Теоретическую основу ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ составляют: КИТ психического развития; педагогика М. Монтессори; УДЕ; ОМ система обучения и воспитания.
Страстное исследование — это поиск правды
Мария Монтессори
Психология школьной этнодидактики объединяет в себе два направления:
- Этнопедагогическую психологию, которая заточена на модели семьи и её семейных традициях воспитания в этнокультурной среде жизнедеятельности (от 0 до 6,5 лет).
- Этнопсихологическую дидактику, которая заточена на принципах этнодидактики самообучения личности как ребёнка, так и педагога и родителя (от 6,5 до 12 лет).
Ниже будут представлены фундаментальные идеи и положения теорий, которые легли в основу ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ.
Этнопедагогическая психология базируется на идеях педагогической теории Марии Монтессори.
Педагогика Марии Монтессори
Ребёнок – творец своей личности
поскольку в нём заложено стремление и энергия к саморазвитию — принцип природосообразности ребёнка.
Психологические условия успешности ребёнка:
- развивающая среда, когда порядок внешней среды порождает внутреннюю организованность;
- свобода действий формируют дисциплину и ответственность;
- дидактический учебный материал из конкретной жизненной ситуации.
Письмо — подготовительный этап чтения
Чувство собственного достоинства:
- самоопределение,
- самореализация,
- самооценка,
- саморазвитие.
Трёхступенчатая структура урока:
- показ (презентация);
- тренировка;
- контроль.
Ребёнок – исследователь окружающей среды
Чем раньше родители будут общаться и взаимодействовать с ребёнком на лоне природы, в общественном транспорте, в зоопарке, в океанариумах и т.д., тем больше шансов правильно сформировать и развить правое полушарие, которое по закону «сообщающихся сосудов» придаёт импульс формированию и развитию левого полушария.
Индивидуальная траектория развития:
- интерес,
- индивидуальный подход к познанию,
- индивидуальное восприятие окружающей действительности.
Восприимчивость ребёнка к порядку
Порядок – это стимул, призыв к действию.
Разум – фундамент мышления
Поэтому особенно внимательно надо относиться к формированию сенсорных и моторных навыков ребёнка:
- оперируя конкретными предметами,
- вовлекая в житейские ситуации событий,
- обращая внимание ребёнка на явления в природе и обществе и т.д.
Рука – исполнительный орган разума
Слух и зрение – главные ворота интеллекта
База чтения – устная речь
Ребёнок растёт упражняясь
ВЫВОД — совершенствование взрослого зависит от ребёнка.
Этнопсихологическая дидактика базируется:
- на культурно-исторической теории развития «высших психических функций» ребёнка Л. С. Выготского;
- на теории «Укрупнения дидактических единиц» П.М. Эрдниева;
- на организационно-методической системе обучения и воспитания В. Ф. Шаталова.
Попробую вкратце остановиться на ключевых идеях каждой их научной концепции.
Культурно-историческая теория психического развития ребёнка
Единство речи и мышления
Безусловно, названное единство формирует и развивает речевое мышление путём пополнения тезауруса понятий.
Единство мышления и речи
Более того, единство в обратном направлении формирует и развивает мыслительную речь, когда во главу угла стоят смысл и значение.
Эмпирическое мышление:
- житейское,
- спонтанное,
- интуитивное.
Высшие психические функции:
- логическая память, которая и есть, по сути своей, смысловая);
- произвольное внимание требует включение сознания и проявление волевых усилий ребёнка;
- абстрактное мышление формируется только при оперировании научными понятиями, терминами, категориями.
Актуальный уровень развития
Несомненно, это те навыки и умения, которые сформировались у ребёнка «здесь и сейчас»;
Зона ближайшего развития
Это перспектива развития, когда ребёнок «сегодня» может что-то выполнять с помощью педагога или родителя, но «завтра» он будет действовать самостоятельно — это саморазвитие ребёнка;
Новообразования:
1) психические: внимание, память, восприятие, представление, речь и мышление;
2) личностные:
а) регулятивные: сознание, самосознание, самооценка;
б) коммуникативные — духовно-нравственные ценности во взаимодействии;
3) деятельностные:
а) для школьника — познавательные, образовательные;
б) для педагога — дидактические;
в) для родителя — воспитательные.
