Site icon etnorazum.ru

Самообучаемость есть гарант конкурентоспособности

Примерное время на чтение статьи: 8 минуты

Самообучаемость есть гарант конкурентоспособности личности, УСПЕШНОСТЬ которой зависит от многовекторности действий и многогранности познания ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

… концентрация внимания на изучаемом свойстве, параметре,

способствует развитию наблюдательности и

умения находить словесные обозначения

для собственного сенсорного опыта

Н.В. Андрущенко

Почему самообучение является условием конкурентоспособности? Каковы факторы самообучаемости? Что, вообще, означает конкурентоспособность?

Конкурентоспособность есть УСПЕШНОСТЬ

Хотим мы этого или не хотим, но мы, взрослые, постоянно ребёнка сравниваем с его сверстниками, создавая ситуацию конкуренции. Уточню, что конкурентоспособность представляет собой способность личности ребёнка выдерживать конкуренцию с самим собой. Педагоги и родители должны чётко понимать собственную полезность в развитии личности ребёнка, когда ребёнок перешёл из состояния А в состояние В. Например, он не мог понять и решить текстовую задачу, а после некоторых тренировок, он обнаруживает, что он не только решает задачи, но и сам составляет их тексты. Тем самым, он перешёл на новый виток развития, в точку В.

Вот, что важно взрослым осознать. Ребёнок эти вещи понимает интуитивно, его сознание не требуется перестраивать. Это взрослые страдают от чувства неполноценности, которые комплексуются с поводом и без повода.

Родительский принцип воспитания — Учи больше! Знай много! В жизни всё пригодится! Узнаёте?

К сожалению, из того, что ребёнок изучает, ему только 30% пригодится, а остальные 70 % он будет добирать в жизненной практике. Например, я знаю человека, у которого два высших образования советских времён, не купленные дипломы, а потом и кровью заработанные ЗНАНИЯ. Что в результате? Он работает грузчиком в морском порту! Сильно ему пригодились знания инженера, юриста, двух иностранных языков? А сколько нервов и разочарований он испытал от родительской опеки — Учи! Запоминай! Посмотри на Петрова Петю, который такой способный мальчик, отличник, а ты кто?

Все прекрасно знают о том, что такой метод воспитания — это ТУПИК, но продолжают «долбить» бедного ребёнка, чтобы он был первым в конкуренции со своими сверстниками! У таких родителей свой принцип воспитания — Иди по головам! Растолкай локтями всех на своём пути, чтобы занять своё место под СОЛНЦЕМ!

Успешность, на самом деле, является суммарным результатом маленьких собственных успехов. Например, вчера научился мыть полы, пришивать пуговицы, а сегодня — играть в хоккей, решать задачи, формулировать вопросы и т.д.

Факторы запоминания есть путь к УСПЕШНОСТИ

Безусловно, успешным может быть только тот школьник, который умеет самообучаться с использованием факторов запоминания содержания информационной абстракции. Для запоминания содержания изучаемой информации необходимы два условия:

  1. ПРОМЕЖУТКИ между повторениями. Они, как правило, используются подсознанием ребёнка для закрепления ассоциаций.
  2. ПЕРЕРЫВЫ в когнитивно-образовательной деятельности. Они дают возможность мозгу избежать чрезмерного напряжения. Например, если не решается задача, не запоминается стихотворение, то через 15 минут надо оставить всё в покое, и заняться другим видом деятельности.

Можно привести ещё один пример. Все прекрасно знают переводчика сказки «1000 и одна ночь», Ричарда Бертона. Ни для кого не секрет, что он владел 27-ю иностранными языками. Но его настоящий секрет заключался в пятнадцатиминутном упражнении при изучении языка, «… поскольку после этого мозг теряет свежесть восприятия».

Приведу в качестве примера недоумение одной мамочки: «Представляете, мы с дочерью в первом классе сидим над выполнением домашнего задания по три часа! Что будет потом?».

В чём ошибка родителя?

В том, что они пытаются ребёнку навязать свой школьный опыт, забывая, что не они сидели и слушали объяснения учителя в классе, а ребёнок, из-за собственного страха — мой ребёнок допустит ошибки! Мой ребёнок получит «2»-ку!

Ну и что?

