Site icon etnorazum.ru

Активный словарь как показатель детского интеллекта

Лунный свет

Скорочтение. Интеллект.

Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

… мысли обладают собственной силой

Джон Кехо

Активный словарь как тезаурус мозга способствует формированию интеллекта, означающего способность самостоятельно мыслить, думать, принимать решения, планировать.

Общеизвестно, что интеллект связан:

Самосознание личности ребёнка

Самосознание личности ребёнка складывается из таких слагаемых, как:

  1. мыслительная деятельность, порождённая звуками, словами, фразами;
  2. наблюдения за эмоционально впечатляющими предметами, явлениями, процессами и событиями, которые вызывают у ребёнка негативный или позитивный душевный отклик;
  3. общение, в процессе которого детский мозг пополняет словарный запас понятиями, образуя некий тезаурус для отбора нужных слов, выражений;
  4. взаимодействие, когда ребёнок может без слов, а только умениями распознавать жесты, расшифровывать и «читать» мимику, улавливать и мгновенно оценивать содержание взгляда;
  5. телевидение, когда детский развивающийся мозг манипулируется программами телепередач путём визуальных или звуковых воздействий. В этот момент мозг ребёнка находится в постоянном напряжении, в неестественном возбуждении, что заметно снижает степень концентрации внимания.

К большому сожалению, как доказано исследованиями Джейна Хили, телевидение способствует увеличению словарного запаса и расширению кругозора, но при всём этом позитиве наблюдается негатив – не развивается грамотная речь и способность структурировать информацию.

Вот чем отличается просто обучение ученика, учащегося от самообучения личности ребёнка:

  1. в процессе обучения ребёнок пассивен в мыслительных процессах: слушает, смотрит.
  2. В процессе самообучения личность ребёнка активно что-то делает:

К сожалению, телевидение «… меняет частоту электрических импульсов, блокируя активную умственную деятельность и создавая медленные (альфа) волны, при которых обычно отсутствует мыслительная активность» (Джейн Хили).

Каждая мысль отражается в нашем внутреннем мире реальности и воздействует на него.

Ребёнок, размышляя, всё время создаёт собственную реальность.

Ребёнок:

Таким образом, ребёнок ставит, формулирует, пусть не столь значительную, но осознанную цель.

Осознанная цель ребёнка

Сознание – энергия в её тончайшей и

наиболее динамичной форме

Джон Кехо

Маргарет Доналдсон утверждает, что на ранних этапах развития в жизни ребёнка преобладает осознание цели, а систематическое рассмотрение возможного действия возникает позже.

В качестве наглядного примера для подтверждения высказывания М. Доналдсон приведу некоторые детские диалоги.

  1. Диалог бразильского мальчика.

Внучек Пепе приходит на день рождения бабушки с букетом роз.

— Спасибо, милый внучек! – растрогалась бабушка. – Какие красивые розы и так похожи на те, что растут в моём саду!

— Уже не растут, бабушка…

  1. Диалог немецкого мальчика.

В зале большого супермаркета у эскалатора стоит маленький Гансик и напряжённо всматривается в движущийся поручень.

— Мальчик, ты потерялся, ищешь маму? – спрашивают его.

— Да нет, — отвечает Гансик, — просто жду, когда же, наконец, появится моя жвачка!

  1. Диалог американского мальчика.

Малыш в разговоре постоянно употребляет выражение «к дьяволу!», что, конечно, не нравится маме.

— Слушай, сынок, видишь эти десять центов? Получишь их, если не будешь больше употреблять этого ужасного выражения.

— Хорошо, мама, не буду! – кивает головой Джонни и прячет монетку. – Знаешь, мама, я знаю ещё такие слова, которые ты оценила бы в доллар!

Вышеприведённые детские диалоги ещё раз подтверждают моё утверждение о том, что когнитивно-образовательная деятельность меняет только грань познания, угол мировоззрения, оставаясь при этом сутью всей умственной работоспособности личности ребёнка.