Социальная ситуация развития
Культура:
а) этническая, которая формирует менталитет ребёнка, представляющего собой некий отпечаток структуры и содержания этнической социальной среды;
б) интеллектуальная, представляющая собой некую научную социализацию когнитивно-образовательной деятельности;
в) личностная, которая не может быть без: самоопределения, самообучения, саморазвития, самореализации, самооценки, самосознания.
Интериоризация
Иначе говоря, внутреннее восприятие, когда ребёнок осознаёт, осмысливает, «примеряет на себе» внешнюю информацию. Для младенца прикосновение маминых рук, массаж, поглаживание является тем массивом информации, который развивает мозг мощно и сильно. Если родители накормят, запеленают грудничка и оставят его без присмотра на продолжительное время, то они «закрывают ворота разума». Этот мизерный период развития ребёнка (2 года) и есть тот фундамент, на котором будет строиться ЛИЧНОСТЬ ребёнка. Ни один возрастной отрезок развития не является столь важным, как эти 2 года!!!
Экстериоризация
Благодаря, экстериоризации педагог или родитель могут оценить степень понимания того, что было сказано, показано ребёнку. Короче говоря, как ребёнок внешне смог воспроизвести.
Историческая:
а) этническая;
б) интеллектуальная;
в) когнитивная;
г) образовательная.
Укрупнённые дидактические единицы
Математическое упражнение как основное звено процесса обучения математике:
2) многокомпонентное задание:
а) решение обычной «готовой» задачи;
б) составление обратной задачи на основе более широкого набора логических операций и её решение;
в) составление аналогичной задачи по данной формуле тождеству или уравнению и решение её;
г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной;
д) решение или составление задачи, обобщённой по тем или иным параметрам исходной задачи;
3) изучать много об одном.
Математическое творчество – высшая форма самостоятельности мышления школьника:
1) знания школьника будут прочными, если они являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в творческой деятельности;
2) обучение математике представляет собой серию маленьких открытий, по ступенькам которых ум школьника может подняться к высшим обобщениям;
3) составление и решение собственной задачи дидактически гораздо поучительнее, чем решение двух готовых задач того же вида.
Соединение анализа и синтеза как условие гибкости и прочности математических знаний:
1) произнесение каждой фразы связано с анализом словарного запаса, который выполняют мозговые механизмы;
2) говорение уже есть синтез «отобранных» слов в структурно-высшую смысловую единицу – предложение;
3) тождество порождает уравнение;
4) правильно проведённый анализ зачастую позволяет найти более прозрачное доказательство, чем приведённое в том или ином учебнике;
5) противоположность аналитического и синтетического ходов мысли в одном рассуждении удобно изобразить на одной схеме (рисунке);
5) вести мысль школьника по замкнутому циклу, завершая анализ синтезом.
Взаимосвязь словесного и символического мышления:
- Всякая мысль, прежде чем обрести словесное обрамление, проходит через этапы первой сигнальной системы (доречевая система, общая у человека и животных) – ближайшего проводника действительности.
- В процессе мышления значительный объём информации перерабатывается на нижних этажах кодовой системы (более понятные упрощённые для детей толкования), независимо от словесных уровней. Функциональная самостоятельность: код звуков и знаков → код слов → код фраз → код смысла (Н. М. Амосов).
- Использование сдвоенных правил и формул, специально выделяя их цветом, шрифтом, обеспечивающие дифференциацию и обобщение понятий. В идеале математические иллюстрации или записи на доске (рисунки, схемы, графики и т.п.) должны быть осмысливаемой цветной картиной.