Пусть допускает ошибки, но это его ошибки, значит, он сам их проанализирует, и будет знать, на ЧТО надо обращать внимание.

Пусть получает «2»-ку, но это результат его непонимания, его привычки отвлекаться, его неумения выделять главный смысл из прочитанного, сказанного или увиденного.

Родители забыли, что любой УСПЕХ состоит из вереницы НЕУДАЧ, ошибок. Дайте ребёнку возможность почувствовать на себе чувство проигрыша, неудачи, потому что только они закаляют ЛИЧНОСТЬ ребёнка.

Как можно понять прелесть ДНЯ, если не быть в чёрной НОЧИ? СВЕТ без ТЬМЫ?

ВАЖНО! Родителям научиться задавать вопросы по записи ребёнка в тетради. Когда родитель будет задавать вопросы: «А что означает эта запись? Объясни, пожалуйста». В этом случае, ребёнок будет мысленно прокручивать «киноплёнку» ситуации конкретного урока. Он расскажет, что было на уроке. Родитель спросит: «А то, что было на уроке, сильно отличается от текста в учебнике? Что не так? Я, правда, не могу понять». В данной ситуации, у ребёнка значительно поднимается самооценка в глазах родителя. Он начинает рассуждать, где-то не соглашаться и т.д.

ПОМНИТЕ! Именно в таких диалоговых ситуациях формируется критическое мышление личности ребёнка.

Согласитесь, это же не трудно задавать вопросы, быть искренним в собственном понимании? Но сколько пользы от этого честного поступка родителя?

УЧТИТЕ! Информационный мир меняется с космической скоростью, и Ваш опыт школьного обучения, даже если Вы были ОТЛИЧНИКОМ, напоминает прошлогодний снег.

Если учесть исследования психологов — в первые 8 часов забывается больше выученного материала, чем в последующие 30 дней, то ребёнка необходимо приучить к чёткому режиму выполнения домашних заданий. Как ни странно, этот режим навязывает не родитель, а сам ребёнок определяет его временные ограничения, исходя из собственного распорядка дня.

Лучше один раз промучиться с согласованием времени, но зато потом можете спокойно доверять ребёнку.

ВАЖНО помнить! Любой родительский вопрос — это контроль! К сожалению или к радости, природа детского развития такова, что ребёнок ЛЮБИТ познавать, но НЕНАВИДИТ контроль. В данной ситуации, нет ничего важнее САМОКОНТРОЛЯ личности ребёнка.

Метод «Тройной стимул»

Подводя итог психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре, мы считаем, что высокий показатель самообучаемости детей из монокультурной среды и этногруппы из поликультурной школьной среды не случайны.

Это объясняется тем, что технология самообучения в содержании и форме этнопособия выстроена в логике:

  1. эмпирика (сенсо-моторный опыт восприятия окружающей реальности) →
  2. абстракция (новые теоретические математические знания) →
  3. практика (творческое применение знаний, которые возникают только при осознанном восприятии учебной информации).

Это и есть тот метод психолого-этнодидактического исследования, который называется методом «тройного стимула».

Именно в этом и заключается новое открытие в области научных знаний, психологии школьной этнодидактики.

Эффективность ЛИПС

Кроме того, эффективность личностно-интеллектуального процесса самообучения может быть достигнута не тогда, когда перед школьником ставится конкретная цель учебной деятельности, а тогда и только тогда, когда им руководит мотив когнитивно-образовательной деятельности, что и доказал формирующий эксперимент, в котором были использованы фрагменты этнодидактического пособия самообучения математике.

Несомненно, предметная и межпредметная преемственности имеют место быть только там, где хорошо продумана программа социализации через индивидуализацию школьников из монокультурной среды в поликультурной школьной среде.

Более того, модель сознательного самообучения школьников с индивидуальными этнопсихологическими особенностями успешно реализована в содержании этнопособия самообучения математике.

Между тем, этническая социокультурная особенность знаниево-мыслительной деятельности (менталитет), будучи показателем «уровня актуального развития», является предпосылкой развития речевого мышления при социальном взаимодействии в личностно-интеллектуальном процессе самообучения школьника.

