Site icon etnorazum.ru

Этномодель процесса самообучения

Этнопедагогическая дидактика

Этномодель процесса самообучения.

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Мудрость — дитя обучения,

а истина -дитя мудрости и любви

Китайская пословица

Что представляет собой этномодель самообучения?

Этномодель самообучения представляет собой совокупность принципов, форм, методов и дидактических средств психологии этнопедагогической дидактики, реализуемых на практике самообучения в ходе детской социализации.

Как возникла идея об этнодидактической модели процесса самообучения?

Ключевые причины возникновения этой идеи

Если самообучение ребёнка начинается в семье, а каждая семья имеет этнические корни саморазвития, то и модель процесса самообучения должна строиться с учётом житейского этнокультурного опыта восприятия мира. © З.Н. Ичин-Норбу

Во-первых, глубокий анализ многолетней педагогической практики преподавания физики и математики в средних школах, где обучались дети из долганоязычной среды жизнедеятельности.

Во-вторых, большой объём дидактических материалов, мной созданных в ходе педагогической деятельности.

В-третьих, «Учебный методический комплекс» обучения математике, который состоял из:

И наконец, этнодидактическое пособие самообучения математике «Занимательная математика для северян», которое бы никогда не появилось, если мне не надо было его представлять, как наглядность моих психолого-этнодидактических исследований на Международном Симпозиуме в г. Ижевске. Не имея ни малейших компьютерных знаний и умений создавать вёрстку книги в электронном варианте, я всё-таки создала вёрстку за 19 дней объёмом 340 страниц в формате А4. Помню, как ректор Итальянского Университета был поражён многими ключевыми моментами.

Первый момент.

Структурно-содержательная основа этнопособия базировалась на всемирно известных теориях:

  1. Культурно-историческая теория детского развития Л.С. Выготского.
  2. Субъектно-деятельностная теория – С.Л. Рубинштейна.
  3. Теория «Укрупнённые дидактические единицы» П.М. Эрдниева.
  4. «Научная педагогика» Марии Монтессори.
  5. Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова.

Второй момент.

Этнопособие с таким огромным объёмом в 340 страниц было создано одним автором, мной.

Третий момент.

Электронная вёрстка этнопособия была создана дилетантом компьютерной грамотности за 19 дней.

Четвёртый момент.

Проблема разработки и апробации этнопособия самообучения математике оказалась проблемой мирового значения.

Пятый момент.

Психолого-этнодидактическое исследование школьников на Таймыре подтвердило все мои рабочие гипотезы.

Шестой момент.

Этнопособие самообучения математике было апробировано:

Эксперимент детей из тундры в городских условиях Хатанги

Трёхлетняя Кристина и пятилетний Коля были участниками эксперимента — адаптация детей из среды кочевого образа жизни в городских условиях. Они показали самый высокий уровень самообучаемости.

С помощью психолого-этнодидактических исследований школьников я хотела ответить на вопросы.

Как этнодидактическое пособие самообучения математике влияет на развитие самосознания самообучающейся личности младшего школьника и младшего подростка в неоднородных социокультурных условиях?

  1. Этнической монокультурной социальной среде.

2. В поликультурной школьной среде.

3. В среде школы-интерната, в которой воспитанники изолированы от обеих вышеназванных социальных сред?

На каком отрезке онтогенеза особенно влияют социокультурные факторы саморазвития детей?

Этномодель процесса самообучения: многофакторная среда саморазвития

Этнокультурная среда психолого-этнодидактических исследований школьников Таймыра.

Школьники Сындасской начальной школы-интерната, который показали самый высокий уровень самообучаемости с помощью материалов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян»

Ниже представлена таблица, в которой отражены показатели влияния социокультурной среды жизнедеятельности детей.

  1. На самооценку личности ребёнка.
  2. На самоидентичность и интерес к своей этнической культуре.
  3. На приращение знаний по математике.
  4. На формирование и развитие русскоязычной речи с использованием математических понятий и их определений.
 Природно-климатические условияКультурно-бытовой уклад жизниЭтноязыковые навыкиТрадиции семейного воспитанияСоциокультурные, экономические условия
Сындасская начальная общеобразовательная школа-интернатОдинаковые100 %100 %100 %Аборигенное население живёт в более худших условиях, чем жители Хатанги
Новорыбинская средняя общеобразовательная школаОдинаковые70 %70 %70 %Аборигенное население живёт в более худших условиях, чем жители Хатанги
Хетская средняя общеобразовательная школа-интернатОдинаковые0 %50 %50 %Аборигенное население живёт в более худших условиях, чем жители Хатанги
Хатангская средняя общеобразовательная школа №1Одинаковые0 %10 %20 %Городские условия жизни
Хатангская средняя общеобразовательная школа-интернатОдинаковые0 %50 %0 %Городские условия жизни
Полевые исследования самообучаемости четвероклассников и пятиклассников.