Планирование КОД

Скорость чтения зависит от объёма словарного запаса ребёнка, чтобы он мог угадать слово по звуку

Когнитивно-образовательная деятельность имеет и планирующую составляющую, когда предполагается временная задержка внешнего действия и переключение внимания на умственные, внутренние действия.

Как уже говорилось ранее, если ребёнок удивился чему-то, то именно в этот момент он осознал НЕЧТО.

Затем, по мере личностного развития ребёнка происходит переход от осознания явления внешнего мира к осознанию явлений внутренних, психических.

Вновь воспользуюсь детскими диалогами.

  1. Диалог французского мальчика.

Анри работает в магазине. Как-то он повёл своего сына на футболльный матч.

Увидев футболистов, сын спросил:

— Папа, а почему у них цена на спине?

  1. Диалог французской девочки.

Маленькая Мишель спрашивает у мамы:

— Мама, как это голубь может превратиться в свинью?

— Это, дочка, только в сказках бывает, — отвечает мать.

— Да нет, — возражает дочь, — когда папа шёл на работу, ты говорила: «Возвращайся, мой голубь, поскорее», а когда он пришёл поздно, то ты сказала: «Вот свинья, опять напился!».

  1. Диалог бразильской девочки.

Малышка подошла к матери перед самым завтраком и пожаловалась на то, что у неё болит животик.

— Он болит у тебя, наверное, потому что пустой, — сказала мать. – Сейчас мы его наполним, и боль пройдёт.

На следующий день её отец – преуспевающий адвокат, стремящийся в большие политики, пришёл домой с сильной головной болью. Малютка подошла к креслу, где он сидел, глянула на него и вымолвила:

— Папочка, может быть, голова у тебя болит потому, что она пустая. Наполни её чем-нибудь, и боль пройдёт.

Общеизвестно, что ребёнок начинает усваивать речевые навыки до того, как начинает их осознавать.

Для полной картины сказанного представлю очередную серию детских рассуждений.

  1. Диалог американской девочки.

— Послушай, мамочка, я почти забыла свои ощущения, когда летела по воздуху!

— Но, Кэти, ты ведь никогда ещё не летала. Не надо фантазировать.

— Как не летала? Ты же сама говорила, что меня принёс аист.

  1. Диалог киргизского мальчика.

На горном пастбище моросит мелкий дождь, стоит густой туман. Отец с сыном лежат в шалаше, а сын выглядывает из него, наблюдая за стадом овец.

— Пап, а пап, а что это идёт?

— Не видишь, что ли? Дождь моросит!

Сын снова выглянул из шалаша:

— Пап, а что это всё-таки идёт?

— Я же тебе уже сказал: дождь! Помолчи лучше!

— Папа, я-то помолчу, но дождь нашу овцу уволок!…

  1. Диалог молдавского мальчика.

Петря впервые увидел свинью.

— Папа, кто это? – спрашивает он.

— Свинья.

— А что она такого плохого сделала? – удивился Петря.

Подобный диалог у меня состоялся с трёхлетним мальчиком, когда он ножом из столового прибора стал отрезать кусочки солёного теста.

— Андрюша, ты не бойся, надавливай сильнее на нож, он тупой, — посоветовала я ему.

— Нет, он не тупой, он красивый! – и при этом Андрюша погладил сверкающее лезвие ножа.

Напомню, что осознание ребёнком внешних предметов, обозначаемых языковыми средствами (опредмечиванием), предшествует осознанию употребляемых слов. Следовательно, ребёнок начинает осознавать конкретные слова, прежде чем осознает правила, которым подчиняется процесс порождения собственных высказываний.

И мы вновь для наглядности сказанного обратимся к диалогам малышей.

  1. Диалог канадского мальчика.

Маленький Джим шалил в то время, когда отец был занят своими делами.

— Вот освобожусь, — сказал отец, — и задам тебе порку!

— Не торопись, папа, — ответил Джим. – Спешка только мешает настоящему делу.

  1. Диалог мексиканского мальчика.

— Папа, что такое цивилизация? – спрашивает семилетний Хулио.

— Это когда ты, желая узнать, какая сегодня погода, включаешь телевизор, вместо того, чтобы открыть окно.

3.Находчивость белорусской девочки.

