Site icon etnorazum.ru

Интеллектуальная интуиция личности школьника

Ничто так содержательно не социализирует личность ребёнка, как воспроизведение увиденной жизненного события. Дети сами решили воссоздать ситуацию на рынке. В ситуативной конкретике дети произносили слова грамотно, считали общую стоимость покупки и сумму сдачи, а также классифицировали предметы. © Зоя Николаевна Ичин-Норбу.

Примерное время на чтение статьи: 8 минуты

Наличие интеллектуальной интуиции у личности школьника определяет её способность к самообучению, саморазвитию и самореализации интеллектуальных потенциалов.

Смысл создаёт проблему познания

окружающей действительности

Г. Фреге

Рабочая гипотеза № 2. Наличие интеллектуальной интуиции у личности школьника определяет её способность к самообучению.

Цель – выявить и обосновать наличие интеллектуальной интуиции личности школьника в зависимости от социокультурной среды жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Составить задание с незнакомым предметным содержанием, как для четвероклассников, так и пятиклассников.
  2. Провести детальный анализ с целью выявления наличия интеллектуальной интуиции у личности школьника.
  3. Составить сравнительные таблицы для проведения аналитико-синтетической работы.

Четвероклассники  в этносреде

Анализ выполнения задания № 1

четвероклассниками в процентном отношении

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ .
Результ
4-е классы

(25 чел.)

приступили 100 % 100  % 100 % 100 % 100 % 100 %
Не справились 32 % 16 % 68 % 64 % 64 % 49 %
Частично справились 60 % 84 % 32 % 36 % 28 % 48 %
Полностью справились 8 % 0 % 0 % 0 % 8 % 3 %
Общались 36 %

Очень важные выводы вытекают из результатов, отражённых в таблице, в отношении того, что, во-первых, выделение трёх групп:

а)  четвероклассники в монокультурной среде: 1-ая группа (49 %) – это четвероклассники, у которых отсутствует представление о дроби и нет интеллектуальной интуиции вообще; 2-ая группа (48 %)это четвероклассники, у которых имеется, с одной стороны,  смутное представление о дробях, а с другой – некая интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями; 3-я группа (3 %) – это четвероклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с ними.

Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя и трудная степень сложности задания (см. ниже).

 

 

 

 

 

 

Пятиклассники в этносреде

 Анализ выполнения задания № 1

пятиклассниками в процентном отношении

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Результ.
5-е классы

(14 чел.)

приступили 100 % 100  % 100 % 100 % 100 % 100 %
Не справились 0 % 7 % 0 % 14 % 14 % 7 %
Частично справились 21 % 93 % 29 % 29 % 57 % 46 %
Полностью справились 79 % 0 % 71 % 57 % 29 % 47 %
Общались  29 %

б) пятиклассники в этносреде:

Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице можно выделить три группы:

1-ая группа (7 %) – это пятиклассники, у которых отсутствует, как представление о дроби, так и интеллектуальная интуиция;

2-ая группа (46 %)это пятиклассники, у которых имеется, с одной стороны,  смутное представление о дробях, а с другой – интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;

3-я группа (47 %) – это пятиклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий.

Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя и трудная.

Этническая группа четвероклассников в поликультурной среде

Анализ выполнения задания № 1

пятиклассниками в процентном отношении

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Результ.
4-е классы

(11 чел.)

приступили 64% 64 % 55 % 45 % 37 % 53 %
Не справились 18 % 27 % 28 % 18 % 9 % 20 %
Частично справились 45 % 37 % 27% 0% 0 % 22 %
Полностью справились 0 % 0 % 0 % 27 % 27 % 11 %
Общались 36 %

Во-первых, на основе результатов, представленных в таблице можно выделить четыре группы: а)  четвероклассников:

1-ая группа (47 %) – это четвероклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий;

2-ая группа (20 %)это четвероклассники и, у которых отсутствует, как представление о дроби, так и интеллектуальная интуиция;

3-я группа (22 %) – это четвероклассники, у которых имеется, с одной стороны,  смутное представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;

4-ая группа (11 %) – это четвероклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий.

Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этническая группа (5 класс) в поликультурной среде

Анализ выполнения задания № 1

пятиклассниками в процентном отношении

5-е классы

(20 чел.)

приступили 100 % 100 % 100 % 100 % 95 % 99 %
Не справились 25 % 0 % 5  % 30 % 5 % 13 %
Частично справились 50 % 100% 60 % 45% 25 % 56 %
Полностью справились 25% 0% 35 % 25 % 65% 30 %
Общались 30 %

Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице можно выделить четыре группы:

б) пятиклассников:

1-ая группа (1%) – это пятиклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой – интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с ними;

2-ая группа (13 %)это пятиклассники, у которых отсутствует представление о дроби и интеллектуальная интуиция;

3-я группа (56 %) – это пятиклассники, у которых имеется, с одной стороны,  смутное представление о дробях, а с другой – интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;

4-ая группа (30 %) – это пятиклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий.

Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).

Группа иных культур четвероклассников в поликультурной среде

Анализ выполнения задания № 1

четвероклассниками в процентном отношении

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Результ.
4-е классы

(13 чел.)

приступили 77% 77 % 77% 77 % 77 % 77%
Не справились 23 % 15 % 38 % 46 % 38 % 32 %
Частично справились 46 % 62 % 24 % 23 % 8 % 33 %
Полностью справились 8 % 0 % 15 % 8 % 31 % 12 %
Общались 46 %

Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице можно выделить четыре группы:

для учащихся 4-х классов:

1-ая группа (23 %) – это четвероклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой — интуиция по выполнению с ними арифметических действий;

2-ая группа (32 %)это четвероклассники, у которых отсутствует представление о дроби; 3-я группа (33 %) – это четвероклассники, у которых имеется, с одной стороны,  смутное представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;

4-ая группа (12 %) – это четвероклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интуиция по выполнению с ними арифметических действий.

Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).

Группа иных культур пятиклассников в поликультурной среде

Анализ выполнения задания № 1

пятиклассниками в процентном отношении

5-е классы

(15 чел.)

приступили 87 % 80 % 87 % 73 % 80 % 79 %
Не справились 7 % 7 % 13  % 7 % 7 % 13 %
Частично справились 40 % 73 % 33 % 40 % 33 % 56 %
Полностью справились 40 % 0 % 40 % 27 % 40 % 30 %
Общались 42 %

Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице № 14 можно выделить четыре группы для пятиклассников:

1-ая группа (1 %) – это пятиклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой — интуиция по выполнению с ними арифметических действий;

2-ая группа (13 %)это пятиклассники, у которых отсутствует представление о дроби;

3-я группа (56 %) – это пятиклассники, у которых имеется, с одной стороны,  смутное представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;

4-ая группа (30 %) – это пятиклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интуиция по выполнению с ними арифметических действий.

Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).

Ключевые компоненты интеллектуальной интуиции

Остановимся только на основных выводах, которые могут иметь актуальное значение для подтверждения нашей рабочей гипотезы № 2. В моноактивной социокультурной среде выделяются всего лишь три группы, в то время как в полиактивной социокультурной — четыре группы. Данный факт подтверждает:

1) наличие интеллектуальной интуиции у школьников из монокультурной среды, то есть их склонность к формированию логического мышления или о его сформированности.

2) видимо, логическое мышление, сформировавшееся под влиянием родного языка и традиционного культурного воспитания в монокультурной и семейной средах, не имеет продолжения в образовательном процессе, где им приходится перестраивать стиль мышления под влиянием российской культуры. Имеющийся факт доказывает о спонтанном ходе процесса обучения, который никаким образом не организован, в силу того, что не учитываются факторы развития школьников 4 и 5 классов, то есть иной язык и связанные с ним речь и мышление откидывают их развитие на 2-3 года назад.

3) имеющийся факт наталкивает на мысль, что эта разница в развитии может быть сокращена:

а) при переходе из начального звена в среднее,

б) за счёт этнодидактического пособия, основанного на социокультурном опыте школьников 4 и 5 классов.

Трансформация «житейских» понятий в «научные»

В этой связи, мышление в «житейских понятиях» планомерно и плавно должно перейти на уровень формирования теоретического мышления по схеме: СК → ОС →ЛС →СП → ДТС

1) В интеллектуальной программе «Ситуативная конкретика» (СК) делается некий акцент на внутреннее содержание наглядного способа самообучения.

2) В интеллектуальной программе «Опорные сигналы» (ОС) кодируются и расшифровываются академические знания школьной математики и практическое их применение в жизненных ситуациях из «Ситуативной конкретики».

3) В интеллектуальной программе «Лист самоконтроля» происходит  вербализация знаниево-практической информации путём рефлексии «Ситуативной конкретики» и «Опорных сигналов».

4) В интеллектуальной программе «Самопроверка» школьники практически применяют и самостоятельно проверяют собственные знаниевые компетенции из предыдущих этапов самообучения путём рефлексии и самостоятельно их корректируют.

5) В интеллектуальной программе «Диагностический тест самообучения» школьники реализуют свой внутренний план самоконтроля с целью коррекции знаний, умений и навыков.

Таким образом, незнакомый предметный материал по математике не помог нам, выявить этнические отличия школьников в процессе знаниево-мыслительной деятельности.

Знакомое предметное содержание

В этой связи необходимо составить задание только для пятиклассников с знакомым предметным содержанием, но для выявления этнических отличий в стиле мышления. Но наша гипотеза, заключающаяся в наличии интеллектуальной интуиции, подтвердилась. Это можно увидеть наглядно в сводной таблице, представленной ниже.

Главное, что мы увидели, что дети из этносреды самообучаемы, о чём свидетельствуют показатели наличия интеллектуальной интуиции из результатов диагностической работы № 1.

Если показатель наличия интеллектуальной интуиции у детей из этносреды подтвердится результатами диагностической работы № 2, то содержание и форма  этнодидактического пособия самообучения  математике действительно соответствуют принципам психологии школьной этнодидактики. Тогда мы сможем доказать, что положения психологии детского развития (Л.С. Выготского) представляют собой конструкцию для эффективного личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Реальная образовательная ситуация

 А пока показатели «актуального уровня развития» весьма неутешительны, потому что:

а) нет личности школьника,

б) нет  развивающей образовательной среды формирования и развития «высших психических функций» (Л.С. Выготский).

Этносреда обучения Поликультурная среда школьного обучения
4-е классы 5-е классы 4-е классы 5-е классы
Этногруппа Ингруппа Этногруппа Ингруппа
Решительность 100 % 100 % 53 % 77 % 99 % 79 %
Интеллектуальная интуиция 48 % 46 % 22 % 33 % 56 % 56 %
Актуальный уровень развития 3 % 47 % 11 % 12 % 30 % 30 %

Из результатов исследования школьников, отображённых в таблице, наглядно видно, что в этнокультурной среде жизнедеятельности нет проблем с формированием решительности и интеллектуальной интуиции, чего не скажешь в поликультурной школьной среде.

К сожалению, развитие детей в поликультурной школьной среде затормаживается.

Есть над чем подумать.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Exit mobile version