Site icon etnorazum.ru

Ключевые слова как доступ к памяти

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Ключевые слова становятся доступны памяти ребёнка в результате понимания содержания учебной информации. Осознанное понимание находится в прямой зависимости от скорости чтения, которая базируется на смысловых единицах текста, читаемого школьником.

Стресс блокирует наше мышление

Х. Грюнинг

          «Аристотель представлял себе доступ к человеческой памяти посредством ключевых слов» (Х. Грюнинг, 2011, с.12).

Необходимо ещё раз повториться, что суть интеллектуальной программы «опорные сигналы» и заключается в том, чтобы расшифровывать ключевые слова (видеть за ними содержание), схемы, означающие некоторый объём информации, графики и т.д. А главная идея заключается в том, что ключевые слова, знаки, схемы и т.д., будучи «кирпичиками» целостной информации логически связывают все эти внутренние компоненты целого процесса формирования и развития «высших психических функций» самообучающейся личности школьника, обладающей способностью к самообучению, самообразованию и саморазвитию.

Представим сказанное в виде процесса формирования понимания: структура → ключевые слова → логические связи внутренних элементов целого – это момент формирования логической памяти. А теперь, представим логическую цепочку, в которой понимание «знаю как» является отправной точкой формирования самообучающейся личности школьника. Понимание → ассоциации → синестезия (области головного мозга, сенсомоторные каналы восприятия информации, концентрация внимания при грамотном наблюдении, тренинг пяти чувств) – это момент формирования мышления.

При этом становится всё более очевидным то, что самообучающаяся личность должна уметь управлять временем: постановка цели → анализ времени → планирование дня → осуществление → контроль.

Конечно, будет уместным согласиться с Христианом Грюнингом о наличии того факта, о котором он пишет: «… каждый человек рождается с разной способностью к обучаемости, и по-разному развиваются в детстве» (Х. Грюнинг, 2011, с. 6).

А вот педагоги Хатангской средней школы-интерната постоянно жалуются, во-первых, на плохую память своих воспитанников. Во-вторых, на неумение организовать процесс восприятия учебного материала. В-третьих, неумение самостоятельно обрабатывать и осознавать сложную информацию. И наконец, неумение управлять своими знаниями.

Вновь вернёмся к результатам формирующего эксперимента на Таймыре, когда дети действительно продемонстрировали быстрое чтение, осознанное понимание и прекрасное запоминание содержания всех трёх интеллектуальных программ этнопособия по математике.

Таймырский формирующий психолого-этнодидактический эксперимент с четвероклассниками и пятиклассниками увенчался максимально возможным когнитивно-образовательным эффектом самообучения личности школьника.

Школьники продемонстрировали следующие компетенции:

  1. Быстро читать. Научились схватывать структуру текста, потому что у них значительно увеличилась скорость чтения, которая обеспечила детям высокий уровень понимания содержание прочитанной информации, так как чтение проходило по смысловым единицам.
  2. Лучше понимать. У детей сформировалась способность по-русски грамотно говорить, анализировать диалоги персонажей, комбинировать образное, вербальное и понятийное мышление, аргументировать своё несогласие с персонажами этнопособия по математике, придерживаться стратегий и принятия решения.
  3. Запоминать содержание прочитанного. Уравновешивать, гармонировать работу левого и правого полушарий головного мозга. Умение концентрировать внимание на деталях (левое полушарие): логика, язык, числа, последовательность, анализ – «ситуативная конкретика» — аналитическое мышление. Пространственное восприятие (правое полушарие): общая картина, образ, цвета, ритм и объём – «опорные сигналы» — образное мышление. Запоминание содержание прочитанной информации возможно только при комбинации обоих стилей мышления: аналитического и образного.

Результат высокого уровня самообучаемости можно для наглядности представить в виде красочной «Схемы скорочтения».

 

Доказательством эффективности интеллектуальной программы «опорные сигналы» служит мнение Х. Грюнинга: «… при чтении по смысловым единицам понимание даже растёт до определённой точки вместе со скоростью чтения» (Х. Грюнинг, 2011, с.7).

Вот и получается, что понимание содержания учебной информации находится в прямой зависимости от скорости чтения, которая базируется на смысловых единицах текста, читаемого школьником. Именно этим моментом можно объяснить, почему испытуемые школьники так быстро читали тексты «ситуативной конкретики» и осознанно воспринимали прочитанную информацию. Следовательно, условиями эффективности самообучения школьников должны быть, во-первых, смысловые единицы информации, ускоряющие скорость чтения. Но смысловые единицы возможны только тогда, когда есть некий социокультурный опыт приобретения определённых знаний, умений их применять в неоднородной жизненной практико-ориентированной ситуации. Во-вторых, научные понятия, будучи более высокого порядка интеллектуальной деятельности, полностью изменяют житейское, обыденное мышление ребёнка. Потому как мышление, основанное на сенсомоторной базе восприятия информаций многогранной среды жизнедеятельности, как правило, формируется в рамках спонтанных представлений. В-третьих, плавный переход от одной интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» к другой «опорные сигналы» этнопособия самообучения математике представляет собой переход от чувственного к рациональному (А.Р. Лурия). Иными словами, мыслительные процессы, вырастающие из практического, ситуативного мышления уступают более абстрактным, основанным на теоретически основанных способам мышления. И наконец, контекстная  специфичность познавательных процессов. В данном случае, целевая установка когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника заключается в том, чтобы понять интеллектуальную структуру, психологический анализ повседневной деятельности людей, окружающих ребёнка.
Таким образом, следует заметить, что как личностно-интеллектуальный процесс самообучения, так и содержание мышления личности школьника различаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Этот момент является основополагающим в содержании интеллектуальной программы «ситуативная конкретика».

Действительно, «Люди генетически могут различаться по уровню мышления от одного момента к другому» (Хайнц Вернер). Вот она та самая красная нить саморазвития личности школьника, когда от цикла к циклу этнопособия самообучения математике  растёт уровень её самооценки.

 

Exit mobile version