— Девочка, спроси у мамы, пожалуйста, который час! – крикнула соседка с улицы.

— Посмотрите сами! – предложила девочка и бросила часы со второго этажа.

Как правило, мыслящий взрослый имеет весьма отдалённое представление о процессах собственной умственной деятельности.

  1. Диалог словацкого малыша.

Мать, пугая ребёнка:

— Вот дядя заберёт тебя!

— Где там! Он и своих бросил.

  1. Диалог русского мальчика.

Сын спрашивает отца:

— Папа, а почему, если подуешь на огонёк свечки, то он тухнет?

— Гм… потому… м-м… . Так… . Потому… — нервно. – Не дуй, дурак, вон он и не потухнет!

  1. Диалог польского мальчика.

— Владек, у меня был разговор с паном учителем. А теперь я спрашиваю тебя: кто самый большой лентяй в вашем классе?!

— Не знаю, папа.

— Неправда, знаешь! Кто сидит в классе и смотрит в окно, когда все остальные пишут и читают?

— Наш учитель, папочка!

Обратим внимание на то, что на ранних стадиях развития, когда формируется  целостное осознание языка в ходе его включения в поток явлений, процессов и событий в связи с которым он используется.

Кстати, дошколята, умеющие осознавать языковую структуру, в процессе школьного обучения имеют большие преимущества перед детьми, с которыми взрослые не общаются и не взаимодействуют.

Действительно, дошколёночек не понимает слова, а он истолковывает (интерпретирует) ситуацию.

  1. Диалог украинского мальчика.

Дед Мороз спрашивает шестилетнего мальчугана:

— Кем бы ты хотел быть, малыш?

— Продавцом!

— Но для этого ты ещё мал.

— Да, но я мог бы торговать из-под прилавка.

  1. Диалог французского мальчика.

Мать поучает сына:

— Никогда не тянись через весь стол, если тебе что-нибудь нужно. Разве у тебя нет языка?

— Есть, но руки длиннее.

  1. Диалог украинского мальчика.

В полицию доставили малыша, заблудившегося в городе. Дежурный спрашивает его:

— Как зовут твоих родителей?

— Лапочка и Котик.

  1. Диалог австрийского мальчика.

Мать:

— Видишь, малыш, если бы ягнёнок послушался свою мать, то воле не съел бы его.

Малыш:

— Конечно, мамочка, если бы ягнёнок послушался свою маму, его бы съели мы.

Легко видеть, что ребёнка больше заботит смысл того, что делают люди, когда говорят и действуют, чем значение слов.

  1. Диалог чешской девочки.

Пятилетняя Ганя потерялась в большом универмаге. Она стала кричать что есть мочи:

— Магдалена! Магдалена!

Прибежала её мать.

— Почему ты зовёшь меня по имени, — удивилась она. – Разве ты не могла позвать, как всегда: «Мама»?

— Могла, — хныча, ответила Ганя, — но я подумала: в магазине полно мам, а Магдалена, наверно, одна…

  1. Диалог чилийского мальчика.

Альфонсо обращается к своему сыну Пакито:

— Обманывать нехорошо, сынок! Когда я был маленьким, я ни разу не солгал!

— А с какого же возраста ты начал, папочка?

  1. Диалог бельгийского мальчика.

Скандал в семье. Отец кричит:

— Кто, в конце концов, глава семейства? Что мне делать, чтобы добиться своего?

Трёхлетний Андре предлагает:

— Начни громко плакать.

Заключение

Итак, активный словарный запас характеризует особенности когнитивно-образовательной деятельности, умение осмысливать и отражать в речи окружающую действительность, а также общее психическое саморазвитие личности каждого ребёнка.

Как доказал Таймырский эксперимент, скорочтение есть мощнейший двигатель развития детского интеллекта.

Безусловно, скорочтение включает в себя:

1) скорость чтения текстов;

2) понимание содержания прочитанного текста;

3) запоминание прочитанного текста, потому что содержание текста осмыслено.

Иными словами, с навыком скорочтения личность каждого ребёнка может быстро изучать интересующий предмет и область научных знаний.

Exit mobile version