Site icon etnorazum.ru

Теория, практика в виде задач этносемейного воспитания

Теория и практика этносемейного воспитания

Теория. Практика. Задачи.

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты
Каждая личность ребёнка в процессе собственного обучения прекрасна, как яркое солнце в тундре после долгой полярной ночи. © З.Н. Ичин-Норбу.

Теория и практика не могут быть разделимы, поскольку теория не возникает сама по себе, так и практика не может осуществиться без понятийного аппарата.

Мой научный руководитель в Аспирантуре всегда утверждал: «Уважаемая Зоя Николаевна, Вы неправильно ведёте свои научные исследования. Вы пошли снизу-вверх, а не сверху-вниз, потому что сначала всегда разрабатывается теория, которую потом надо проверить на практике».

При всём моём глубочайшем уважении к моим научным руководителям, а их у меня было 3, я всегда была и до сих пор с ними не согласна.

  1. ТЕОРИЯ призвана помогать практике, определить чётко и ясно вектор развития. Тогда практика не будет слепа.
  2. ПРАКТИКА всегда либо корректирует теорию, либо она её отвергает. Отвергнутая теория всегда мертва.
  3. Теория и практика – это «Инь» и «Янь», образующие целостную ГАРМОНИЮ жизни. Формула: Теория + Практика = Гармония!!!

Именно поэтому я пошла другим путём.

Как на практике реализованы основные моменты теории этновоспитания

1. Провела исследования с использованием 6 методов, о которых я написала в своей книге «Маркетинговые исследования в ПШЭД».

2. Написала 6 Монографий, которые имеются в 16 Ведущих Библиотеках РФ.

3. Создала САМА и с нуля свой сайт:

https://etnorazum.ru.

https://etnodumka.ru

https://etnodidaktika.ru

https://matrixedu.ru

На моих сайтах читатель не увидит назойливые рекламы, я их просто игнорирую. Контекстные рекламы там, где Веб-Мастер хочет заработать, а у меня несколько иная цель, поскольку СИСТЕМА ценностей другая.

4. Написала около 300 научных статей.

5. Создала около 300 электронных книг, 40 «Лендингов», более 400 «Чек-листов».

6. Создала 10 «Сообществ».

7. Создала 174 графических 3D обложек с использованием программы «Фотошоп».

Наверняка, снова найдётся читатель, который меня упрекнёт в том, я из себя изображаю «Нано-Мозг».

Благодарю такого читателя за высочайшую оценку моих интеллектуальных способностей, но это НЕ так! Просто во мне сочетаются: наивность (хочу и верю в ДОБРО людское) и трудоголизм.

Первая ключевая задача этносемейного воспитания

Задача № 1 — пополнять активный словарь малыша глаголами через их конкретные действия.

Даже годовалые дети знают, что любой глагол означает конкретное действие, например, такие как:

Вторая ключевая задача этносемейного воспитания

Каждое слово имеет своё значение и смысл. Это означает, что ребёнок в этносемье не просто знает значение слова, например, «семья», и понимает его смысл. «Семья» — это папа, мама, брат или сестра, или брат и сестра.

Естественно, любое слово составляет стержень детского мышления, потому что мыслительная активность личности каждого ребёнка определяет вектор детского саморазвития.

Остановлюсь на понятии «знаниевые компетенции», которое в таком звучании никогда в разговорной речи не применяется, но родители и педагоги должны знать это понятие.

Напомню, термин «понятие» трактуется исследователями по-разному, в зависимости от того, под каким углом зрения они раскрывают:

Таким образом, любое понятие представляет собой.

Во-первых, вербально-логическую оболочку процесса мышления, как мыслеобразования — как звучит понятие, например, «знаниевые компетенции».

Во-вторых, эталон знаниевой составляющей мышления — что означает это понятие?

Знаниевые компетенции — это, с одной стороны, осмысленные знания, приобретённые методом проб и ошибок. Например, почему нельзя ребёнку языком лёд, который папа занёс с улицы зимой в балок?

С другой стороны, знаниевые компетенции — это осознанный опыт на основе наблюдения, анализа и синтеза. Например, после того, как язык прилип ко льду, ребёнок понимает, что нельзя резко выдёргивать лёд, потому что пойдёт кровь и будет больно.

