В воле нации говорят не только
живые, но и умершие,
говорит великое прошлое и
загадочное ещё будущее!
Николай Бердяев
В основе всех семейной модели этносов Российской Федерации всегда была, есть и будет МУДРОСТЬ народа, направленная на продолжение ЖИЗНИ на ЗЕМЛЕ.
Развитие личности каждого ребёнка должно отражать, в малом, развитие общества. Ребёнок тоже изучает мир в целом.
Преемственность поколений как главенствующий принцип этномодели долганской семьи
Очевидно, важным фактором является то, что «Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов» (Н. Бердяев).
Следовательно, имеющиеся педагогические системы, теории, технологии надо каким-то образом адаптировать в школах-интернатах СЕВЕРА с учётом этнопсихологических особенностей, менталитета детей коренных этнических групп Крайнего Севера, в частности детей долганского этноса.
Самообучающаяся личность ребёнка как единица этномодели долганской семьи
«Надо учить не содержанию науки, — читаем у В.Г. Белинского, а – деятельности по её освоению».
Самообучение и самовоспитание предполагают собственную когнитивно-образовательную деятельность школьников в личностно-интеллектуальном процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей этнической культуры долган.
В этом случае личность каждого ребёнка в долганской семье является подлинным субъектом личностно-интеллектуального процесса самообучения, самовоспитания и саморазвития.
Особенность детского мышления в долганской семье
Евроцентрическое содержание и технологии образования не отвечают в должной мере менталитету северных этносов. Теоретизированная система обучения не подходит для северян: долган, нганасан, ненцев, чукчей, коряков и др.
Об этом говорит и д.п.н., Ф.Г. Ялалов: «Дети не могут преодолеть школьной премудрости дедуктивного обучения, потому что сама форма этнического мышления не даёт им возможности воспринимать отвлечённые понятия».
Поэтому на Таймыре содержание образования, формы, методы обучения детей из долганской семьи должны соответствовать:
1) этнофилософским взглядам долганского этноса;
2) его этнопедагогическим традициям семейного воспитания подрастающего поколения;
3) этнопсихологическим особенностям менталитета личности каждого ребёнка из долганской семьи.
Этнические особенности детей из долганской семьи
Среди них назовём следующие этнические особенности детей Крайнего Севера.
- НЕМНОГОСЛОВНОСТЬ, потому что, когда ребёнок думает, ему некогда озвучивать несформулированную мысль или идею.
- МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ, поскольку в движениях детей нет никакой суеты и торопливости.
- ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ объясняется тем, что в тундре любая деятельность имеет собственную технологию пошаговых действий.
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ личности каждого ребёнка архиважна в долганской семье, поскольку не могут родители постоянно контролировать то, что не в их власти. Если ребёнок несамостоятелен, то он не сможет выжить в суровых природно-климатических условиях выживания в тундре или в лесотундре.
- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ чрезвычайно актуальна в тундре. Например, ненаблюдательный мальчик в будущем не сможет прокормить, обуть и одеть свою семью. Ненаблюдательная девочка в будущей семейной жизни не сможет охранять семейный очаг.
Перечисленные этнические особенности характерны не только для долган, но и для этнических групп всего Севера России.
Языковая и духовная интеграция в этномодели долганской семьи
Очевидно, учитывая, этнопсихолого-педагогические условия образовательного пространства Таймыра интересен вопрос об этнопедагогике.
Г. Н. Волков, основатель этнопедагогики, выделяет: «Школа – инструмент языковой и духовной интеграции, консолидации полиэтнического российского общества, укрепления его государственности. Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведёт к деградации общества и человека».
Технологии самообучения, самовоспитания и саморазвития детей в этномодели долганской семьи
Очевидно, многие недочёты в обучении математике и физике детей долганского этноса являются следствием, во-первых, несовершенства методов преподавания.
Во-вторых, отсутствием внедрения современных педагогических технологий:
- система П. Я. Гальперина;
- Л. В. Занкова;
- Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
- теории «Укрупнённых дидактических единиц» П. М. Эрдниева;
- интегральной образовательной технологии В.В. Гузеева;
- теории ТРИЗ –педагогики;
- организационно-методической системы В. Ф. Шаталова;
- теории деятельностного метода «Школа 2000…» Л. Г. Петерсон и др.
В-третьих, отсутствием учёта этнопсихологических особенностей личности каждого ребёнка из этносемьи.
И наконец, нарушением принципа природосообразности.
Наглядность и иллюстрация как визуализация информации для детей из долганской семьи
Недостаточно чётко применяется ими приём наглядности и иллюстративности:
- рисунков;
- картограмм;
- укрупнения дидактических единиц знаний;
- схем;
- диаграмм;
- «опорных сигналов» и т.д.
Когнитивно-образовательная деятельность детей из долганской семьи
Для эффективности этого приёма необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления.
Чем содержательнее, активнее деятельность школьников долганского этноса, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала.
Олень для северян — это символ ЖИЗНИ, в который вплетены: стойкость, человеческая взаимовыручка, ежедневный «Мозговой штурм», чтобы выжить в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности.
Поэтому диалог, живой обмен мыслями педагогов и детей должен сочетаться с активностью логического мышления, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д.
Многолетний опыт работы с детьми долганского этноса подтверждает тот момент, что, если знания извлекаются детьми из наглядного объекта в процессе наблюдения и представления детей об объекте, то лучше запоминается информационный материал.
