Site icon etnorazum.ru

Процесс самообучения мыслить

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

… развивать ум — значит упорядочивать образы в сознании

М. Монтессори

Процесс самообучения мыслить означает то, что невозможно научить ребёнка думать без переживаний, без его желания познавать мир, без движения, музыки, общения.

Почему в традиционной системе школьного обучения мыслительная деятельность ребёнка не так прогрессивна?

Причины отсутствия мыслительной деятельности

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА

Она заключается в том, что ребёнок должен находиться в неподвижном состоянии, чтобы сконцентрироваться на теме урока. Иными словами ребёнок без движения – это ребёнок, неспособный использовать свои мыслительные ресурсы на все 100%.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА

Она заключается в том, что у ребёнка ограничено время на наблюдение, анализ, сравнение, чтобы увидеть различия, на основе которых он мог бы сформулировать некое противоречие.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА

Она заключается в том, что ребёнку некогда переживать услышанное, увиденное событие.

Три стимула для запуска мыслительного механизма

Эти три негативные тенденции, искусственно ограничивающие силу мыслительной активности ребёнка легко, доступно и просто решаются в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

  1. Ребёнок находится в движении – это значит, что знания в движении прочно, основательно фиксируются и связываются между собой.
  2. Ребёнок может управлять временем для осуществления мыслительной деятельности, когда он надолго замирает, наблюдая, изучая, исследуя, экспериментируя, увлекаясь, обдумывая над предметом или явлением, замирая в состоянии МЕДИТАЦИИ. Ребёнок, в момент наблюдения, абстрагируется от окружения.
  3. Ребёнок, в момент наблюдения, переживает разные чувства: удивление, радость, огорчение. Именно в такие моменты у ребёнка активизируется мыслительный процесс, потому что он всегда сопряжён с мыслительными переживаниями.

Безусловно, когнитивно-образовательная деятельность дошкольника в организованной личностно-интеллектуальной среде самообучения представляет собой свободу выбора предметного сегмента исследования (правило № 1), когда происходит смена разнообразия предметов, упражнений, соответствующая природе развития детей, внимание которых не всегда устойчивое – этот этап называется «Самоориентация в личностно-интеллектуальной среде» и длится он 30 минут.

Метод Марии Монтессори «Круг»

Затем организуется «Круг» на 15 минут и, далее, проводится «речевая зарядка» (перемена). И только в 10 часов начинается систематическое предметное занятие в зоне «Математика» или «Геометрия», которое стимулирует высокую концентрацию внимания на одном предмете более или менее продолжительное время, что от детей требует некие волевые усилия.

Дети занимаются в предметном сегменте «Русский язык: пропись, грамматика», где внимание детей сосредоточивается на сочетаниях и разложениях звуков, на форме прописных букв по методике А.Б. Дурмановой.

Три этапа организации когнитивно-образовательной деятельности детей

В итоге, все три этапа:

1-ый этап – Круг.

2-ой этап общая презентация, индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность в предметных сегментах личностно-интеллектуальной среды самообучения: «Математика», «Геометрия».

3-ий этап общая презентация изучения дидактических материалов, индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность в предметном сегменте ЛИСС: «Русский язык».

Все эти три этапа подготавливают сознание личности ребёнка к четвёртому этапу – развитие речи, чтение. Этот этап заканчивается сюжетно-ролевой ситуацией детского  развития.

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество детей

Особо следует заметить, что коммуникативно-регулятивное сотрудничество  (КРС) детей, как высший уровень мышления, способствует высокой концентрации внимания на предмете, явлении, процессе или событии, поскольку игра в силу своей чёткости, ясности требует от её участников сообразительности, находчивости и даже творчества.

Более того, КРС привлекает детей тем, что оно определяет чёткие правила действий, с одной стороны, они понятны и увлекательны для каждого ребёнка.

С другой стороны, в них участвует целый спектр возможностей ребёнка: руки и ноги, глаза и уши, внимание и память, воображение, смекалка и сообразительность, вызванные интересом, мотивацией к осознанным активным действиям.

В сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия детское саморазвитие речевой деятельности личности каждого ребёнка достигает своей кульминации, когда его речевое мышление базируется на категориях:

Таким образом, дети непроизвольно, безболезненно оказываются в процессе «отвлечённой мыслительности» (П.Ф. Каптерев), когда абстрактное (отвлечённое) мышление личности ребёнка является результатом плавного перехода от «житейских понятий» к «научным» (Л.С. Выготский) и итогом деятельности «впитывающего разума» (М. Монтессори).

Следовательно, коммуникативно-регулятивное сотрудничество детей способствует формированию мышления, воли и интеллекта.

Именно коммуникативно-регулятивное сотрудничество детей и взрослых запускает ВДОХНОВЕНИЕ как высшей степени концентрации внимания.

Иными словами, всестороннее саморазвитие детского ума – вот, что составляет первостепенную задачу организации личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Сообразительность — это природная ПРОГРАММА развития

Внимание, воля, интеллект можно сформировать только на базе сообразительности, смысловой (логической) памяти личности ребёнка.

Между тем, в Школе преемственности «ТРИ-Л» личностно-интеллектуальная среда самообучения подготавливает, не делая акцента на какой-то одной психической функции, психику ребёнка к гармоничному сочетанию (синтезу):

Следует заметить, что психика ребёнка на столько хрупкая, «хрустальная», что только профессиональная наблюдательность и человеческая чуткость к саморазвитии не позволят разрушить эту гармонию природы – самообучающуюся личность ребёнка.

Этноязыковая среда жизнедеятельности

Чрезвычайную значимость в личностно-интеллектуальном процессе самообучения играет не просто обучение грамоте, письму, грамматике, но и словесности, богатейшей литературы русской (этнической) культуры, но и языка, который создал сам народ.