В-третьих, в словосочетании «знаниевые компетенции» сформулирована единичность из множества. Например, чашки, тарелки, вилки, ложки и т.д. можно назвать одним словом «посуда».

Третья ключевая задача этносемейного воспитания

Родителям и детям потому и необходимо общение, чтобы дети понимали на житейской практике, как возникает то или иное понятие. К сожалению, в школе-интернате работают в основном педагоги, которые не знают и не понимают как в тундре устроен быт и уклад этнической семьи, например, долганской семьи.

Вот почему так важны 6 моментов детского понимания того или иного слова.

  1. Осознание явления в комплексе его разнокачественных, разнообщённых свойств в единстве характеристик его конкретно-предметной и категориальной отнесённости.
  2. Уяснения места данного явления в системе связей и зависимостей с другими явлениями.
  3. Возможность разведения и соотнесения в отражённом содержании и признаков частного и общего характера.
  4. Возможность дифференциации существенных и несущественных и признаков частного и общего характера.
  5. Чувствительность к противоречиям.
  6. Максимальную осознанность и произвольность мыслительных оценок и т.д.

Эти 6 понятий я уже раскрывала в других своих статьях на сайте https://etnodumka.ru.

Четвёртая задача этносемейного воспитания — формировать и развивать память ребёнка

Детская память базируется на смысловых составляющих детского мышления. © З.Н. Ичин-Норбу.

Думаю, детская память — это результат анализа когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

Рядом авторов (Хант Э. и др., 1970; Klix F., Hoffmann, 1973) было сформулировано положение, согласно которому понятия формируются в процессе анализа структуры признаков объектов. Результатом этого процесса является единица памяти, в которой репрезентированы в иерархии более общие понятия имеют меньше признаков.

Чем более полным набором признаков она обладает, тем быстрее и лучше запоминается. Например, кухарка нашла кастрюлю под стулом (состоит из конкретных понятий, поэтому запоминается быстрее). Или Женщина нашла вещь под мебелью.

По крайней мере, можно рассмотреть следующие отношения.

  1. Качества: трава зелёная, сахар сладкий, перец острый.

2. Контраста: день-ночь, свет-тень.

3. Сравнения: гора-холм, море-озеро, дерево-куст.

Но также очевидно и то, что при прочих равных условиях быстрее всего узнаются аналогии, в основе которых лежат отношения качества, а медленнее всего аналогии на основе отношения сравнения. Идентификация отношения занимает тем больше времени, чем большим числом признаков оно определяется (Klix F, Vander Meer E, 1978, 1980).

Почему дети этнических групп Таймыра за 3-5 часов смогли запомнить большой объём учебной информации по школьной математики?

        Во-первых, в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика» имеются тексты большого объёма. Дети не только успевали их быстро читать, но и понимали смысл прочитанного. Однако при этом их память не только не перегружалась, но хорошо на качественном уровне сохраняла информацию. Это объясняется тем, на способности их запоминания и удержания в памяти математической информации повлиял эффект мысленного моделирования житейских ситуаций из социокультурной среды жизнедеятельности долган в ходе их трудовой деятельности и уважительного отношения друг к другу.

        Во-вторых, в ходе чтения дети манипулировали образами. А манипуляция образами является сущностью мышления, которое является высшей формой активного отражения окружающей действительности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщённом отражении персонажей этнопособия существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозируемых событий и интеллектуально-практических действий с «обыкновенными и десятичными дробями».

В-третьих, в «ситуативной конкретике» много рисунков, которые, будучи визуальными формами стимуляции, улучшают навыки, связанные с подвижным интеллектом, рабочей памятью и вниманием, столь свойственных детям из этносреды. Возможно, особенности сформированного и развитого подвижного интеллекта у детей из тундры объясняется «полем широкого обзора» (Р. Нисбетт), характерной для природного ландшафта тундровой зоны.

Важно заметить, что мышление школьников формировалось в процессе когнитивно-образовательной деятельности, которая по сути своей представляет их интеллектуально-познавательную деятельность и потому она характеризуется обобщённым и опосредованным отражением объективной реальности этнокультурной среды долган и внутренним переживанием ребёнка в качестве самообучающейся личности.

Exit mobile version