Site icon etnorazum.ru

Смысловые составляющие самообучающейся личности ребёнка

Самообучение

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Смысловыми составляющими формирования самообучающейся личности являются: конвергенция, эмоции, волевая регуляция, смысловая составляющая деятельности и самосознание личности.

Тестирование не помогает ребёнку учиться

Глен Доман

Довольно часто родители детей жалуются на то, что их ребёнок в результате обучения в Школе дошколят «ТРИАДА» становится неуправляемым, игнорирует все просьбы, требования и замечания.

Дети в Школе дошколят самообучаются комфортно, потому что им никто не навязывает тот или иной вид деятельности. Но в то же время они чётко понимают на подсознательном уровне технологию когнитивно-образовательной деятельности. По приходу домой, они теряют личностно-интеллектуальный порядок УМА и действий. У них возникает внутреннее противоречие ЛИЧНОСТЬ — РЕБЁНОК, как объект воспитания. А воспитание, как правило, есть навязывание образа мышления, поведения семьи. Отсутствие у родителей навыков самообучаться приводит их к беспомощности, которую они признать не хотят. Они теряются перед этим маленьким «БУНТАРЁМ». Они видят, что ни крики, ни требования, ни замечания на ребёнка не воздействует. Следовательно, выход один — обучаться у ребёнка. Чтобы управлять личностью ребёнка, надо оказаться в вихре его мыслей и действий — это и есть самая сложная работа, как для родителей, так и для педагогов. Если бы родители своё ЭГО «спрятали» куда-нибудь далеко-далеко, а просто наблюдали за ребёнком, то они обязательно бы смогли считать информацию с поведения их чадо и нашли подсказку к правильным действиям. Привычка — видеть в ребёнке объекта без жизненного опыта — мешает родителям быть адекватным и увидеть в ребёнке партнёра в их коммуникативно-регулятивном сотрудничестве. Вернёмся к теме нашей беседы.

Перед тем, как выявить производные самообучающейся личности, мы «раскрутим» логическую цепочку формирования самообучающейся личности не только ребёнка, но и взрослого и расшифруем каждое звено этой цепочки.

Конвергенция → конфликт → переживание → сознание → волевая регуляция → смысл → самосознание

  1. Конвергенция как взаимодействие (коммуникация) личности и окружающей среды.
  2. Конфликт как разрушение конвергенции в результате неких противоречий между устройством окружающего мира и целевыми установками личности ребёнка.
  3. Переживание противоречия, вызванного конфликтом.
  4. Сознание личности, которое запускает конфликт конвергенции.
  5. Волевая регуляция переживания, в котором выступает активность личности.
  6. Смысл содержания личности: восприятие мира в результате переживания; представления прошлых образов в памяти, заложенной в социокультурном опыте ребёнка; идеи как анализ и синтез его социокультурного опыта.
  7. Самосознание, по сути, это обращение личности к своей «внутренней системе координат» (К. Роджер).

Бессознательным является то постоянное в личности, что связывает в единое осмысленное целое отдельные проблески сознания, которые, если их рассматривать изолированно, выглядели бы хаосом точек. Бессознательными являются последствия сознательных переживаний, поскольку они стали частью «психофизически нейтральной» жизни и здесь вновь (как содержания памяти) могут приобрести внутренний характер.  Бессознательными являются и те виды деятельности, для осуществления которых требуется сознание (поступок, творчество); наконец, бессознательным являются те редкие предельные состояния, возникающие тогда, когда на время исчезают противоречия, порождающие сознание (экстаз, мистические видения). Так, бессознательная устремлённость личности на цель образует неясный, но смыслообразующий фон, на котором выделяются различные по своему виду и степени ясности сознательные впечатления (В. Штерн, с.195, 1986).

Как вырезать дыру, в которую можно пролезть целиком?

Сознание и бессознательное вместе исчерпывают объём понятия «психическое». «Психическое» есть личность в совокупности её внутренних свойств, т.е. постольку, поскольку её жизнь фактически выражает эти внутренние условия или стоит к ним в определённом отношении (В. Штерн, с.195, 1986).