И мы согласимся с корректным утверждением П.Ф. Каптерева: «Каждый человек развивается прежде всего средствами той маленькой среды, к которой принадлежит и в которой он живёт» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.36).

Многие исследователи (Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) едины в своих умозаключениях о том, что родной язык не только является средством выражения мысли, но и орудием для создания, формирования самой мысли.

Культура наблюдательности

В данном случае в процессе самообучения в Школе дошколят ключевую позицию развития играет формирование  культуры детской наблюдательности и мышления.

Кстати, наблюдение, по сути своей, является активной когнитивно-образовательной деятельностью для формирования интеллекта, когда личность ребёнка ставит для себя цель и находится в ситуации поиска чего-то. Поэтому не стоит наблюдение путать с детским восприятием конкретного предмета, события, явления, процесса, сопровождающимся запоминанием.

В личностно-интеллектуальной среде самообучения для восприятия впечатлений необходимо наглядно показать ребёнку.

1. Как измерять?

2. Как сравнивать.

3. Как различать, анализировать?

4. Как объединять?

5. Как классифицировать по категориям?

6. Как делать выводы на основе результатов наблюдений?

Поэтому при формировании наблюдения необходимо научить ребёнка, с одной стороны, ставить определённую теоретическую или практическую цель,

С другой стороны, концентрировать внимание на предмете наблюдения.

Занятия в Школе преемственности «ТРИ-Л» были разработаны так, чтобы у личности каждого ребёнка всегда было, с одной стороны, свободное время для упражнений по выбору, а с другой — тема по душе, чтобы в сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия с другими детьми был предмет для беседы.

Несомненно, в сюжетно-ролевой ситуации детского саморазвития дети общаются и взаимодействуют, чего не скажешь в школах с традиционным методом обучения, когда «… школа топит личность в массе, она всё уравнивает, на всё смотрит с общих точек зрения» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.69).

Психологическая готовность личности каждого ребёнка к процессу самообучения

Содержание Программы Школы дошколят выполняет главную миссию – психологическую готовность личности ребёнка к процессу самообучения в школе:

1) концентрация внимания;

2) формирование воли, без которой интеллект не может сформироваться;

3) интеллект, как способность самостоятельно мыслить, общаться, взаимодействовать, принимать собственные решения.

Важно обратить внимание педагогов и родителей на умение наблюдать за формированием самообучающейся личности ребёнка.

  1. Искать в личности каждого ребёнка известные положительные качества, оценивать их важность и значение.
  2. Знать траекторию развития личности каждого ребёнка, когда внешние признаки изменений выражают душевные состояния – психическая сторона наблюдения.
  3. Добывать ценные и нужные сведения о саморазвитии личности каждого ребёнка как предмете наблюдения, чтобы результатом формирования личности был семейный мир и гармония, полное понимание друг друга, сочувственное отношение друг к другу.

Ибо только при гармоничном отношении родители могут передать детям свои культурные приобретения, весь свой опыт и знание жизни. Только при правильном, грамотно организованном коммуникативно-регулятивном сотрудничестве взрослых и детей возможна преемственность в культуре.

Заключение

Подведя итог вышеизложенным аспектам развития самообучающейся личности ребёнка, можно заключить следующее:

  1. Необходимо создать личностно-интеллектуальную среду самообучения, соответствующую формированию самообучающейся личности в ходе когнитивно-образовательной деятельности. А для этого педагог должен:

В ситуации формирования самообучающейся личности не должно быть обилия приказов, наказаний в режиме:

Потому что это чревато тем, что личность конкретного ребёнка будет подавлена, задавлена.

И тогда родителей ждёт итог – отсутствие у ребёнка:

Но наличие:

Педагогам и родителям необходимо научиться наблюдать действия, мысли личности ребёнка в ходе самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности, поскольку она будет строить свою жизнь без нас, после нас.

Следовательно, мы должны научить личность каждого ребёнка тому, чего мы НЕ умеем делать сами.

Только умение педагогов, родителей наблюдать:

позволит определить и грамотно выстроить этнодидактическую стратегию процесса самообучения.

В этой ситуации наблюдения за изменениями дошкольника разум и воля педагогов, родителей должны гармонично слиться с процессом психического развития самообучающейся личности ребёнка.

Самообучающаяся личность ребёнка «… не есть то, что знает, а то, как она думает и как поступает…» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.86).

Вот и получается, что знания забываются, а опыт самообучения (метапредметность) остаётся.

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения есть сущность культуры:

Следовательно, самообучающаяся личность – это культурный человек, сотрудник в общем деле: в языке, в мыслях, религии, и во всём строе социальной (общественной) жизни.

В личностно-интеллектуальной среде самообучения чётко и безоговорочно выполняются три правила.

ПРАВИЛО № 1.

Дидактический материал взял, изучил и поставил на место.

Это правило вырабатывает привычку соблюдать порядок во всех своих действиях и их логическую завершённость.

ПРАВИЛО № 2.

Если дидактический материал уже кто-то изучает, то ребёнок должен сложить ручки за спину и молча ждать, когда материал освободится.

Это правило воспитывает в ребёнке уважение чужой воли, уважение свободы выбора другой личности – это признак культурности.

ПРАВИЛО № 3.

Во время занятий говорить только шёпотом, чтобы не мешать другим, познавать и получать удовольствие от собственных открытий как результат сосредоточенности внимания, высшего напряжения умственных сил на исследовании данного предмета, явления или природного процесса.

Итак, в заключение можно привести утверждение П.Ф. Каптерева: «Каждый рождающийся человек есть конец одной длинной истории и начало новой» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 72).

Exit mobile version