Мудрец не сидит, опустив руки,
не вопит о том, что потерял,
но энергично старается возместить свой ущерб
У. Шекспир
Структура и содержание этнодидактического пособия самообучения математике представляет собой логическую последовательность интеллектуальных программ самообучения.
Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности каждого ребёнка опосредуется и регулируется их мышлением. © З.Н. Ичин-Норбу.
В настоящее время трудно согласиться с тем фактом, что действующие учебники и всевозможные пособия соответствуют требованиям ФГОС. Именно поэтому этнопособие самообучения математике содержательно и структурно основано на этнодидактике долган.
В этой связи назрела необходимость описания структурно-содержательной целостности дидактического этнопособия самообучения математике. Ни для кого не секрет, что в момент издания, публикации учебника или этнопособия знания, описанные в них, уже устаревают, сама подача информационной абстракции уже становится не столь актуальной.
Как конструктивно использовать событийные вчерашние знания?
Как часто приходится авторам расстраиваться по поводу запоздалой подачи знаний. В этот момент необходимо действовать конструктивно:
- спокойно проанализировать структуру и содержание учебника или пособия,
- извлечь для себя пользу,
- забыть некие неудачные моменты отчаяния основательно, не цепляясь за них.
Между тем, знание является СИЛОЙ только тогда, когда оно применяется в практической житейской ситуации.
Особенности этнопособия самообучения математики в контексте этносемейного воспитания
ПЕРВАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭТНОПОСОБИЯ.
Структурно-содержательная целостность этнодидактического пособия самообучения математике позволяет запоминать информационно-функциональный материал осмысленно и осознанно.
Осмысленное запоминание в своё время исследовал Н.А. Рыбников (1923), исследования которого показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического, составляющими элементами которых является:
— полнота,
— скорость,
— точность,
— прочность.
ВТОРАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭТНОПОСОБИЯ.
Основные приёмы логической обработки информационного материала:
а) вычленение определённых смысловых частей в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика»;
б) формирование опорных пунктов;
в) составление плана в интеллектуальной программе «опорные сигналы»;
г) соотнесение теоретических знаний в интеллектуальной программе «лист самоконтроля» были исследованы Т.П. Зинченко (1961).
Задача этнопособия — формирование приёмов смысловой и логической обработки учебной информации
Согласно исследованиям Т.П. Зинченко, формирование приёмов смысловой, логической обработки запоминаемого материала развивает память.
ТРЕТЬЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭТНОПОСОБИЯ.
Логико-познавательная структура этнопособия выстроена в виде интеллектуальных программ самообучения.
- «Ситуативная программа».
2. «Опорные сигналы».
3. «Лист самоконтроля».
4. «Самопроверка».
5. «Диагностический тест самообучения».
Все эти интеллектуальные программы этнодидактического пособия самообучения математике, связывая новую знаниевую информацию с ранее накопленным социокультурным опытом личности каждого школьника, формируют опосредованную память.
Тематическая основа математических знаний.
- «Обыкновенные дроби».
- «Десятичные дроби».
- «Процент».
- «Смешанное число».
- «Правильные дроби».
- «Неправильные дроби».
Дидактическое этнопособие самообучения математике «Занимательная математика для северян» была апробирована в ходе психолого-этнодидактического эксперимента на Таймыре.
Метод эксперимента на материалах этнопособия
В основу метода эксперимента была положена совместная когнитивно-образовательная деятельность детей и взрослых в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагогов, родителей и школьников.
Этот метод эксперимента дал высокий результат самообучения.
ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Социализация личности каждого участника эксперимента (детей и взрослых) на основе преемственности поколений.
Между тем, следует подчеркнуть, что многоколенность этносемей способствует ускоренному темпу комплексного саморазвития личности каждого ребёнка.
ВТОРОЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Высокий процент самообучаемости четвероклассников из Сындасской начальной школы-интерната наглядно доказал факт развития психических функций у детей:
- произвольного внимания;
- осознанного и осмысленного восприятия учебной информации математических знаний;
- логической, смысловой памяти;
- речевого мышления на основе грамотной математической речи;
- мыслительной речи в ходе обдумывания предмета беседы персонажей этнопособия.
Иными словами, формирования и развития «высших психических функций» (Л.С. Выготский).
ТРЕТИЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Дети, родители, педагоги и школьные работники получили массу позитивных эмоций, с одной стороны, от чувства собственного достоинства за свои математические знания, а с другой — от чувства гордости за своих детей.
Естественно, ни дети, ни их родители, ни педагоги не знали о том, что содержание заданий и диалога персонажей этнопособия на 70% состоял из олимпиадных задач.
ЧЕТВЁРТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Участники эксперимента, каковыми являлись и бабушки в возрасте 70+ лет, были чрезвычайно увлечены учебными материалами, поскольку житейские задачные ситуации виртуально перенесли их в далёкое, но незабытое детство.
ПЯТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Перед проведением диагностической работы № 2 за 30 минут было проведено обобщающее занятие в режиме «воспросы-ответы» по ключевым моментам этнопособия самообучения математике, чтобы до звонка осталось только 15 минут. За это время было проведено тестирование математических знаний из курса математики 5 класса — алгебры 8 класса.
Результаты диагностической работы № 2 меня не только удивили, но очень обрадовали.
Честно говоря, я никак не ожидала таких высоких результатов САМООБУЧАЕМОСТИ, которые меня заставили ещё раз проанализировать программу полевых исследований четвероклассников и пятиклассников, с одной стороны, с психологической точки зрения, а с другой — с позиции этнопедагогической дидактики долганских традиций семейного воспитания и самовоспитания детей.
Психологическая база этнопособия в контексте этносемейного воспитания
Несомненно, основой для разных способов формирования картины мира у детей и взрослых и получения новых знаний о нём через призму школьной математики являются одни и те же базовые мыслительные операции:
- анализ житейских ситуаций на основе математических знаний;
- синтез математических знаний, обогативших их социокультурный житейский опыт;
- обобщение знаний об обыкновенных и десятичных дробях, о процентах в задачных текстах в контексте традиций долганской семьи Жарковых;
- конкретизация математических понятий и содержания житейского опыта.
Что послужило импульсом саморазвития не только детей, но и взрослых в ходе полевых исследований?
Сам методичный механизм совместной когнитивно-образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, родственников и работников школ.
Информационный и этнокультурный контекст коммуникативно-регулятивного сотрудничества детей и взрослых
Что подразумевает информационный и этнокультурный контекст коммуникативно-регулятивного сотрудничества детей и взрослых, давший такой неожиданно высокий результат самообучаемости школьников?
Во-первых, в процессе совместного общения и взаимодействия дети и взрослые осмысливали каждое математическое понятие и технологично самостоятельно обучались.
Во-вторых, их речевое мышление, будучи обобщённой формой отражения окружающей реальности не только формировалось, но и трансформировалось на более высокий уровень математических знаний и житейского опыта.
В-третьих, дети и родители познавали долганскую культуру исторических традиций семейного воспитания, поскольку персонажи этнопособия не просто пошагово решали ту или иную житейскую проблему, но и общались между собой уважительно, вежливо и культурно.
И наконец, в ходе эксперимента дети и взрослые не только контролировали свои мысли и поведение, но и умело регулировали ими, развиваясь как самообучающаяся личность, осмысливающая понятия, опредмеченные математические знания:
1) в схемах действий;
2) забыв о своих социальных ролях: педагог, родитель и школьник;
3) в нормах поведения по долганским обычаят;
4) духовно-нравственных ценностях долган.
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество членов семьи Жарковых в содержании этнопособия
Говоря о коммуникативно-регулятивном сотрудничестве педагога, родителя и ребёнка, сразу отмечу, что задача педагога и родителя заключается в том, чтобы созидать!
Иными словами, заряжать будущее личности каждого ребёнка энергией РАДОСТИ:
- от познания;
- от процесса исследования математических знаний через призму долганской культуры общения и взаимодействия;
- от собственных открытий предметов, явлений, событий объективной действительности.
Заключение
Как часто взрослые не учитывают непрерывный процесс саморазвития ребёнка, когда его душа трудится и день, и ночь.
Личность каждого ребёнка ежемоментно находится под воздействием СИСТЕМЫ, означающей талант любого человека + принципы, постигая которые они формируются как самообучающаяся личность.
А мы, взрослые, вместо этого понимания, вселяем в ребёнка СТРАХ, не учитывая того момента, что именно страх ребёнка перед взрослыми порождает болезни как психического, так и физического характера.
В жизни часто случается так, что именно анализ собственного поведения, поступка, высказанных слов наталкивает нас на то, что главным инструментом саморазвития являются ежемоментная интеллектуальная тренировка в закаливании воли, стойкости духа и в ежедневной ПОБЕДЕ над собой.
Хочу ещё раз уточнить, что высшая цель «Три-Л» — это ГАРМОНИЯ! Это БАЛАНС взаимоотношений трёх ЛИЧНОСТЕЙ педагога, родителей и ребёнка.