Site icon etnorazum.ru

Три условия эффективного детского развития

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Три условия эффективного детского развития, обозначенные в стратегии психологии школьной этнодидактики, определяют ключевые векторы самообучения и саморазвития.

… существуют орудия для руки,

существуют орудия и для ума…

Джером Брунер

В стратегии Психологии школьной этнодидактики чётко определены ключевые векторы детского развития, для которых необходимы соответствующие условия:

  1. личностно-интеллектуальная среда самообучения;
  2. коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей;
  3. программа организации возрастного этапа когнитивно-образовательной деятельности.

Личностно-интеллектуальная среда самообучения

В виде базовых принципов разработана единая стратегия формирования и развития самообучающейся личности ребёнка, которая продиктована наиболее глобальной стратегией современного дошкольного и школьного звеньев образования, намеченных в виде ФГОС.

Личностно-интеллектуальная среда самообучения — это то научно-сегментированное  образовательное пространство, которого не достаёт для реализации требований ФГОС в полной мере.

Сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы

Сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы столетней давности актуальны и по сей день в силу своей практичности в формировании:

  1. внимания,
  2. воли,
  3. интеллекта

в процессе самообучения

Суть самообучения личности ребёнка заключается в её собственных открытиях.

 

Области развития при применении сенсомоторных дидактических Монтессори-материалов:

  1. арифметика,
  2. математика,
  3. алгебра,
  4. геометрия,
  5. стереометрия.

Арифметика представляет собой подход к формированию математического мышления в соответствии с уровнем психического развития личности ребёнка в динамике возрастного развития.

В ситуации самообучения когнитивно-образовательная (мыслительно-знаниевая) активность (деятельность) ребёнка является прогрессом в формировании речевого мышления, стимулированная естественными потребностями детского ума к постоянному сенсорному и моторному познанию окружающей действительности.

Следовательно, формирование математических способностей происходит на базе сенсомоторного опыта психического отражения окружающей действительности.

Психологическое этнодидактическое условие

Психологическое этнодидактическое условие формирования математических способностей – окружить личность ребёнка предметами, которые можно пересчитать и выстраивать из них логическую последовательность:

  1. по убыванию (убывающая арифметическая прогрессия);
  2. по возрастанию (возрастающая арифметическая прогрессия).

Итак, первое условие – развитая сенсорика восприятия и моторика движения. Это значит:

Свобода выбора — это самостоятельность и ответственность

Следует заметить, что когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка является, по своей природе, проявлением самостоятельности в выборе:

в ходе самообучения как самостоятельного познания окружающей реальности.

Опосредование как процесс стимулирования речи

Кроме того, сенсомоторные дидактические Монтессори-материалы изначально преследуют цель опосредованного (предмет стимулирует речь) самообучения личности ребёнка.

Иными словами, сенсомоторные дидактические материалы Марии Монтессори– это материализованные абстракции, потому что дают чёткое понимание:

  1. веса,
  2. размера,
  3. формы,
  4. цвета.

Более того, ни один аспект окружающей действительности не сможет сформировать способ овладения её предметами, фактами, событиями и явлениями, как предмет математики в целом.

Математическая целостность восприятия объективного мира

Безусловно, математическая целостность восприятия окружающей действительности, благодаря дидактическим материалам М. Монтессори, выстраивается на основе:

  1. концепции десятичной системы счисления;
  2. осознанного, осмысленного понимания:

Прояснение непонятных слов — принцип ПШЭД

В данной ситуации реализуется принцип психологии школьной этнодидактики – прояснение непонятных слов, которые становятся понятными за счёт плавного перехода от конкретных сенсорных и моторных впечатлений к формированию абстрактных научных понятий не только математики, но и других естественнонаучных понятий:

  1. астрономии,
  2. биологии,
  3. зоологии,
  4. физики,
  5. химии,
  6. географии,
  7. анатомии человека и т.д.

Формирование абстрактных понятий 

Формирование научных (абстрактных) понятий описывается в электронной книге «3 метода научить ребёнка самообучаться»

Следует обратить внимание на то, что любой дидактический Монтессори-материал используется ребёнком в процессе самообучения до тех пор, пока не наступит момент в их ненужности – это и есть главная цель Монтессори-материала.

