необходимо определить имеющийся (актуальный) объём и содержание сенсомоторного (эмпирического) опыта личности каждого ребёнка.
Второй способ активации.
Этнопедагогу-дидакту желательно составить предметный словарь, и дать личности каждого ребёнка самому сформулировать то или иное понятие, с целью выяснения непонимания, поскольку ребёнок пропустит те слова в определении, которые он не осознал, потому что не нашёл в содержании своего житейского опыта слова, аналогичного этому.
Третий способ активации.
Пусть каждый ребёнок попытается в цветовой гамме нарисовать это понятие, чтобы этнопедагог-дидакт мог уловить его ассоциации, которые определят когнитивные связи слова и предмета.
Авторским методом «Что это?» я воспользовалась в своей школе преемственности «Три-Л».
Уверяю, этнопедагог-дидакт получит «взрыв» педагогического мастерства и профессионального совершенства, которым и отличаются педагоги друг от друга.
Остальные четыре способа активации русскоязычной речи читайте в моей электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».
Заключение
Этнокультурная среда — основа детского мироощущения, миропознания, мировосприятия, мировоззрения.
Дорогие коллеги, не ребёнок виноват в том, что не понимает содержания текстовой задачи, не умеет их решать, а Вы. Именно Ваше пренебрежение содержанием и объёмом социокультурного опыта личности ребёнка создаёт стрессовое состояние для детской психики и Ваше морально-профессиональное неудовлетворение результатами холостой педагогической деятельности.
Этнопедагог-дидакт должен чётко представлять и знать азы этнопедагогики семейного воспитания и самовоспитания подрастающего поколения.
Что должен учитывать этнопедагог-дидакт в режиме кочевого образования?
1. Модель этно семьи различна.
2. Язык, с помощью которого дети познавали окружающий мир.
3. Природно-географические условия жизнедеятельности педагога и школьника. Географические координаты их этносемейного самовоспитания, самообучения и саморазвития.
4. Многовековую этническую культурно-историческую среду саморазвития личности каждого ребёнка, которые саморазвивались по определённым этнокультурным законам и принципам.
5.Объём словарного запаса личности каждого школьника и родителей, прародителей определяет этнический вид хозяйствования, который зависит от природно-климатических условий выживания и жизнедеятельности.
Кроме того, оставшиеся четыре причины возникновения языкового барьера в школьной среде обучения, и КАК их использовать для помощи личности школьника можно узнать в моей электронной книге «Не мешайте мне САМОМУ обучаться!».