Важно, чтобы наглядные средства служили не просто лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя, а были некими доказательствами связи науки с практикой жизни.
Связь научных постулатов с окружающей реальностью в этномодели долганской семьи
Например, учитель показывает ученикам фотографию семьи ученика, проживающего в тундре, возле чума.
— Если мы выделим только чум, без учёта травы, стада оленей, семьи, то вид чума изменится? — спрашивает педагог.
-Нет, — отвечают дети.
— Тогда отдельно нарисуем чум. А теперь, уберём концы жердей на верхушке чума, и у нас получится геометрическая фигура (учитель показывает картонную модель конуса и даёт определение фигуры, выделяя при этом его элементы).
В данной ситуации всегда на выручку приходят дидактические сенсомоторные материалы Марии Монтессори.
— Вот мы и получили модель геометрической фигуры, которая не существует в природе, но в идеале, в виде модели нашего чума, вполне возможно, поэтому мы в решениях задач будем пользоваться данной геометрической фигурой, как моделью чума. Вы согласны?
Именно так, этнопедагог-дидакт может перекинуть логический мостик между геометрией и окружающей действительностью.
Проблемная ситуация как стимул детского мышления в долганской семье
Можно ввести понятие конуса с помощью создания проблемы в виде сюжетно-ролевой ситуации познания «На что это похоже?» (А. А. Нестеренко).
Показать детям модель конуса и задать вопрос: «На что эта геометрическая фигура похожа?».
Произойдёт заметное речевое и динамическое оживление.
Как правило, у детей долгаского этноса очень богатое воображение.
Подобное изложение материала провоцирует детей на то, чтобы им самим найти сущность явления, события, предмета:
1) причины;
2) закономерные связи;
3) значения.
Дети без особого труда могут сделать необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт.
Они легко могут применить их к решению поставленных вопросов и задач.
Более того, заданный вопрос, как правило, намекает детям на свободу мыслей, слова, вариации. И это, конечно же, вызывает у детей положительную мотивацию к когнитивно-образовательной деятельности, что обеспечит осознанное и осмысленное понимание ими содержания информационного материала.
Эвристическая беседа в этносемье запускает механизм рефлексии
Жизненному опыту детей долганского этноса присущ метод рефлексии, поэтому эффективен приём эвристической беседы.
А эвристическая беседа, как показывает многолетний опыт, активизирует память и мышление личности каждого ребёнка. Каждый вопрос заставляет их:
- думать;
- припоминать;
- воспроизводить знания;
- воспроизводить имеющийся у них опыт.
Это с одной стороны, способствует наиболее полному и прочному воспроизведению материала, а с другой стороны:
- тренирует;
- развивает;
- укрепляет работу памяти и мышления;
- помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении;
- в последующем узнавать и воспроизводить ключевые моменты информационного материала;
- требует от детей постоянных мыслительных усилий.
Технология деятельностного метода в долганской семье
Стимулирующие вопросы и инструкции этнопедагога-дидакта при умелом их формулировании заставляют:
- детей искать ответы, используя их житейский социокультурный опыт;
- активизировать, как мыслительную речь, так и речевое мышление;
- оперировать анализом содержания информационной абстракции;
- осмысливать сказанное, увиденное и услышанное;
- устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание.
Связь школьной программы обучения с житейским опытом ребёнка
Более того, эвристическая беседа этнопедагога-дидакта с детьми очень полезна на этапе повторения, когда детям можно задавать вопросы во взаимосвязи, во-первых, изучаемого материала с жизненным опытом учащихся.
Во-вторых, школьной программы с законами окружающей действительности.
В-третьих, теории с житейской практикой.
И наконец, житейской практики с теоретическими основами научных знаний, изучаемых в школьных предметах.
Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся знаний, опыта методом проб и ошибок у личности каждого ребёнка, делая их при этом еще более расчленёнными и упорядоченными.
Активизация мыслительной речи детей из долганской семьи
На этапе «открытия» нового знания эффективно использование приёма активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении, с одной стороны, опорных схем С. Н. Лысенковой, а с другой — опорных сигналов В. Ф. Шаталова.
С их помощью, во-первых, организуется внимание школьников к объяснению этнопедагога-дидакта.
Во-вторых, повышается интерес к объектам когнитивно-образовательной деятельности
В-третьих, выявляется основное содержание усваиваемого информационного материала.
Напомню, опорные схемы, как правило, выполняются в виде:
- таблиц;
- карточек;
- наборного полотна;
- чертежа;
- рисунка.
С помощью этих приёмов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой — объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе.
Заключение
В качестве подведения итога о вышеописанных особенностях этномодели долганской семьи, приведу пример применения мной принципов укрупнения дидактических единиц знаний и опыта школьников.
На этапе актуализации знаний довольно продуктивно действует методическая система укрупнения дидактических единиц в процессе самообучения математике, автором которой является Академик П. М. Эрдниев.
В этой системе укрупнения дидактических единиц математические упражнения даются в единой системе взаимосвязанных, но противоположных операций:
1) составления прямых и обратных задач;
2) интегрирования и дифференцировании;
3) одновременного усвоения доказательства прямых и обратных теорем;
4) деформированных упражнений и т.п.
Данная система теории и практики «УДЕ» не только активизирует когнитивно-образовательную деятельность личности каждого школьника, но и обеспечивает ускоренное усвоение содержания школьной программы математики.