Site icon etnorazum.ru

Эффективность этнодидактического метода самообучения

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Эффективность метода самообучения достигается только в синтезе личностной потребности, интереса ребёнка познавать мир и социокультурной среды жизнедеятельности.

Дух ребёнка – это сила и упорство.

В нём в одинаковой мере присутствуют

нравственность и совестливость

Я. Корчак

В данной статье пойдёт речь именно об этнодидактическом методе самообучения личности ребёнка, который был использован при проверке на истинность рабочей гипотезы №9 во время таймырского эксперимента.

Рабочая гипотеза № 9.

Грамотно, содержательно и логично составленная структура этнопособия с учётом предметной преемственности фундаментальных знаний математического материала будет содействовать эффективности этнодидактического метода  самообучения.

Цельвыявить и описать влияние предметной преемственности на эффективность школьного (этнодидактического) обучения.

Задачи:

Коэффициент эффективности метода самообучения

Экспериментальная школа 4-е классы 5-е классы
Сындасская начальная школа-интернат 95 %  
Новорыбинская средняя школа 87 % 80 %
Хетская средняя школа-интернат 89 % 97 %
Хатангская средняя школа № 1 (1э) 95 % 97 %
Хатангская средняя школа № 1 (1и) 94 % 90 %
Хатангская средняя школа № 1 (2э) 72 % 100 %
Хатангская средняя школа № 1 (2и) 68 % 93 %

Представим формулу вычисления коэффициента эффективности этнодидактического обучения:

 

Кэкоэффициент эффективности этнодидактического обучения;

Дn = Д2 (1) –  количество правильно выполненных действий задания № 1 из диагностической работы № 2;

8 – максимальное количество баллов.

Из вышеприведённой таблицы и диаграммы высокого показателя коэффициента эффективности метода самообучения, с использованием математического материала фундаментальных знаний из этнопособия по математике с логической неизбежностью вытекает вывод, что самообучение с опорой на социокультурный жизненно-практический опыт школьника содействует повышению уровня его комплексного развития. Всё это говорит в пользу внутреннего содержания наглядного метода самообучения.

Наглядный метод самообучения

В этой связи следует уточнить, что наглядность выражалась в математизации внешнего мира, личного социокультурного опыта ребёнка, с использованием его житейских ситуаций и т.д. Следовательно, мы видим, что  метод самообучение на математическом этноматериале связано с перестройкой глубинных психологических процессов, благодаря чему мы можем утверждать, что этнодидактическое пособие самообучения математике действительно является психологическим механизмом преемственности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения школьников 4-х и 5-х классов.

Временное ограничение процесса самообучения

Однако и время самообучения большого объёма фрагментов этнодидактического пособия (68 страниц) было тоже ограничено: от 3 до 5 часов, потому что эксперимент проводился в естественных условиях жизнедеятельности детей, то есть параллельно прохождению учебной программы по всем предметам. Другими словами, не было создано «тепличных» условий для эксперимента.

Кроме того, реальный объём математических знаний был умышленно завышен, чтобы:

Темы из программы школьной математики 6-8 классов

Exif_JPEG_420

1) сложение, вычитание, умножение и деление дробей с одинаковыми знаменателями — 4 темы;

2) сложение, вычитание, дробей с разными знаменателями — 2 темы;

3) умножение и деление обыкновенных дробей — 2 темы;

4) правильные и неправильные дроби — 2 темы;

5) равные дроби, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, сравнение дробей с разными знаменателями, сокращение дробей, основное свойство дроби — 5 тем;

6) смешанное число, выделение целой части из неправильной дроби — 2 темы;

7) нахождение части из целого, нахождение целого по его части — 2 темы;

8) процент, нахождение процента от числа, нахождение числа по проценту, нахождение процентного отношения — 4 темы;

9) десятичная дробь, запись десятичной дроби, определение десятичной дроби на числовой оси — 3 темы;

10) сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей — 4 темы;

11) решение задач, составление и решение задач по определённому тождеству, уравнению — 4 темы;

12) вычисление площади, периметра, длины, ширины прямоугольника — 4 темы.

Итак, необходимо проверить, как эффективность этнодидактического метода самообучения на математических этноматериалах, повлияла на самообучаемость конкретного школьника.

От чего зависит эффективность школьного обучения?

