Site icon etnorazum.ru

Роль этносемьи в детской категоризации

Выставка

Животные и птицы

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Уровень, качество развития личности само есть

условие её участия в жизни общества

К.А. Абульханова-Славская

Мы будем исходить из положения, что в основе познавательных потребностей ребёнка лежит категоризация, представляющая собой адаптивную функцию детской психики.

Детская категоризация

Если говорить естественным языком, а не научным, то данное понятие означает — познавать, узнавать, исследовать, изучать новое и неизвестное через или с помощью уже знакомых предметов, явлений, процессов и событий.

Например, в «Занимательной математике для северян» математическое понятие «Обыкновенная дробь» даётся через «кусочек юколы», «кусочек рыбного пирога» и т.д.

Можно ещё привести другой пример — диалог американских малышей.

Дети спрашивают у отца:


Как видим из диалога, ребёнок пытается понять суть окружения своего, познав которое он приспосабливается (адаптируется) к среде своей жизнедеятельности.

Адаптивная функция детской психики в виде категоризации

Функция, на языке математики, означает некую зависимость. Следовательно, приспособление (адаптация) ребёнка к окружающему миру зависит от того:

Можно привести множество условий, от которых зависит формирование и развитие личности ребёнка.

Роль этносемьи в формировании детской психики

Психика, если можно выразиться компьютерным языком, является той папкой, куда собираются разные файлы с некими информациями.

Психика является неким зеркалом души, фотографией души. Она способна запечатлевать:

В данном перечне мы привели многофакторность окружающей действительности ребёнка. Мы не можем со всей ответственностью поручиться за то, что может отразиться в детской психике. Факторов много:

Все факторы, либо в одиночку, либо в наборе, комплексе, совокупности «оседают» в подсознательной области психики ребёнка. Об этом хорошо свидетельствуют пословицы.

  1. «Как аукнется, так и откликнется»
  2. «Каков ПРИВЕТ, таков ОТВЕТ».

Можно в качестве наглядного примера привести диалог албанских малышей.

Во дворе мальчик таскает на верёвочке пустую консервную банку.

Категоризация структурирует многофакторность стимулов окружающей среды

Каким образом категоризация структурирует многофакторность стимулов окружающей среды?

Данные фотографии без лишних слов ясно и доступно свидетельствуют о том, как детское мышление структурирует информацию о предметах, явлениях и процессах окружающей реальности, которые стимулируют формирование и развитие психики личности ребёнка.

Как показали исследования (Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Дж. Мид и др.) в процессы категоризации включаются другие люди и сам ребёнок как субъект.

Воспринимая других людей, личность ребёнка акцентирует внимание на их сходстве и различии с собой.

Более того, ребёнок непрерывно находится в процессе мыслительной деятельности. Только взрослые не замечают, что ребёнок постоянно сравнивает, выявляет аналогии, чтобы собрать картину мира из «пазлов» житейских ситуаций.

Приведу как наглядный пример диалог грузинского мальчика.

Мама:

Вано (подумав):

Этнокультурная среда жизнедеятельности

Более того, этнокультурная среда жизнедеятельности, согласно теории социальной идентичности, позволяет ребёнку категоризировать себя и других по их внешнему виду, по манере одеваться, по манере говорить и вести себя в разных житейских ситуациях.

Опасность развития личности ребёнка вне семьи

В самом деле, если ребёнок, которого семья и окружающие воспринимают и оценивают как успешного, сильного, ответственного и самодостаточного, попадает в школьную и интернатную среду, а там его личностная ценность вытесняется на второй план другим ценностным ориентиром, то резко падает его самооценка как личностное суждение о собственной ценности, выражаемой в индивидуально-психологических установках.

Зависимость самооценки ребёнка от его сознания в этносемье и в школе

Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.

Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых личность каждого ребёнка практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.

Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его  самообучения.

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество как интеграция этносемьи и школы

Именно по этой причине было организовано коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей в ходе краткосрочного эксперимента со школьниками на Таймыре.

Здесь следует заметить, что одна из приоритетных задач эксперимента заключалась в том, чтобы у ребёнка была сформирована адекватная и позитивная самооценка, потому что себя школьники могут понять только, с одной стороны, если они себя сравнивают с другими, а с другой — если они слышат некое мнение о себе: о своей внешности, об умственных способностях, о физических способностях и т.д.

Несомненно, в результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре входил и показатель самооценки до эксперимента и после эксперимента.

Для определения самооценки каждого школьника, а затем определённого класса школьников мы воспользовались формулой вычисления самооценки личности У. Джемса:

Из этой замечательной формулы видно, что степень высокой самооценки ребёнка зависит от уровня его успеха.

Формула самооценки в этносемье

Но мы несколько изменили эту формулу.

При вычислении самооценки мы в числителе указали результат диагностической работы № 2 (после эксперимента), а в знаменателе – результат диагностической работы № 1 (до эксперимента).

И у нас получилась вполне рабочая формула для вычисления самооценки ребёнка.

Заключение

В качестве заключения о роли этносемьи в детской категоризации приведу результаты самооценки после выполнения когнитивно-образовательной деятельности:

1) качественные изменения в интеллекте ребёнка (показатель д/р № 2);

2) существенные изменения в психике, когда дети уверенно и грамотно рассуждали вслух — это и есть показатель формирования «высших психических функций»;

колоссальные изменения в личности, когда дети правильно (корректно) и объективно (адекватно) иллюстрировали позитивную самооценку.

Внимательный читатель должен заметить во всём, что сказано выше, существенный пробел, состоящий в существовании факта пренебрежения таким понятием, как «категоризация», которая является адаптивной функцией детской психики, структурирующей в комплекс категорий многофакторность стимулов окружающей действительности.

Exit mobile version