Потому что если ребёнок после серии индивидуальных упражнений, тренировок перестал пользоваться материалом – это означает, что он сформировал навык:

  1. вычисления,
  2. измерения,
  3. сравнения и т.д.

во внутреннем плане действий.

Иными словами, автоматизировал собственные действия, поднялся на высокий уровень абстракции, когда его интеллектуальная деятельность заключается в записи собственных действий, свидетельствующих об установлении нейроновых связей в мозговой деятельности.

Переход от конкретного опыта восприятия

к абстрактному понятийному мышлению

Таким образом, можно описать некий поэтапный способ перехода от конкретного к абстрактному:

1-ый этап – счёт → арифметические действия с конкретными предметами.

2-ой этап – умение выполнять в уме:

не представляется возможности без дидактических Монтессори-материалов:

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество как разумное и гармоничное партнёрство

Следует особо отметить главенствующее условие саморазвития личности ребёнка — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов и родителей. 

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей  — это процесс саморегуляции  поведения ребёнком на основе его коммуникации со взрослыми: родителями и педагогами. Это то самое разумно организованное и гармоничное партнёрство педагога, родителя и ребёнка — личностный треугольник самообучения, саморазвития и самореализации.

Будет уместным напомнить, что психология школьной этнодидактики – это неразрывная и взаимодополняющая связь психологии и этнических традиций воспитания подрастающего поколения.

В этой связи следует понять:

Буду весьма признательна и благодарна  родителям, педагогам и психологам за вдумчивые замечания и полезные обсуждения.

Многие мои книги, отражая суть концепции «психологии школьной этнодидактики», более:

дополняют, конкретизируют и обогащают главы монографии «Психология школьной этнодидактики».

Ключевые проблемы школьного образования

Нетрудно заметить, что в моих книгах раскрываются довольно глобальные проблему стремительного падение уровня дошкольного и школьного образования.

К сожалению, армию безработных из года в год пополняют выпускники школ, которые не имеют достаточного умения читать и считать, неспособные заработать себе на жизнь.

С каждым годом растёт количество недовольных, разочарованных молодых людей, которые отказываются от борьбы, даже не попытавшись начать её.

Цель психологии школьной этнодидактики – обратить дошкольный опыт самообучения на благо самообучения в школьной конкурентоспособной среде саморазвития.

Как важно, чтобы ребёнок уже до школы имел навыки:

Как уже говорилось, когнитивная стратегия управления личностно-интеллектуальным процессом самообучения направлена на уровневое, поэтапное осознание языка.

Когнитивная стратегия управления образованием

Попробую представить эти этапы осознания, опираясь на свой многолетний педагогический опыт:

1-ый этап – контроль ребёнка за собственной речью.

2-ой этап – чёткое знание значения слова, пользуясь толковым словарём.

3-ий этап – умение осмыслить такую языковую структуру как высказывание.
Как уже ни один раз говорилось, личность ребёнка – это субъект, в которого верят родители. Если родители верят в то, что их ребёнок – успешная личность, лидер, то они её и сформируют в нём.

Поэтому, на самом деле, подсознание родителей играет немаловажную роль в становлении самообучающейся личности ребёнка.

Я согласна с утверждением Джона Кехо: «Мозг способен искажать восприятие действительности, чтобы привнести его в соответствии с вашими взглядами. … стоит поверить, что вы победитель или что из всего можно сделать деньги, что вы обладаете отличным здоровьем, и сразу обнаружатся реальные доказательства этих убеждений» (Джон Кехо, 2015, с. 87).

Так что, сформируйте убеждение, что Ваш ребёнок – Гений, и этим убеждением Вы сможете вселить в ребёнка ВЕРУ в себя, а мысль, материализуясь, изменит ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ вокруг ребёнка.

Поверьте, нет никчёмных, бездарных детей, а есть:

  1. родители, неуверенные в жизни,
  2. педагоги, неуверенные в собственных профессиональных компетенциях.

Я глубоко убеждена, что все эти проблемы решаемы.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Exit mobile version