Самоопределение как личностная установка, когда личность ребёнка определяет для себя цель, задачи и средства достижения конкретного результата.
Ошибки происходят от неумения делать
правильные умозаключения
Клавдий Гален
После выполнения диагностической работы № 1, до психолого-этнодидактического эксперимента, состоялась короткая беседа с детьми, где было сказано: «Если у кого-то есть желание знать об обыкновенных и десятичных дробях, выполнять с ними арифметические действия, решать уравнения, неравенства и текстовые задачи, а также самим придумывать текстовые задачи, уравнения, неравенства, то можно сегодня принять участие в эксперименте, но для этого необходимо пригласить кого-то из взрослых для общения с ним». Эта ключевая информация и была для организации когнитивно-образовательной деятельности школьников установочным моментом. Установочная информация выполняла регулирующую и координирующую роль, тем самым, существенно облегчила и ускорила процесс принятия решения об участии в эксперименте и в выборе партнёра для общения.
Самое интересное заключалось в том, что не прозвучал вопрос: «Кто примет участие в эксперименте?». И дети поняли, что каждый волен решать сам.
А также были озвучены условия эксперимента, во-первых, участие только по желанию.
Во-вторых, заниматься этнодидактическими материалами столько, сколько захочется, можно даже и через 15 минут уйти домой. Оценки за диагностические работы № 1 и № 2, а также за участие или неучастие выставляться в классный журнал не будут. Это условие было необходимо для чистоты эксперимента – осознанность в выборе объёма и содержания знаний и умений по озвученной теме.
В-третьих, приглашать только того взрослого, с кем интересно пообщаться и поспорить. Другими словами, на эксперимент были приглашены те, кому дети больше всего доверяют. Решался вопрос доверия ребёнка взрослым.
И наконец, выбор количества страниц тоже не ограничен.
В ходе эксперимента и взрослые, и дети в Хете, в Сындасско проявили стабильность установки как способности самостоятельно принимать решения.
Процесс самоопределения базируется, во-первых, на мотивации и представлении некоторого результата конкретных действий. Во-вторых, на умственном анализе и синтезе предстоящих действий. В-третьих, на прототипном сравнении (сравнение с имеющимся опытом ребёнка). Как В.Н. Кирой, Е.В. Асланян заметили: «Объединение ощущений в восприятии осуществляется посредством ассоциаций (по смежности и сходству и т.д.) (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, 2012, с. 139).
А также не лишним будет вспомнить, что ассоциативную теорию создавали: В. Вунд, И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э.Б. Титченер и др.
Между прочим, в ходе своих исследований А.В. Запорожец, Л.Н. Венгер, В.П. Зинченко заметили, что восприятие, по сути своей, представляет собой овладение ребёнком всё более сложными видами перцептивных действий.
Более того, с процессом восприятия связано формирование памяти и интеллекта, то В.Н. Кирой, Е.В. Асланян определили: «Память и интеллект – это языковые структуры, информация, производимая восприятием, должна быть им понятна и содержательна как родная речь, а не как вычислительная процедура, требующая каждого объёма памяти и наносекундного быстродействия… Мозг – это языковая система, измеряемая в семантических единицах… Процесс восприятия должен иметь языковую структуру» (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, 2012, с. 132).