… Если мы назовём отдельный процесс жизни личности, который может быть выделен из общего потока как отдельная структура (например, произвольное действие), «жизненным событием», то оно пока психофизически нейтрально. Когда же оно входит во внутренний мир, оно становится «переживанием», но чаще всего – поскольку оно проецируется в сознание не полностью – жизненное событие становится переживанием настолько, насколько оно переходит во внутренний мир. Переживание, как и соответствующее ему определённое событие, так же актуально, сконцентрировано (в нём мгновенно концентрируется жизнь личности), структурировано: различаются центр и периферия, оно выделено из фона и внутренне расчленено (В. Штерн, с.195-196, 1986).

В своей концепции «Персоналистическая психология» немецкий психолог и философ, В. Штерн довольно ясно и понятно изложил формирование личности вообще. Поэтому мы будем опираться на его размышления и результаты исследований. Он первый, кто заострил внимание многих исследователей на том факте, что «… сознание возникает из конфликтов, которые затрудняют конвергенцию». А конфликт, это, как правило, личностное несогласие с чем-то. Иными словами, «Любое переживание есть одновременно разрушение живого единства «Я» и мира, субъекта и объекта. В соответствии с этим любое переживание имеет то или иное направление. Его объект – либо собственная личность, актуальное состояние которой в данный момент переживается как чувство; активность личности выступает в переживании как её волевая регуляция, а бытие личности в течение длительного времени – как её самосознание, — либо мир, существование которого в настоящий момент выступает в переживании как восприятие, прошлое и будущее этого мира – как представление и память, а бытие в течение длительного времени – как идея (В. Штерн, с.196, 1986).

Семилетний Семён К. увлечён чтением энциклопедии о животных.

По-видимому, по этому основанию могут быть расклассифицированы в основном все содержания сознания: если в прежней психологии основные их виды считались первичными, далее неразложимыми исходными качествами души, то в нашей теории эти содержания рассматриваются как производные личности, которая их наполняет смыслом (В. Штерн, с.196, 1986).

В этой связи можно привести, как факт, Таймырский психолого-этнодидактический эксперимент, который  был успешен, благодаря двум неразрывным компонентам процесса школьного обучения – скорости и удовольствию (Г. Доман) когнитивно-образовательной деятельности детей в коммуникативно-регулятивном сотрудничестве с педагогами и родителями.

Напомним, что  все дидактические этноматериалы были ясными и доступными для понимания содержания текстов детьми. Правда, испытуемые предпочитали работать с чёрно-белым вариантом, а не в цветным. Этот выбор пятиклассница, во время интервью после эксперимента, пояснила так: «Простые картинки помогают быстро думать, а цветные отвлекают, потому что они красивые и поэтому хочется не думать, а рисовать».

В качестве примера приведём принципы обучения детей с малолетства по рекомендациям Глена Домана. Мы думаем, что родителям просто необходимо знать их, чтобы создать для собственного ребёнка личностно-интеллектуальную среду самообучения для его саморазвития. В скобках будут даны наши комментарии к конкретному принципу.

Основные принципы обучения ребёнка (Глен Доман):

  1. Начните как можно раньше (имеется в виду с рождения).
  2. Учите с удовольствием (потому что ребёнок реагирует на настроение родителей).
  3. Уважайте ребёнка и доверяйте ему (многие родители ошибочно считают, что если ребёнок мал, то он ничего не видит, не слышит и не понимает).
  4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим (понятно, что во время усталости не стоит обучать ребёнка).
  5. Создайте подходящую обстановку для обучения (ни в коем случае нельзя ничего делать наспех).
  6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребёнок сам этого захочет (это интригует ребёнка, в результате интриги он находится в состоянии ожидания «Что же будет потом?»).
  7. Чаще вводите новый материал (главное никак нельзя повторяться, ребёнка любое повторение раздражает, и он теряет интерес к обучению).
  8. Будьте организованы и последовательны (ребёнок любит порядок и последовательность в действиях).
  9. Не проверяйте знания своего ребёнка (ребёнок любит познавать новое, что его окружает, но он ненавидит, когда его проверяют. Это заметили Г. Доман и М. Монтессори).
  10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее (ответственность родителей является прекрасным эталоном для ответственности ребёнка).
  11. Помните об основном законе безопасности (здесь имеется в виду отсутствие нервозности родителей и внимательное отношение к настроению ребёнка во время занятий с ним).

Exit mobile version