Site icon etnorazum.ru

Предметно-содержательные аспекты этносемейной среды воспитания

Детская свобода познания

Предметно-содержательные аспекты этносемейной среды воспитания строятся на основе детской свободы познания.

Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Предметно-содержательные аспекты составляют основу программы личностно-интеллектуального процесса самообучения в этносемье.

Окружающая среда

Именно эта первая часть личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка определяет генеральную идею организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Цель самообучения в этносемье – самоопределение личности каждого ребёнка на основе интеллектуальной интуиции как природной способности.

Самоопределение в когнитивно-образовательной деятельности есть внутреннее побуждение личности к стремлению сформировать понимание, восприятие и волю.

Задачи самообучения:

  1. Интерес – ЧТО ЭТО?
  2. Мотивация – ЗАЧЕМ?
  3. Исследование – ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …?
  4. Знаниевые компетенции – КАК?

Форма самообучения – свобода выбора: конкретного дидактического материала на основе интеллектуальной интуиции как проявление ИНТЕРЕСА; временной продолжительности и количества выполнения упражнений, определяющиеся степенью концентрации внимания; волевых усилий для достижения ожидаемых результатов.

Средства самообучения – сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы.

Методы самообучения – наблюдение, многократные попытки «уловить» суть (логику) изучаемого предмета, действия, явления, процесса или события.

Личностно-интеллектуальная среда самообучения является благоприятной средой для стимулирования мыслительно-речевой деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Именно самообучающаяся личность ребёнка регулирует собственное поведение на основе коммуникации с другими школьниками и педагогом.

Любой ребёнок рождается с математическими способностями

Математика – это закономерные связи и отношения окружающей действительности.

В этнокультурной среде жизнедеятельности ребёнок обучен всем необходимым практическим действиям, умению рассуждать, наблюдать и т.д. Иными словами, личность ребёнка заимствовала у окружающих людей некие привычки, обычаи и традиции.

Когнитивно-образовательная деятельность детей в этносемье

Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка представляет собой триединство, которое можно представить в виде некой модели.

Когнитивная (познавательная) деятельность личности ребёнка постигается путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А образовательная деятельность формирует геометрические и математические понятия:

В области математической действительности:

В личностно-интеллектуальной среде самообучения каждый дидактический материал из окружающей среды стимулирует, мотивирует личность ребёнка к умственнным упражнениям, формирующим её интеллект.

Возможно, благодаря собственной интеллектуальной интуиции каждый ребёнок выбирает из среды только то, что соответствует и способствует развитию того, что полезно его внутреннему содержанию.

Более того, сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы способствуют формированию осознанного восприятия и понимания таких пространственных отношений, как: длиннее – короче; выше – ниже.

Не педагог должен словесно излагать прописные истины, а сам ребёнок путём многократных повторений обнаруживает зависимость результата сравнения от величины мерки – «дециметровые штанги»; сравнения массы и размеров — «розовая башня», «коричневая лестница». Путём наблюдения ребёнок понимает, осознаёт сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение чисел, используя «дециметровые штанги», настольный набор «штанги». Ребёнок, благодаря Монтессори-материалам, без особого труда правильно воспринимает и дифференцирует понятия: шар и круг; куб и квадрат: треугольник и пирамида, прямоугольник и призма, параллелепипед. Он чётко и грамотно усваивает вариативный способ познания, упражняясь в таких мыслительных операциях, как: сравнение, анализ, синтез, группировка, классификация, категоризация, конкретизация, аналогия и т.д.

Русский язык как этнический

Цель – формирование навыков общения и взаимодействия в результате ясного и понятного изложения сути собственных идей, мыслей, что снимает проблему коммуникации с другими людьми.

  1. Развитие речи. Технология формирования артикуляционного аппарата с помощью определённых упражнений:
  2. Предъявить ребёнку картину или рисунок, озвучив ключевой вопрос: «Что изображено? С какого звука начинается название предметов, явления, ситуации, сюжета?» — зрительный аспект.
  3. В точности повторить слово, внимательно прослушав его озвучивание – слуховой аспект способствует автоматизации изучаемого звука.
  4. Вставить пропущенную изучаемую букву в слове, в результате которого изменится предложение – кинестетический (тактильный) аспект.
  5. Закончить предложение под рифму, что способствует сочинению стихотворения – формирование творческого воображения.
  6. Выучить наизусть четверостишие – формирование механической и логической памяти.

Главным результатом этой четвёртой части организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка является формирование такой «высшей психической», как – речевое мышление. Ибо только правильная речь может структурировать культуру мышления.

Технология чтения книг в этносемье

Формирование правильного, грамотного звукопроизношения при чтении не только свидетельствует о достаточной зрелости коры головного мозга, но и способствует формированию и развитию «высших психических функций», которые не могут быть сформированы без развития органов сенсорного аппарата (слуха, зрения и речевого аппарата).

Технология формирования правильного звукопроизношения

1-ый этап – подготовительный.

Цель – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению изучаемого звука в сочетании согласного и гласного.

Результаты:

  1. Формируются точные движения органов артикуляции.
  2. Работа с дыханием.
  3. Развитие фонематического слуха.

2-ой этап – правильная постановка звука.

Цель – формирование правильного звучания изолированного звука.

Результат – правильное звукопроизношение.

3-ий этап – автоматизация звука.

Цель — закрепление правильного звукопроизношения.

Результат:

  1. Правильное произнесения слога как единицы слова.
  2. Грамотное составление предложения как единицы речи.
  3. Самостоятельная речь личности ребёнка.

4-ый этап – дифференциация звуков.

Цель – различение смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам.

Результаты:

  1. Звуки расчленяются (дифференцируются) в ситуации изоляции.
  2. Звуки дифференцируются в слогах, в коротких словах, в простых предложениях.
  3. Звуки дифференцируются в речи личности ребёнка.

Заключение

Следует заметить, что каждый изучаемый звук непосредственно присутствует в таких речевых структурах, как: в слоге, в слове, в предложении, во фразах, в собственной самостоятельной речи личности ребёнка.

Безусловно, упражнения собственной самостоятельности в этносемейной среде воспитания способствуют тому, чтобы, во-первых, личность каждого ребёнка умела воспринимать звуки.

Во-вторых, различать (дифференцировать) их.

В-третьих, направлять внимание ребёнка и взор туда, откуда исходит звук.

Таким образом, предметно-содержательные аспекты этносемейной среды воспитания играют архиважную роль в формировании конкурентоспособной самообучающейся личности каждого ребёнка.

Exit mobile version