Данные таблицы подтверждают идею Л.С. Выготского о влиянии социальной среды на личностное, интеллектуальное и психологическое саморазвитие личности каждого ребёнка, принявших участие в эксперименте.

Выдающийся психолог о социальной среде утверждал: «Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как основного источника своего развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным» (Л.С. Выготский, 2001, с. 189).

Таким образом, самообучающаяся личность школьника может самообучаться только в единстве с социокультурной средой, потому что ребёнок является частью живой окружающей социальной действительности.

Этномодель процесса самообучения: интеллектуальные программы самообучения

Следует отметить, что в психолого-этнодидактических исследованиях самообучаемости школьников на Таймыре в качестве дидактических этноматериалов были использованы некоторые фрагменты интеллектуальных программ этнопособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

Несмотря на то, что содержание и структура этнопособия самообучения математике были применены в усечённом варианте, результаты эксперимента были положительными, тем самым, оправдали наши ожидания действенной этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения этномодели самообучения.

Семейно-этническая традиция уважения личности ребёнка пока ещё сохранилась.

Было наглядно проиллюстрировано и убедительно доказано влияние когнитивно-образовательной деятельности в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и школьников на повышение уровня самоорганизации самообучающейся личности.

Потому что интеллектуальные, психические и личностные потенциалы детского саморазвития могут в полной мере проявляться и реализовываться только при рациональной самоорганизации когнитивно-образовательной деятельности младшего школьника и творческой деятельности подростка и юноши.

Безусловно, самоорганизация ребёнка формируется в этносемье.

Этномодель процесса самообучения в этносемье — в среде волевых людей

Тундра экзаменует закалку воли и тренировку духа

Тундра ошибок не прощает!!!

История восьмилетнего мальчика из тундры

Мальчик на оленьей упряжке поехал самостоятельно проверять капканы. Неожиданно в пути задула пурга (сильный ветер со снегом).

Тогда он принял решение немедленно вернуться домой — определена цель действий. Но следов от саней уже не было видно — возникла проблема возвращения домой.

Мальчик решил сориентироваться по звёздам, но небо было затянуто, тогда он обратил внимание на гребни заструг (это наподобие морских волн, но только в кристаллическом состоянии).

Он вспомнил, что ветер в тундре меняет своё направление очень часто, тогда он откопал снег и обратил внимание на то, куда наклонена трава под снегом, потому что первый господствующий ветер осенью бывает северным, это очень важно.

Так он определил местонахождение севера и отправился в путь — принятие решения.

Но каждый раз останавливался, чтобы откапывать снег и проверять правильность направления своего пути — промежуточный контроль и коррекция действий.

Таким образом, он благополучно добрался до балка (жилище долган на полозьях), где его ждала любимая и счастливая семья.

Заключение

На примере личностно-интеллектуальных действий восьмилетнего мальчика можно сделать выводы, которые и охарактеризуют суть этномодели процесса самообучения.

  1. У школьника возникла мотивация — вернуться домой.
  2. Школьник самостоятельно и осознанно определил цель — вернуться домой, пока не задула пурга ещё сильней.
  3. Анализировал ситуацию обнаружил проблему возвращения домой.
  4. Моделировал действия по достижению выдвинутой цели — рассмотрел вариацию выхода из сложившегося затруднения.
  5. Выделил критерии оценки найденного решения — безошибочное и надёжное действие.
  6. Контролировал ход выполнения как промежуточных, так и конечных результатов деятельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что, чем выше уровень самостоятельной организации продуманных действий, тем он:

Функциональные компоненты самоорганизации

Подведём итоги для структуризации функциональные компонентов самоорганизации.

  1. Мотивация →
  2. Целеполагание →
  3. Анализ ситуации →
  4. Планирование →
  5. Самоконтроль →
  6. Волевая саморегуляция →
  7. Самокоррекция.

Интересно, каким образом у восьмилетнего школьника оказалась сформирована самоорганизация, которая свидетельствует о хороших аналитических способностях выделять значимые условия достижения цели?

Exit mobile version