Site icon etnorazum.ru

Сенсомоторное самообучение конструирует мышление

Геометрические тела вращения

От 3 до 5 лет дети легко опознают геометрические тела вращения.

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Непосредственное, чувственное отражение действительности

составляет основу

для формирования мыслительных процессов…

В.П. Зинченко

Сенсомоторные дидактические материалы стимулируют формирование и развитие наглядно-образного мышления ребёнка. Они являются наглядно-образной информацией из окружения детей, составляя основу содержательного значения в сознании личности каждого ребёнка.

            Несомненный, бесспорный и неопровержимый факт заключается в том, что сенсомоторные чувства ребёнка впечатляются в его социокультурном опыте общения как коммуникативного взаимодействия ребёнка с окружающими людьми в кругу социальных (общественных) событий, явлений; его образно-речевого мышления; интеллекта, благодаря которому он социализируется.

Социализация означает, с одной стороны, то, что его понимают и принимают окружающие его люди, а с другой – он их понимает и принимает, потому что соблюдает единые принципы (традиции) и правила поведения (обычаи) того общества (социума), в котором ребёнок не просто живёт, а учится, творит, думает и рассуждает.

В конце концов, любой предмет, любое явление, любое событие, любые отношения между людьми являются для психической деятельности ребёнка сенсорным материалом его социокультурного опыта наглядного, чувственного и образного восприятия окружающей действительности.

Сенсомоторное самообучение конструирует содержание когнитивно-образовательной деятельности детей

Следовательно, сенсорика, моторика, интеллект, воля, внимание, память, речь и мышление – это связующие компоненты когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Эту мысль и Н.И. Жинкин подтверждает: «От сенсорики начинается вход в интеллект, а от интеллекта через язык и речь идёт выход информации о действительности для понимания её другими людьми» (Н.И. Жинкин, с.112, 2009).

Сенсомоторные дидактические материалы стимулируют формирование и развитие мыслительных процессов.

Более чем век назад итальянским врачом, педагогом, М. Монтессори, были созданы сенсорные дидактические материалы, которые помогали и сейчас помогают ребёнку фиксировать различные свойства, признаки предметов в максимально абстрактной форме.

Иными словами, эти монтессори-материалы помогают ребёнку абстрагироваться от конкретных объектов реальности.

Такие свойства предметов, как: форма, величина, цвет, положение в пространстве выступают для ребёнка в их предметном значении.

При этом очень важно, чтобы при подобной психолого-дидактической системе сенсорного восприятия  окружающей действительности учитывались два момента. С одной стороны, практическая деятельность постоянно обогащается восприятием ребёнка. С другой стороны, расширение границ  перцептивных и словесно-речевых возможностей ведёт к обогащению и совершенствованию практической деятельности.

На самом деле, сенсомоторные дидактические материалы способствуют формированию исходной формы значения слова, как знака. И, в конце концов, они в ходе перестройки и формирования становятся «образным языком мышления».

Сенсомоторное самообучение эффективно, благодаря методу тройного стимула

В этом отношении, важно показать метод тройного стимула в действии, во-первых, математическое содержание интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» базируется  на сенсорно-моторные, сенсорно-эмоциональные впечатления ребёнка.

Во-вторых, суть интеллектуальной программы «опорные сигналы» заключается в повторении математических понятий, определений, терминов, алгоритмов «ситуативной конкретики», выражаясь образным языком мышления.

В-третьих, задача интеллектуальной программы «лист самоконтроля» заключается тоже в  повторении математических понятий, определений, терминов, алгоритмов «ситуативной конкретики», но через формирование понятийно-речевого мышления, единицей которого является мысль ребёнка продукт взаимодействия словесно-речевых и образных процессов восприятия. Следовательно, идея программы «Лист самоконтроля» реализует процесс вербализации, когда происходит рождение понятийного обобщения.

Сенсомоторное самообучение есть основа интеллектуальных программ этнопособия

В связи с этим, следует уточнить задачи каждой интеллектуальной программы,

во-первых, «ситуативная конкретика» отражает предметный (математический) характер понятийного познания.

Во-вторых, «опорные сигналы» представляют специфику понятийного обобщения.

В-третьих, «лист самоконтроля» познавательно, словесно, понятийно структурируют в качестве высшей психической формы когнитивно-образовательную активность самообучающейся личности школьника.

При этом становится всё более очевидным тот факт, что в «опорных сигналах» и «листе самоконтроля» закрепляется не только словесно-логическая формулировка, но происходит осознанное понимание личностью школьника некоторых ключевых математических  понятий, которые в целом формируют понятийное (концептуальное)  мышление, являющееся высшим рационально-логическим уровнем когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника. Этот рационально-логический уровень имеет предметный (математический) характер.

