Site icon etnorazum.ru

Социокультурная философия этносемьи

Нганасанская семья

Этноязык. Языковое этносознание.

Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

Социокультурная философия этносемьи предполагает интеграцию русского и этнического языков.

Естественно, русскоязычная речь как средство коммуникации у детей из этнических языковых культур формируется и развивается по иным законам развития, чем речь на родном языке.

Тяжело,

когда нельзя договориться и

надо додумывать и догадываться

Я. Корчак

Общеизвестно, что коммуникативные способности школьников зависят от объёма словарного запаса (тезауруса) и речевого опыта общения на русском языке.

Социокультурная философия этносемьи как мировоззрение и этноязыковое сознание

Поскольку в школьной среде языком обучения является русский (государственный) язык, то необходимо, в первую очередь, добиться того, чтобы у детей развивалось русскоязыковое сознание.

Как показала многолетняя практика, дети из этносреды ведут себя в школьной русскоязычной среде напряжённо, неуверенно и нерешительно, поскольку у них сформировалась картина мира на их родном языке.

И это понятно, потому социокультурная философия этносемьи выглядит иначе, поскольку у них сформировалось своё этносознание (Фритц Хейдер) как некий набор этносемейных правил и норм поведения, когда ребёнок в процессе этносемейного воспитания чётко понимает, с одной стороны, где он находится, а с другой — что собирается делать.

Разумеется, для такого понимания необходима сформированность способности рассуждать, размышлять и говорить на русском языке.

Многослойность этноязыкового сознания ребёнка в социокультурной философии этносемьи

Следует заметить, что в соответствии с теоретическими воззрениями А.Н. Леонтьева, в сознаваемой картине мира выделяется многослойность сознания.

1-ый слой — чувственная ткань:

а) чувственные образы,

б) переживания;

2-ой слой — значения, носителями которых выступают знаковые системы, формируемые на основе психического понимания.

  1. Материальные предметы в социокультурной философии этносемьи.

2. Нормы и образы поведения, закреплённые в ритуалах и традициях через призму социокультурной философии этносемьи.

3-ий слой — операциональные (действия, практика) значения.

Личность каждого ребёнка в этносемье познаёт предметы с помощью действий с ними. Например, топор нужен, чтобы рубить дрова. Нож нужен, чтобы строгать строганину. Чашка нужна, чтобы пить из неё горячий чай.

4-ый слой — личностный смысл — объективное содержание, которое несут в  себе конкретные:

а) житейские события;

б) природные явления: пурга со снегом, дождь с громом и т.д.

в) житейские понятия: добро и зло, хорошо и плохо, светло и темно и т.д.

В социокультурной философии этносемьи система смыслов при переходе в школьную среду резко изменяется, пополняя словарный запас личности каждого ребёнка.

Как принято считать сознание всегда представляет какой-то «кусок» действительности.

Социокультурная философия этносреды жизнедеятельности

В случае с ребёнком из этносемьи, его этносреда жизнедеятельности и есть тот самый «кусок» действительности.

А школьную среду ему ещё предстоит осознать.

Между тем, осознание и  является актом сознания, предмет которого – сама же деятельность сознания.

Словесная интроспекция

Следовательно, если личность ребёнка из этносемьи научится излагать свои мысли по-русски, то произойдёт некая «словесная интроспекция», про которую Л.С. Выготский писал: «….переход к словесной интроспекции не означает ничего другого, кроме начинающегося обобщения внутренних психических форм активности (Л. С. Выготский, 1982, с.219).

Он считал: «В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими. В этом процессе сказывается прежде всего решающая роль обучения. …осознание понятий – это их обобщение и овладение ими…Таким образом, осознание приходит через ворота научных понятий  (Л.С. Выготский, 1982, с.220).

Таким образом, ребёнку из этносемьи, где своя социокультурная философия реальности, необходимо помочь в том, чтобы обобщить его социокультурный опыт, приобретённый на родном языке, в родной этнокультурной среде для того чтобы научиться обобщать понятия на русском языке и овладеть ими в процессе рассуждений, размышлений. Потому что речь является формой осуществления мысли и материальной основой мышления.

Если в этносреде ребёнок общался, мыслил, обобщал собственные наблюдения на родном языке, то сейчас, в школьной среде ему необходимо делать то же самое, но на русском языке.

Русскоязычная речь как средство социализации

Поскольку речь является средством социального (общественного) общения, коммуникации, то понятно, что русскоязычная речь для ребёнка из этносреды является средством социализации.

Социализироваться ребёнок в школьной среде может только в том случае, если он научится не только высказывать свои суждения, но и понимать рассуждения других.

Следовательно, ребёнку из этносреды необходимо сформировать коммуникативные навыки, а не сразу давать научные понятия и тут же требовать выдать научные рассуждения, размышления, что и делают школьные учителя.

В этом и заключается их главная опрометчивость, которая потом выражается в словесной форме — дети из этносреды не способны обучаться.