А также следует отметить, что когда ребёнок учится с опорой на образец, эталон, при переходе в среднее звено школьного образования (5 класс) его базовая знаниевая когнитивно-образовательная деятельность, трансформируется в исследовательскую когнитивно-образовательную деятельность.

Иными словами, школьник познаёт академический конгломерат:

Пять шагов проявления воли

Общеизвестно, самообучаемость личности ребёнка находится в прямой зависимости от осуществления сложного волевого акта, для которого существенно то, что действию предшествует:

  1. учёт его последствий,
  2. осознание мотивов,
  3. осознания принятия решения,
  4. возникновение намерения его осуществить,
  5. составление плана для его осуществления.

Самоопределение в КОД

Именно самоопределение в когнитивно-образовательной деятельности предполагает осознание оснований и смыслового содержания усваиваемых в процессе самообучения положений, что положено в основу этнодидактического пособия.

Серия педагогических наблюдений констатируют тот факт, что в настоящее время центр тяжести школьного обучения приходится на формальное, механическое заучивание «…пустых формул и необоснованных положений…», которые не только не понимает, но и не принимает школьник, потому что они не приобрели личностную значимость для него, не нашли «…отклик и опорную точку в его переживании».

Иначе говоря, нет у школьников заинтересованности в объективно значимом содержании науки, а значит, нет у них и заинтересованности в учении, навязанного кем-то.

Эффективность самообучения

Следует особо отметить то, что школьники в ходе эксперимента с увлечением занимались:

Наши экспериментальные исследования показали, что нет ничего эффективнее в школьном образовании, как:

  1. первые собственные формулировки школьников,
  2. приведение своих примеров  в «опорных сигналах» и «листе самоконтроля», в которых отражается усваиваемый научно-понятийный этноматериал по математике.

Эксперимент доказал, что прочно, осознанно и осмысленно запечатлевается самостоятельное составление:

Такая эффективность самообучения личности школьника объясняется тем, что в процессе собственного изложения, проговаривания (речевая форма) заметно активизируется процесс осмысления содержания математического этноматериала, когда отпадает всякая необходимость механического запоминания, приводящего к психической перегрузке.

Кроме того, самообучаемость личности школьника возможна только при наличии чёткой системы дидактических принципов этнопособия.

Дидактические принципы этнопособия

Для нас ясно, что дидактические принципы этнопособия перерастают методологические границы школьной дидактики и превращаются в центральную проблему эффективности школьного образования.

Как оказалось, именно эффективное самообучение:

  1. сформировало соответствующие знаниевые компетенции,
  2. глубокое осмысливание и усвоение применяемых:

Закон ассоциаций

Следует обратить пристальное внимание читателя на закон ассоциации, который заложен в методе «Тройного стимула».

Несомненно, закон ассоциации является ключевым условием запоминания, потому что:

  1. следуя намеченному направлению, память, как правило, отбирает широкий диапазон возможных вариантов ответов;
  2. весь ход мышления управляется этими законами, не изменяясь в результате внешнего воздействия ощущений;
  3. формирование и развития умения запоминать основано на упорядоченной системе ассоциаций, память тесно связана с предметами, явлениями, событиями;
  4. результативность памяти зависит от долговечности и от количества запоминаемой информации;
  5. любой информационный материал лучше запоминается в ходе размышления над сведениями и формирует из них более упорядоченную, структурированную систему знаниево-мыслительного опыта.

5 шагов осмысления факта

Я уже неоднократно писала, что для запоминания предмета и содержания информационного материала, необходимо осмыслить:

  1. Почему это так?
  2. Как получилось, что это так?
  3. Когда это бывает?
  4. Где это бывает?
  5. Кто сказал, что это так?

Следовательно, знаниево-мыслительный процесс запускается в стимулами из внешней личностно-интеллектуальной среды самообучения, в которой всегда найдётся предмет для ассоциации.

Как показал эксперимент, только в личностно-интеллектуальной среде самообучения в режиме свободного выбора сегмента исследования, у ребёнка возникает и формируется инициатива.

Все мы прекрасно знаем, что инициатива — это нестандартность мышления, самостоятельность действий без чьих-либо наставлений.

И только сюжетно-ролевая ситуация в режиме свободного выбора формирует и развивает воображение, как способность предвидеть, умение мечтать.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Exit mobile version