Site icon etnorazum.ru

Функции этномодели самообучения

Когнитивно-образовательные функции

Когнитивно-образовательные функции этномодели самообучения и саморазвития.

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Тяжёлое это дело –

родиться и научиться жить

Я. Корчак

Какие функции отличают школьную этнодидактику?

Говоря о функциях этномодели самообучения как о прогнозируемых и ожидаемых результатах процесса самообучения, следует их уточнить.

Школьный учитель, находясь у доски, по определению не может выполнить те жизненно важные функции, которые можно реализовать только в личностно-интеллектуальном пространстве самообучения.

Функции этномодели самообучения, реализуемые в личностно-интеллектуальном пространстве детского саморазвития

Какие функции этномодели самообучения реализуемы в личностно-интеллектуальной среде самообразования?

1-ая функция.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ личности каждого школьника в предмете исследования, когда запускается личностно-интеллектуальный процесс самообучения. Ребёнок сам решает, с каким дидактическим материалом он будет заниматься. Например, он хочет проверить скорость игрушечной машинки, измеряя сантиметровой лентой расстояние, а секундомером — время движения машинки.

2-ая функция.

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ активность личности каждого ребёнка на основе формирования и развития их психических качеств. Например, ребёнок хочет определить температурное отличие горячей, холодной и тёплой воды. Для этого ему необходимо термометром измерить температуру воды в каждом из трёх сосудов. Естественно, саморазвитие происходит тогда, когда ребёнок из точки «Не знаю» путём конкретных действий приходит к точке «Узнал».

3-я функция.

САМОДИСЦИПЛИНА, когда личность каждого ребёнка путём формирования воли  ощущает собственную значимость, самодостаточность и у детей повышается самооценка. Именно самодисциплина способствует процессу социализации личности каждого ребёнка. Например, ребёнок пришёл в новый детский коллектив, он теряется, боится, поскольку не знает, как дети на него отреагируют.

Но вдруг он видит, что дети тоже не умеют писать букву «М». Тогда он своим упорством раньше других научился писать. Он проявил волю, и в глазах других детей повысил самооценку. Он стал легко и свободно общаться с ними. Вот это и есть СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Функции этномодели самообучения конструируют этномодель самообучения

Из каких слагаемых состоит суммарная целостность этномодели детского саморазвития?

  1. Принципы этномодели детского саморазвития на основе этномодели самообучения.
  2. Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития, в котором личность каждого ребёнка самостоятельно приобретает знания .
  3. Когнитивно-образовательная активность личности каждого ребёнка.

Функции этномодели самообучения основаны на принципах психологии этнопедагогической дидактики

ПСИХОЛОГИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ — это дидактика этносемейного воспитания подрастающего поколения на психологической основе детского саморазвития. © З.Н. Ичин-Норбу.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ.

Этнокультурная модель семьи, определяющая духовно-нравственную основу детского мировоззрения, миропонимания и личностно-интеллектуального мировосприятия, мироощущения.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития, в котором создаётся когнитивно-образовательные сегменты научных знаний для самообучения личности каждого ребёнка с опорой на их житейский социокультурный опыт.

ТРЕТИЙ ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ.

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей на основе предметного содержания когнитивно-образовательной деятельности формирования знаниевых компетенций, стимулирующих детское саморазвитие и профессиональное самосовершенство педагогов.

В основе психологии этнопедагогической дидактики заложен фундаментальный принцип этномодели саморазвития, когда ребёнок сам должен определиться в предмете и содержании собственной когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой формируется его индивидуальная база знаниевых компетенций.

Как формируются знаниевые компетенции?

Во-первых, личность каждого ребёнка, обратив внимание на конкретный дидактический материал, обнаруживает собственное незнание «Что это?» в режиме «ситуативной конкретики».

Во-вторых, в ходе собственных исследований личность каждого ребёнка по-своему проектирует ход изучения предмета познавательной мотивации в режиме «стратегии и тактики», конечно, ребёнок не знает таких понятий, но он действует на уровне подсознания. И ни в коем случае нельзя ему задавать вопросы: Как ты это сделал? Объясни и покажи.

В-третьих, начинает сотрудничать, общаться с кем-то в режиме «коммуникации: взаимодействия и общения».

И наконец, завершает свою когнитивно-образовательную деятельность в режиме «творческой коррекции».

Напомню, что психология этнопедагогической дидактики запускает механизм процесса самообучения в контексте системы культурно-исторических ценностей конкретного этноса, регулируемых самосознанием и поведением личности школьника на базе технологии САМООБУЧЕНИЯ.

Функции этномодели самообучения тесно связаны с принципами конструкции личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития — это среда, в которой личность каждого ребёнка обучается САМОСТОЯТЕЛЬНО! © З.Н. Ичин-Норбу.

ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САМОРАЗВИТИЯ представляет собой логически сегментированную конструкцию комплекса сенсомоторных дидактических материалов. Такая конструкция способствует целям, задачам и методам самостоятельного обучения личности каждого ребёнка для формирования знаниевых компетенций в ходе когнитивно-образовательной деятельности.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития создаётся по психологическому принципу причинности (детерминизма), поскольку детская психика, обусловленная образом семейных взаимоотношений, изменяется, благодаря предметно-содержательной сегментации пространства самообучения.

1-ый принцип — единство образовательных программ и авторской стратегической программы организации личностно-интеллектуального процесса самообучения, разработанной на основе требований ФГОС и образовательной программы Министерства образования и науки.

2-ой принцип — единство стратегической программы организации ЛИПС и комплекса сенсомоторных дидактических материалов, образующая единую среду самообучения личности каждого ребёнка на основе её самоопределения в предметном содержании когнитивно-образовательной деятельности.

3-ий принцип — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.

Какие принципы имеет процесс самообучения?

Личностно-интеллектуальный процесс самообучения имеет свои основополагающие принципы и методы, формы и технологии организации самообучения личности ребёнка.© З.Н. Ичин-Норбу.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП.

Целостность и предметно-содержательное многообразие личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП.

Сегментарная предметно-содержательная дифференциация знаниевых компетенций самообучающейся личности детей и взрослых.

ТРЕТИЙ ПРИНЦИП.

Когнитивно-образовательная вариативность дидактических материалов.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИНЦИП.

Предметно-содержательная преемственность знаниевых компетенций детей и взрослых.

ПЯТЫЙ ПРИНЦИП.

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей на основе детской социализации и выполнения триединства правил поведения.

ШЕСТОЙ ПРИНЦИП.

Межвозрастная преемственность процесса детской социализации.

СЕДЬМОЙ ПРИНЦИП.

Межкультурно-языковая преемственность на основе трилингвальности общения и взаимодействия детей и взрослых:

Более того, личностно-интеллектуальный процесс самообучения рассматривается в последовательном, постепенном и непрерывном саморазвитии личности каждого ребёнка, благодаря её собственной когнитивно-образовательной активности.

Следовательно, личностно-интеллектуальный процесс самообучения организуется по принципу детского саморазвития.

Иными словами, процесс самообучения включает в себя характеристику детского саморазвития в режиме реального времени «здесь и сейчас» в коммуникативно-регулятивном сотрудничестве с другими детьми и взрослыми, результатом которого является перспектива личностно-интеллектуального саморазвития личности каждого ребёнка.

Функции этномодели самообучения базируются на принципах когнитивно-образовательной деятельности детей

Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности каждого ребёнка — это личностная активность ребёнка в результате его самоопределения в предметном содержании новых знаний и нового опыта их восприятия. © З.Н. Ичин-Норбу.

Более того, когнитивно-образовательная деятельность личности каждого ребёнка организуется по принципу единства сознания личности и её деятельности, когда сознание ребёнка формируется в процессе приобретения новых знаний и нового опыта их применения.

Следовательно, объём знаниевых компетенций в свою очередь влияет на предметное содержание когнитивно-образовательной деятельности, образуя интеллектуальный план действий личности каждого ребёнка.

1-ый принцип – самодисциплина, которая возможна только в ходе активной когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Факторы формирования самодисциплины

  1. Самоопределение личности ребёнка в выборе для изучения предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок:взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выборадругой личностью и ждать, когда освободится дидактический материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишинуво время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

2-ой принцип — прояснение непонятных слов.

Непонятные слова становятся понятными за счёт плавного перехода от конкретных сенсорных и моторных впечатлений к формированию абстрактных научных понятий не только математики, но и других естественнонаучных понятий: Астрономии.  Биологии. Ботаники.  Зоологии. Физики.  Химии. Географии. Анатомия человека.

3-ий принцип – самоопределение в предметном содержании и во временной продолжительности когнитивно-образовательной деятельности.

Когнитивно-образовательная деятельность – это активность личности ребёнка, при которой, с одной стороны, формируются и развиваются: внимание, память, воображение, восприятие, речь и мышление. С другой стороны, формируются и развиваются образования знаниевых компетенций.

Заключение

Когнитивно-образовательная деятельность — это двухаспектная активность личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка приводит к новым заключениям, следовательно, она носит продуктивный характер.

При разумной организации когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения могут быть благоприятные условия для коммуникативно-регулятивного сотрудничества конкретной семьи и педагогического коллектива определённой школы.

Безусловно, если нет цели, то нет и деятельности.

Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность состоит из двух целей:

Итак, когнитивно-образовательная деятельность — это процесс знаниево-мыслительной активности личности ребёнка.

Разумеется, самообучающаяся и саморазвивающаяся личность каждого ребёнка формируется в этносемейной среде воспитания, то родительская компетентность играет архиважную роль в этномоделях самообучения и саморазвития.

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это редкая способность родителя в собственном ребёнке прожить своё эмоционально-чувственное восприятие окружающей действительности далёкого детства. © З.Н. Ичин-Норбу

Exit mobile version