Наличие интеллектуальной интуиции у личности школьника определяет её способность к самообучению, саморазвитию и самореализации интеллектуальных потенциалов.
Смысл создаёт проблему познания
окружающей действительности
Г. Фреге
Рабочая гипотеза № 2. Наличие интеллектуальной интуиции у личности школьника определяет её способность к самообучению.
Цель – выявить и обосновать наличие интеллектуальной интуиции личности школьника в зависимости от социокультурной среды жизнедеятельности.
Задачи:
- Составить задание с незнакомым предметным содержанием, как для четвероклассников, так и пятиклассников.
- Провести детальный анализ с целью выявления наличия интеллектуальной интуиции у личности школьника.
- Составить сравнительные таблицы для проведения аналитико-синтетической работы.
Четвероклассники в этносреде
Анализ выполнения задания № 1
четвероклассниками в процентном отношении
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | . | ||||||
Результ | |||||||
4-е классы
(25 чел.) |
приступили | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Не справились | 32 % | 16 % | 68 % | 64 % | 64 % | 49 % | |
Частично справились | 60 % | 84 % | 32 % | 36 % | 28 % | 48 % | |
Полностью справились | 8 % | 0 % | 0 % | 0 % | 8 % | 3 % | |
Общались | 36 % |
Очень важные выводы вытекают из результатов, отражённых в таблице, в отношении того, что, во-первых, выделение трёх групп:
а) четвероклассники в монокультурной среде: 1-ая группа (49 %) – это четвероклассники, у которых отсутствует представление о дроби и нет интеллектуальной интуиции вообще; 2-ая группа (48 %) — это четвероклассники, у которых имеется, с одной стороны, смутное представление о дробях, а с другой – некая интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями; 3-я группа (3 %) – это четвероклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с ними.
Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя и трудная степень сложности задания (см. ниже).
Пятиклассники в этносреде
Анализ выполнения задания № 1
пятиклассниками в процентном отношении
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | Результ. | ||||||
5-е классы
(14 чел.) |
приступили | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Не справились | 0 % | 7 % | 0 % | 14 % | 14 % | 7 % | |
Частично справились | 21 % | 93 % | 29 % | 29 % | 57 % | 46 % | |
Полностью справились | 79 % | 0 % | 71 % | 57 % | 29 % | 47 % | |
Общались | 29 % |
б) пятиклассники в этносреде:
Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице можно выделить три группы:
1-ая группа (7 %) – это пятиклассники, у которых отсутствует, как представление о дроби, так и интеллектуальная интуиция;
2-ая группа (46 %) – это пятиклассники, у которых имеется, с одной стороны, смутное представление о дробях, а с другой – интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;
3-я группа (47 %) – это пятиклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий.
Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя и трудная.
Анализ выполнения задания № 1
пятиклассниками в процентном отношении
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | Результ. | ||||||
4-е классы
(11 чел.) |
приступили | 64% | 64 % | 55 % | 45 % | 37 % | 53 % |
Не справились | 18 % | 27 % | 28 % | 18 % | 9 % | 20 % | |
Частично справились | 45 % | 37 % | 27% | 0% | 0 % | 22 % | |
Полностью справились | 0 % | 0 % | 0 % | 27 % | 27 % | 11 % | |
Общались | 36 % |
Во-первых, на основе результатов, представленных в таблице можно выделить четыре группы: а) четвероклассников:
1-ая группа (47 %) – это четвероклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий;
2-ая группа (20 %) — это четвероклассники и, у которых отсутствует, как представление о дроби, так и интеллектуальная интуиция;
3-я группа (22 %) – это четвероклассники, у которых имеется, с одной стороны, смутное представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;
4-ая группа (11 %) – это четвероклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий.
Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).
Этническая группа (5 класс) в поликультурной среде
Анализ выполнения задания № 1
пятиклассниками в процентном отношении
5-е классы
(20 чел.) |
приступили | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 95 % | 99 % |
Не справились | 25 % | 0 % | 5 % | 30 % | 5 % | 13 % | |
Частично справились | 50 % | 100% | 60 % | 45% | 25 % | 56 % | |
Полностью справились | 25% | 0% | 35 % | 25 % | 65% | 30 % | |
Общались | 30 % |
Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице можно выделить четыре группы:
б) пятиклассников:
1-ая группа (1%) – это пятиклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой – интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с ними;
2-ая группа (13 %) – это пятиклассники, у которых отсутствует представление о дроби и интеллектуальная интуиция;
3-я группа (56 %) – это пятиклассники, у которых имеется, с одной стороны, смутное представление о дробях, а с другой – интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;
4-ая группа (30 %) – это пятиклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интеллектуальная интуиция по выполнению с ними арифметических действий.
Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).
Анализ выполнения задания № 1
четвероклассниками в процентном отношении
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | Результ. | ||||||
4-е классы
(13 чел.) |
приступили | 77% | 77 % | 77% | 77 % | 77 % | 77% |
Не справились | 23 % | 15 % | 38 % | 46 % | 38 % | 32 % | |
Частично справились | 46 % | 62 % | 24 % | 23 % | 8 % | 33 % | |
Полностью справились | 8 % | 0 % | 15 % | 8 % | 31 % | 12 % | |
Общались | 46 % |
Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице можно выделить четыре группы:
для учащихся 4-х классов:
1-ая группа (23 %) – это четвероклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой — интуиция по выполнению с ними арифметических действий;
2-ая группа (32 %) — это четвероклассники, у которых отсутствует представление о дроби; 3-я группа (33 %) – это четвероклассники, у которых имеется, с одной стороны, смутное представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;
4-ая группа (12 %) – это четвероклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интуиция по выполнению с ними арифметических действий.
Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).
Группа иных культур пятиклассников в поликультурной среде
Анализ выполнения задания № 1
пятиклассниками в процентном отношении
5-е классы
(15 чел.) |
приступили | 87 % | 80 % | 87 % | 73 % | 80 % | 79 % |
Не справились | 7 % | 7 % | 13 % | 7 % | 7 % | 13 % | |
Частично справились | 40 % | 73 % | 33 % | 40 % | 33 % | 56 % | |
Полностью справились | 40 % | 0 % | 40 % | 27 % | 40 % | 30 % | |
Общались | 42 % |
Во-первых, исходя из результатов, представленных в таблице № 14 можно выделить четыре группы для пятиклассников:
1-ая группа (1 %) – это пятиклассники, у которых отсутствует, с одной стороны, представление о дробях, а с другой — интуиция по выполнению с ними арифметических действий;
2-ая группа (13 %) — это пятиклассники, у которых отсутствует представление о дроби;
3-я группа (56 %) – это пятиклассники, у которых имеется, с одной стороны, смутное представление о дробях, а с другой — интеллектуальная интуиция по выполнению арифметических действий с дробями;
4-ая группа (30 %) – это пятиклассники, у которых сформировано представление о дробях и имеется интуиция по выполнению с ними арифметических действий.
Во-вторых, каждая группа по степени сложности задания разбилась ещё на три подгруппы: лёгкая, средняя, трудная степени сложности задания (см. ниже).
Ключевые компоненты интеллектуальной интуиции
Остановимся только на основных выводах, которые могут иметь актуальное значение для подтверждения нашей рабочей гипотезы № 2. В моноактивной социокультурной среде выделяются всего лишь три группы, в то время как в полиактивной социокультурной — четыре группы. Данный факт подтверждает:
1) наличие интеллектуальной интуиции у школьников из монокультурной среды, то есть их склонность к формированию логического мышления или о его сформированности.
2) видимо, логическое мышление, сформировавшееся под влиянием родного языка и традиционного культурного воспитания в монокультурной и семейной средах, не имеет продолжения в образовательном процессе, где им приходится перестраивать стиль мышления под влиянием российской культуры. Имеющийся факт доказывает о спонтанном ходе процесса обучения, который никаким образом не организован, в силу того, что не учитываются факторы развития школьников 4 и 5 классов, то есть иной язык и связанные с ним речь и мышление откидывают их развитие на 2-3 года назад.
3) имеющийся факт наталкивает на мысль, что эта разница в развитии может быть сокращена:
а) при переходе из начального звена в среднее,
б) за счёт этнодидактического пособия, основанного на социокультурном опыте школьников 4 и 5 классов.
Трансформация «житейских» понятий в «научные»
1) В интеллектуальной программе «Ситуативная конкретика» (СК) делается некий акцент на внутреннее содержание наглядного способа самообучения.
2) В интеллектуальной программе «Опорные сигналы» (ОС) кодируются и расшифровываются академические знания школьной математики и практическое их применение в жизненных ситуациях из «Ситуативной конкретики».
3) В интеллектуальной программе «Лист самоконтроля» происходит вербализация знаниево-практической информации путём рефлексии «Ситуативной конкретики» и «Опорных сигналов».
4) В интеллектуальной программе «Самопроверка» школьники практически применяют и самостоятельно проверяют собственные знаниевые компетенции из предыдущих этапов самообучения путём рефлексии и самостоятельно их корректируют.
5) В интеллектуальной программе «Диагностический тест самообучения» школьники реализуют свой внутренний план самоконтроля с целью коррекции знаний, умений и навыков.
Таким образом, незнакомый предметный материал по математике не помог нам, выявить этнические отличия школьников в процессе знаниево-мыслительной деятельности.
Знакомое предметное содержание
Главное, что мы увидели, что дети из этносреды самообучаемы, о чём свидетельствуют показатели наличия интеллектуальной интуиции из результатов диагностической работы № 1.
Если показатель наличия интеллектуальной интуиции у детей из этносреды подтвердится результатами диагностической работы № 2, то содержание и форма этнодидактического пособия самообучения математике действительно соответствуют принципам психологии школьной этнодидактики. Тогда мы сможем доказать, что положения психологии детского развития (Л.С. Выготского) представляют собой конструкцию для эффективного личностно-интеллектуального процесса самообучения.
Реальная образовательная ситуация
А пока показатели «актуального уровня развития» весьма неутешительны, потому что:
а) нет личности школьника,
б) нет развивающей образовательной среды формирования и развития «высших психических функций» (Л.С. Выготский).
Этносреда обучения | Поликультурная среда школьного обучения | |||||
4-е классы | 5-е классы | 4-е классы | 5-е классы | |||
Этногруппа | Ингруппа | Этногруппа | Ингруппа | |||
Решительность | 100 % | 100 % | 53 % | 77 % | 99 % | 79 % |
Интеллектуальная интуиция | 48 % | 46 % | 22 % | 33 % | 56 % | 56 % |
Актуальный уровень развития | 3 % | 47 % | 11 % | 12 % | 30 % | 30 % |
Из результатов исследования школьников, отображённых в таблице, наглядно видно, что в этнокультурной среде жизнедеятельности нет проблем с формированием решительности и интеллектуальной интуиции, чего не скажешь в поликультурной школьной среде.
К сожалению, развитие детей в поликультурной школьной среде затормаживается.
Есть над чем подумать.
ДЕРЗАЙТЕ!!!