- Расположение записей структурно связанных упражнений в двух параллельных столбцах, друг против друга, а знаки расположены друг под другом.
- Наиболее употребительные термины, основанные на обиходных словах существенно облегчает возникновение необходимого клубка осмысленных ассоциаций, содержательно связанных с богатым жизненным опытом школьника.
- Чем непосредственнее, автоматичнее переход от зрительного образа к слову, понятию, тем естественнее и экономнее мышление.
Двойственность в математике и математических упражнениях:
Системность знаний:
1) зависит от порядка расположения изучаемых разделов и их оформления в учебнике, от структуры упражнений на уроке и наличия информационных связей между соседними заданиями, от логики объяснений учителя и т.д.;
2) технология обучения;
3) системные представления помогают теоретически предвидеть превосходство одной последовательности знаний перед другой;
4) сложение и вычитание, изучаемы совместно, образуют обобщённое понятие «действия первой ступени» (метод противопоставления, П. К. Анохин)
Самоукрупнение знаний:
1) укрупнение единиц усвоения обязательно приводит к возрастанию информационного потока, проходящего в единицу времени через органы восприятия школьника;
2) примеры учат лучше теории (И. Ньютон).
Диалектический характер знаний:
2) создавать условия для самовыражения интеллекта школьника, самодвижения его мыслей;
3) при укрупнении знаний происходит раздвоение единого, нахождение полярных компонентов в прежнем изолированном знании, казавшемся далее неделимом;
4) точкой роста укрупнённого знания становится связь между генетически родственными понятиями:
а) уравнение – неравенство;
б) задача – обратная задача;
в) тождество в буквах – проверить числовым тождеством;
5) без притока новых понятий, содержательных идей со стороны диалектической логики дидактика и методика рискуют превратиться во внутренне замкнутую систему представлений;
6) способность знаний к саморазвитию;
7) деятельный интеллект школьника;
8) становление активной личности;
9) сознательное и планомерное укрупнение изучаемого материала.
Взаимосвязь логики и психологии:
1) место, объём и технология выработки пропедевтических знаний по математике;
2) коды оформления теоремы:
а) словесный;
б) рисуночный;
в) символический;
3) разумна пропедевтика некоторых базисных понятий в младших классах на уровне практических манипуляций, зрительных восприятий облегчает создание в систематическом курсе целостных и прочных знаний, устойчивых к сохранению в памяти.
Фактор времени:
1) улучшение качественных показателей достигается при значительном сокращении расхода учебного времени;
2) решение деформированных заданий означает многократное увеличение количества информации, перерабатываемой мозгом в единицу времени; методика укрупнения обладает силой общности;
3) система укрупнения не столько ускоряет усвоение знаний, сколько создаёт общие умения.
Организационно-методическая система обучения и воспитания
Принципы обучения:
2) бесконфликтности;
3) систематической обратной связи;
4) двукратного изложения нового материала;
5) посильности;
6) научности;
7) быстрого движения вперёд;
8) на высоком уровне трудности;
9) воспитывающего обучения;
10) индивидуального подхода к учащимся;
11) прочности знаний.
Воспитательные задачи:
2) воспитание воли и целеустремленности;
3) воспитание обязательности, одного из чрезвычайно важных качеств достойного человека;
4) подготовка подрастающего поколения к активному труду на благо общества;
5) выявление таланта. Составляющая таланта – целеустремленность, настойчивость в поиске, в умении обобщать разрозненные факты, наблюдение и мысли. Талант развивается из чувства любви к делу, к процессу работы;
6) выработка у учащихся такие качества как точность, сжатость, ясность словесного выражения мысли, произвольное управление своим вниманием и способность сосредоточиваться, настойчивость в достижении поставленной цели и привычку работать упорядоченно;
8) формирование умения наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии;
9) развитие мышления и речи учащихся;
9) формирование общетрудовых умений.
ДЕРЗАЙТЕ!!!