Site icon etnorazum.ru

Стимул как причина самообучения

Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Стимул как мотив, причина, побуждающая личность ребёнка к самообучению, к проявлению заинтересованности в приобретении знаний и умений их применять в жизни

Метод самообучения – это хорошо направленная свобода когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка

Для изменения ситуации

необходимо истинное образование

М. Монтессори

Самообучение — это грамотно организованная и целенаправленная свобода

Самообучение, как процесс познания окружающей действительности, не возникает самопроизвольно, потому что этот процесс должна запустить какая-то причина.

На данной фотографии пятилетняя Лаура, уверенная в своей свободе, не торопится воспользоваться ею.

Многие родители и педагоги муниципальных общеобразовательных учреждений часто прибывают в недоумении — Как можно ребёнку предоставлять свободу, вседозволенность?

Если личностно-интеллектуальная среда самообучения организована грамотно, следуя требованиям ФГОС, то у ребёнка возникает единственное желание — ПОЗНАВАТЬ.

Прежде всего, следует заострить внимание читателя на том моменте, что свобода означает самоориентацию ребёнка в сегментах культурно-образовательного пространства.

Свобода — это самый главный принцип детского развития, когда необходимо «… дать детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо).

Личностно-интеллектуальный процесс самообучения, без каких-либо внешних требований, навязывания темы, определённых действий со стороны педагога, возникает в режиме спонтанности, непроизвольности, но стимулирующий личность ребёнка прилагать колоссальные волевые усилия.

По этому поводу не скажешь точнее Марии Монтессори, которая утверждала: «Нужно владеть собой, чтобы увидеть и оценить окружающий мир». Иначе говоря, если нет воли, то нет и познавательной (когнитивной) активности самообучающейся личности.

Соревнование разрушает личность ребёнка

Единственная  рекомендация здесь звучит достаточно банально — в личностно-интеллектуальном процессе самообучения не должно быть духа соревновательности, потому что «Соревнование портит душу» (Ж.-Ж. Руссо).

К сожалению, в некоторых Монтессори-школах практикуются баллы за обучение, которые в конце месяца подсчитываются и ребёнок награждается призом.

Ничто так легко и просто не разрушает личность ребёнка, которая находится в стадии созревания, как награда, поощрение ребёнка.

Многие монтессори-педагоги напрочь забывают о том, что сама Мария Монтессори писала о пагубности наград и поощрений.

Более того, награда, поощрение имеет принцип цепной реакции, когда поощрение одного ребёнка разрушает душу 20 и больше детей, которые не получили этой награды, поощрения учителя.

Первый стимульный момент когнитивно-образовательной деятельности

Exif_JPEG_420

В качестве примера можно привести конкретную ситуацию с Семёном К., когда он познавал процессы и явления через внутреннее осознание признаков и свойств предметов.

Первый стимульный момент — во время коллективного знакомства с географией по теме «Страны и континенты», Семён К. встал и пошёл к полке с энциклопедиями, выбрал «Историю мира» и тихо листал, читал, рассматривал иллюстрации.

Педагог не остановил ребёнка, а продолжал свою «экскурсию» по глобусу.

Дети, привыкшие к свободе проявления познавательной деятельности, не отвлеклись на действия Семёна. Они продолжали уже сами на глобусе рассматривать континенты.

Затем, с помощью дидактического материала развивающего характера «Страны и континенты» подбирали детали-магниты к соответствующему контуру материка, стран и т.д.

Второй стимульный момент когнитивно-образовательной деятельности

Сегмент образовательного пространства Личностно-интеллектуальной среды самообучения «Русский язык: Грамматика, фонетика, лексика»

Второй стимульный момент возник во время озвучивания названия континентов и стран. Педагог показал детям карточку с названиями континентов и стран, которые были написаны прописными буквами.

В их задачу входило обведение каждой буквы. Эту методику я назвала «След в след».

Как только возникали трудности с написанием конкретной буквы, каждый шёл к сегменту «Русский язык: Грамматика, фонетика, лексика», где выбрал себе индивидуальную брошюрку «ПРОПИСИ» А.Б. Дурмановой и уже писал в своём режиме и темпе, выбирая страницы.

Третий стимульный момент когнитивно-образовательной деятельности

Третий стимульный момент возник, когда дети, чтобы написать слово  начали считать количество букв.

Каждый начал называть количество букв в слове. Вот тут-то и обнаружилась другая проблема – не все дети знают, как написать эту цифру.

Поэтому каждый выбрал индивидуальный набор «Радужные цифры» А.Б. Дурмановой.

Следует заметить, что понятие числа и формы – это воспроизведение естественного хода развития природы, а вот средство измерения и вычисления является глубоким осознанием реально существующих соотношений.

Каждый ребёнок тренировался, упражнялся написанию прописной цифры, обводя её семи цветами радуги, но при этом они проговаривали: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

 

 

 

 

К полке с карандашами подошли сразу три человека, но при этом, никто никого не расталкивал, а терпеливо дожидался своей очереди.

Вот что бывает, когда отсутствует соревновательность «расталкивание локтями».

Проявление эгоцентризма в личностно-интеллектуальной среде самообучения по определению невозможно, потому что функционирует правило № 2 – сложи ручки за спину и жди.

Это правило искусственно подменяет негатив эгоистичного отношения ребёнка на позитивное, когда проявляются:

  1. воля,
  2. уважение к другому,
  3. коллективизм,
  4. индивидуальность, неповторимость, уникальность личности и т.д.

Социокультурный опыт приобретения знаний

Знание чего-то означает не что иное, как формирование опыта — знаю как. Знание, основанное на осознании, осмыслении, создаёт некий порядок в уме личности ребёнка. Когда ребёнок постоянно упражняется, тренируется в таких мыслительных операциях, как:

то у него упорядочивается услышанная, увиденная, практически проверенная информация, образуя знаниевую компетенцию, опыт.

И, как правило, опора на социокультурный опыт позволяет личности ребёнка минимизировать волнения, беспокойство и страх перед педагогом и родителем.

Мой маленький совет педагогам и родителям — постарайтесь вовремя отгородиться от «неуспешности» ребёнка и сосредоточиться:

  1. на сильных сторонах его личности;
  2. на приятном и радостном событии, связанном с его рождением;
  3. на умении принять его позицию.

Итак, для того, чтобы ребёнок самообучался, что значит, получал удовольствие от результатов когнитивно-образовательной деятельности, его надо стимулировать не наградой, поощрением, а самим предметом познания.

Помните! Для самообучающейся личности ребёнка необходима интрига, загадка, тайна мира, им ещё неизведанного.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Exit mobile version