Как жестоко, да? Но эта реальность заставила многих детей из долганской этнокультурной среды прекратить школьное обучение, а затем, и покончить собой из-за безысходности, невостребованности, безработицы.

А сколько таких судеб на начале жизненного пути сломлено?

Чиновников образовательных структур данное явление слабо не волнует. Если бы от такого нечеловеческого состояния судеб зависел размер их зарплаты, то тогда они бы ревностно относились к таким негативным событиям, как смерть молодых людей.

В качестве примера могу привести случай из педагогической практики, когда математически одарённый десятиклассник на  обращение, в грубой и требовательной форме, директора ответил соответствующим образом, то директор школы через неделю исключил его, даже не дав возможности закончить 10-ый класс. Спустя три года он повесился.

Социокультурная философия речевого мышления детей из этносемьи

Многие школьные учителя не понимают такое элементарное явление, как речевое мышление. Если ребёнок не может излагать свои мысли ясно, лаконично и доступно на русском языке, то это совсем не значит, что он перестал:

Иными словами, ребёнок из этносемьи умеет мыслить, но не умеет их оформить в русскоязычной речи.

Обратимся к понятию «речевое мышление», которое Л.С. Выготский поясняет: «Речевое мышление представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую и потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи.

Но главное заключается в том, что с признанием исторического характера речевого мышления мы должны распространить на эту форму поведения все методологические положения, которые исторический материализм устанавливает по отношению ко всем историческим явлениям в человеческом обществе. Но этим самым проблема мышления и речи перерастает методологические границы естествознания и превращается в центральную проблему исторической психологии человека, т.е. социальной психологии; меняется вместе с тем и методологическая постановка проблемы» (Л.С. Выготский, 1982, с.118).

Социокультурная философия речи и мышления детей из этносемьи 

Следует заметить, что в ходе формирующего эксперимента на Таймыре в качестве переменных показателей мы исследовали речь и мышление.

Другими словами, мы исследовали влияние социокультурной философии этносемьи через  формирование речевого математического мышления и мыслительной речи в ходе изучения математических понятий.

А в качестве постоянной величины определили структуру и содержание этнодидактического пособия самообучения математике.

Нам необходимо было уточнить результат диагностической работы № 1, который  помог выделить  две существенные проблемы, столь актуальные в процессе школьного обучения, с одной стороны, при относительно хорошем понимании и владении математическим понятием школьники этногрупп (долганы) испытывают затруднение при формулировке их определений. В этногруппу входили дети из долганской социокультурной среды, говорящие или плохо говорящие на долганском языке.

С другой стороны, при хорошем усвоении словесного понятия школьники ингрупп (русскоязычные), наоборот, не смогли так чётко оперировать на практике понятиями: «дробь», «числитель», «знаменатель» и т.д. В ингруппу входили дети говорящие только на русском языке.

Социокультурная философия коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей в этносемье

В ситуации эксперимента, коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей способствовало развитию  способностей школьников к общению, которые являются предпосылкой и следствием их когнитивно-образовательной деятельности, направленной на овладение содержанием научных (математических) понятий.

Потому что, содержание научных понятий осознаётся личностью каждого ребёнка с разной мерой глубины и адекватности проникновения в его суть.

Ситуативная конкретика

Таким образом, в содержание интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» была заложена идея С.Л. Рубинштейна – «Сознание человека формируется в процессе общения между людьми» (С.Л. Рубинштейн, 2000, с. 381).

Следует уточнить, что на примере диалога членов этносемьи Жарковых, оленя, кролика, пингвина, ежа, лисички, белочки и мышки необходимо сформировать потребность у школьника:

Другими словами, образовывать «…обширное смысловое целое (описание, объяснение, рассказ), предназначенное и для постороннего слушателя и им понятное» (С.Л. Рубинштейн, с.404,2000).

Влияние величины объёма информации на речь и мышление детей из этносемьи

Как видим, наличие большого объёма  знаниево-понятийной информации необходима, поскольку словесно-смысловое содержание математического этноматериала сопутствует развитию мышления как психологического условия эффективности самообучения.

Логическая память

Общеизвестно, что логическая память лучше, чем механическая. Потому что логическая память – это память на мысли, когда мысль сохраняется, а словесная форма улетучивается и заменяется новой. В то время как механическая память представляет собой запоминание слов, когда словесная форма сохраняется, а смысловое содержание улетучивается.

Как известно, в развитии суждений ребёнка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность, раскрытая в интеллектуальной программе самообучения «Ситуативная конкретика».

Социокультурная философия речевой активности детей из этносреды

Как и предполагалось, речь личности каждого ребёнка из этносемьи, с одной стороны, будучи средством выражения, оказалась вместе с тем и средством воздействия.

С другой стороны, речь школьников является и социальным продуктом.

Речь, предназначенная для общения, возникает в общении.

Более того, она отражается и на внутреннем, смысловом содержании.

В этом смысле, две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Таким образом, социальный характер речи как средства общения и её обозначающий характер неразрывно связаны между собой.

Exit mobile version