Несомненно, эффективность школьного обучения  детей в этнокультурной среде жизнедеятельности зависит:

1. от учёта менталитета, когда на их матрицу образов мышления и речи накладывается образ мышления и речи российской культуры и учёта их возрастных индивидуально-психологических особенностей.

2. от содержания учебного пособия, которое учитывает:

а)  вышеперечисленные переменные,

б) природно-климатические условия, влияющие на временной фактор при прохождении учебной программы по школьным предметам.

3. от совместной продуктивной деятельности, то есть от коллективной формы деятельности, а также от степени самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности как условия для новообразований школьников.

Почему дети северных этносов усваивают школьную программу по-разному и плохо?

Нам остаётся собрать воедино все показатели эксперимента и обобщить те выводы, к которым мы пришли.

Тем самым, подытожить наше рассмотрение «школьной неуспешности» у детей аборигенного населения, чтобы ответить на выше сформулированный ключевой вопрос.

В то же время указать на немаловажные теоретические и методологические заключения, которые могут быть сделаны из результатов полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре.

Безусловно, каждое исследование, как проверка рабочей гипотезы на истинность, было посвящено той или иной частной проблемы – гипотеза в условиях задачи.

Представлены сравнительные таблицы и диаграммы, наглядно подтверждающие истину предположений с комментариями и выводами.

Схема саморазвития личности ребёнка

Достаточно отметить то, что четвероклассники и пятиклассники этнических групп в поликультурной среде, так же как и их сверстники иных культур, способны саморазвиваться по схеме развития познавательных процессов:

эмпирическое мышление → теоретическое мышление → практическое мышление.

Таким образом, необходим такой способ подачи учебной информации, который был бы доступен всем школьникам за счёт учёта:

1. их этнопсихологических особенностей мышления, базирующихся на этноязыковом сознании детей.

2. природно-климатических условий жизнедеятельности в этнорегионе Российской Федерации, что обусловливает (детерминирует) сознательное, осмысленное восприятие академических (математических) знаний.

5 видов приобретённых способностей

В связи с этим, создаётся необходимость говорить о результатах самообучения, которые психологи отождествляют с научениями, в результате чего были выделены пять видов приобретенных способностей:

1) вербальные знания (декларативные знания)- «знаю что»;

2) интеллектуальные умения (процедурные знания) — «знаю как»;

3) когнитивные стратегии. Эти умения используются для управления и регулирования когнитивными процессами, такими как внимание, восприятие, кодирование, поиск и извлечение информации из памяти и мышление;

4) аттитюды. Обычно считается, что этот четвертый вид результатов научения включает как аффективные (эмоциональные), так и когнитивные компоненты памяти. Аттитюды — приобретенные состояния, оказывающие влияние на процесс выбора действий, которые индивидуум предпринимает в отношении людей, объектов или событий;

5) двигательные навыки.

Координация мышечных движений способствует качеству самообучения

Кроме того, результаты самообучения и саморазвития личности любого ребёнка  могут представлять собой действия, реализация которых достигается слаженной координацией мышечных движений.

Между тем, принципы школьной этнодидактики на психологической основе охватывают все пять разновидностей результатов самообучения:

1) вербальные знания,

2) интеллектуальные умения,

3) когнитивные стратегии,

4) аттитюды,

5) двигательные навыки.

Как доказали результаты экспериментов на Таймыре и в Москве, Московской области каждый школьный предмет формирует у личности ребёнка несколько видов способностей.

Для нас ясно, что цель школьного образования заключается не только в том, чтобы обеспечить приобретение учащимися знаний, умений и навыков, но и формирование и изменение способов мышления самообучающейся личности школьника.

Это означает, что школьное обучение должно способствовать переходу от представлений об окружающем мире к концепциям, более согласующимся с научными способами мышления.

Таким образом, необходима преемственность самообучения, когда «…на каждой последующей стадии обучения нужно «приращивать» и закреплять то, что сложилось и накопилось в предыдущем опыте ребёнка» (В.В. Давыдов, 2000, с.38).

Например, чтобы школьник мог осознанно оперировать буквенными выражениями, что уже является абстракцией, он должен свободно владеть арифметикой. Это означает, что школьнику необходимо уметь выполнять арифметические действия с числами – цифрами на автоматическом уровне.

 

Exit mobile version