Между тем, построение образа и есть предметное содержание мышления, функция которого зависит от самой структуры когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

Здесь необходимо уточнить, что на понятийном уровне – эти свойства знания, качеств, закономерностей его существования, отношений и связей с другими объектами.

Нам следует обратить внимание на то, что в «ситуативной конкретике» образы, представления выступают как чувственное содержание сознания личности школьника, от которого зависит эффект понимания значения словесного знака, теоретического мышления (В.В. Давыдов). В основе теоретического мышления лежит понятие как психическое новообразование, логическая форма мысли (единицы мышления), субъективная мера математических знаний, степени их осознания.

Одним словом, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности школьника невозможна без включения словесно-речевого фактора, поскольку слово, как знак, фиксируется в её сознании средствами языковой символики.

Между тем, в интеллектуальной программе «лист самоконтроля» — процесс вербализации, когда происходит рождение понятийного обобщения.

Причём «лист самоконтроля» является третьим моментом повторения (рефлексии) учебной информации, содержания которой было изложено в «ситуативной конкретике», затем закодировано и расшифровано в «опорных сигналах» (второй момент рефлексии).

Сенсомоторный дидактический материал М. Монтессори «Обыкновенные дроби»

Обыкновенные дроби ошибочно изучаются в 6 классе после изучения десятичных дробей в 5 классе.

Здесь следует остановиться на том, что математическое понятие «обыкновенная дробь» как понятийное знание характеризует такой уровень понимания, когда оно осмысливается школьником, как некоторая целостность в органичном единстве его конкретно-предметных, функциональных, обобщённо-категориальных характеристик.

Но не следует забывать о том, что тема «обыкновенные дроби» школьной математики является системообразующей «нитью для бус». Именно на неё нанизываются такие математические понятия, как: «десятичная дробь», «процент», «уравнения», «неравенства», «призма», «конус», «цилиндр», «координатная плоскость», «числовая ось», «вектор» и т.д.

Тем самым, происходит упорядочивание в сознании личности ребёнка отображённого множества признаков по степени их общности (процессы иерархизации признаков). Иерархический принцип работы понятийной структуры в своих исследовательских работах описывали: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, М.А. Холодная и др.

Разумеется,  понятийное мышление «… представляет собой процесс перевода информации с языка образов, на психолингвистический, символично-оперативный язык, представленный речевыми сигналами» (Л.М. Беккер).

Это объясняется тем, что образы в «ситуативной конкретике» анализируются в результате когнитивно-образовательной деятельности личности школьника и находятся внутри самого принципа организации интеллектуально-познавательной психической структуры деятельности. В то время как диалоговый режим коммуникации персонажей этнопособия выбран для стимуляции и формирования словесно-речевого компонента в виде скрытой артикуляции общего возбуждения речевых центров, элементов вербализации отдельных моментов когнитивно-образовательной деятельности школьника.

Согласно исследователю психолингвистики А.Н. Соколову, единый и непрерывный процесс мышления личности каждого ребёнка из этносемьи состоит из чередования фазы речевых действий и фазы зрительного анализа. Данное чередование учтено в «опорных сигналах» этнопособия по математике, где формируется «образный язык понятийной мысли» (М.В. Осорина).

При этом очень важно то, что интеллектуальная функция «ситуативной конкретики» заключается в подключении формализованного социокультурного опыта ребёнка через гамму его сенсорных и эмоциональных впечатлений, которым так близки житейские ситуации. А «опорные сигналы» представляют собой образные модели и схемы, особенности организации которых, обеспечивает кодирование выделенных отношений в рамках пространственной структуры, что позволяет передавать логические отношения в образной форме.

Думаю, вполне логично то, что «образная схема» выступает как конструктивная основа мира предметов, явлений и событий из программы «ситуативная конкретика», когда их существенные черты фиксируются за счёт структурных связей и их динамических перестроек. Что означает, согласно Р. Арнхейму: «… с восприятия формы начинается образование понятий». В данном случае он говорил о визуальном мышлении ребёнка.

Заключение

Итак, высокий процент самообучаемости детей из этносреды в процессе формирующего эксперимента обеспечила синтетическая интеграция логической последовательности интеллектуальных программ, во-первых, «ситуативной конкретики» как действенное образование.

Во-вторых, «опорные сигналы» как образное образование.

В-третьих, «лист самоконтроля» как словесно-символическое образование. Именно, органическое единство трёх интеллектуальных программ организации когнитивно-образовательной деятельности школьников определило систему взаимовлияний и взаимопереходов всех видов памяти и типов  мышления, являющихся важнейшей характеристикой высших стадий интеллекта личности каждого школьника для культурной и географической мобильности в современном обществе.

Иными словами, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности каждого школьника невозможна без включения словесно-речевого фактора, поскольку слово, как знак, фиксируется в сознании средствами языковой символики.

Exit mobile version