- Главная
- /
- Психология школьной этнодидактики
- /
- ЭКООК как жизненная необходимость
ЭКООК как жизненная необходимость сохранения чувства собственного ДОСТОИНСТВА, самодостаточности и самореализации ЛИЧНОСТИ, испытывающей потребность ТВОРИТЬ.
Общество – это объединение людей
для совместного труда с целью
обеспечить друг другу счастливую жизнь
Поль Гольбах
Полевые исследования проблемы низкого уровня территориального развития тундровых посёлков с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (июль 2012) позволили выявить проблемные зоны экономики в вышеназванном регионе Красноярского края РФ.
Социально-экономическая ситуация Таймыра
Для объективности реальной социально-экономической ситуации Таймыра мы рассмотрим десять тундровых посёлков с.п. Хатанга с показателями на январь 2012 г. Фактический материал по тундровым посёлкам представили начальники территориальных отделений Таймыра: Н.Н. Поротова, Л.А. Кудрякова, А. Н. Кудряков, Н.К. Чуприна, А.В. Курбацкий, М.А. Батагай, А.Г. Фалькова, А.С. Бетту, А.П. Чуприна, Э. Ш. Пюрбеева.
Как видим, таблица 1 представляет более наглядную картину с реальными показателями трудоустройства и количества безработных жителей аборигенного населения. Рассмотрим только монокультурную этническую среду для объективности показателей, потому что высокий процент жителей с.п. Хатанга и п. Каяк составляет пришлое население.
К сожалению, п. Каяк существует только на бумаге, которого в реальности нет. Даже депутаты избираются, якобы, от п. Каяк, напоминающего ситуацию «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя.
Таблица 1
№ п/п | Название тундрового посёлка | Всего жителей (чел.) | Трудоспособная часть населения (чел.) | Трудоустроены (чел.) | Количество людей, не имеющих работу |
1. | п. Сындасско | 509 | 487 = 95,7 % | 87 = 17,1 % | 422 = 82,9 % |
2. | п. Попигай | 369 | 292 = 79,1 % | 35 = 9,5 % | 142 = 90,5 % |
3. | п. Новорыбное | 556 | 408 = 73,4 % | 131 = 23,6 % | 425= 76,4 % |
4. | п. Жданиха | 195 | 173 = 88,7 % | 53 = 27,1% | 142 = 72,8 % |
5. | п. Кресты | 305 | 252 = 82,6 % | 62 = 20,3 % | 243 = 79,7 % |
6. | п. Новая | 300 | 201 = 67% | 89 = 29,7 % | 211 = 70,3 % |
7. | п. Хета | 361 | 271 = 79,9 % | 52 = 15,3 % | 287 = 84,7 % |
8. | п. Катырык | 339 | 271 = 79,9 % | 52 = 15,3 % | 287 = 84,7 % |
Безработица — индикатор РЕАЛЬНОСТИ
Показатели количества безработных жителей тундровых посёлков ярко свидетельствуют о том, что, даже на примере исследованных тундровых посёлков, можно разглядеть проблему безработицы как индикатора, свидетельствующего отсутствие проработанной Программы стратегического планирования территориального развития Таймыра, основанной на человеческих ресурсах.
Мы обосновываем фактами свои утверждения о тенденции к регрессу.
Однако наше понимание этих фактов носит особый характер. «Факты» всегда конституируются для познания в определенном мыслительном и социальном контексте.
Житейская ситуация безысходности
Данный анализ ситуации безысходности жителей тундровых посёлков является тем новым импульсом, который, вне всякого сомнения, заставит этносов выйти за узкую сферу жизнедеятельности в имеющейся социокультурной среде и научит их понимать значение своей индивидуальности в рамках данного этнического существования. Проблема трудоустройства заключается,
- в не разработанности структуры современного рынка труда в регионе.
- в низком качестве дошкольного и школьного образования, когда выпускники школ не социализированы к современной городской среде и лишены возможности сохранить этнокультурное наследие, одним из которого являются традиционные виды хозяйствования.
- как показала многолетняя педагогическая практика работы с детьми из этнических групп, подрастающее поколение имеет высокий потенциальный уровень усвоения не только компьютерных технологий, но потребность в теоретических знаниях и практических умениях в области науки и техники.
Этнические особенности ЛИЧНОСТИ
Такие этнические качества, как:
- пытливый ум,
- наблюдательность,
- физическая выносливость детей аборигенного населения, генетически им данные самой природой и закалённые суровыми климатическими условиями Крайнего Севера,
в настоящий момент, не используются более чем на 80 %.
Приходится констатировать грустные факты отсутствия в тундровых посёлках:
- пекарни,
- бани,
- нормально функционирующей больницы.
Вода — сокровище и убийца
В летнее время электричество в посёлок подаётся с четырёхчасовым интервалом, нет канализационных систем, нет горячего и холодного водоснабжения, а в Сындасско нет даже питьевой воды, потому что жители проживают на берегу Хатангского залива моря Лаптевых, плавно переходящего в Ледовитый океан.
Более того, озеро с пресной водой находится в 8 км от посёлка.
О каком нормальном физическом развитии детей можно вести речь, если ребёнок даже не может вдоволь напиться?
В школе и детском саду стоят только по три бочки с питьевой водой ёмкостью 200 л для приготовления пищи.
В то время, как ряд медицинских исследований доказал, что человек должен в сутки употреблять 2-3 л жидкости.
Между тем, все тундровые посёлки пользуются печным отоплением, поэтому для них нет проблемы актуальнее, чем отсутствие печника. В п. Сындасско имеется своя шахта местного угля, который более эффективный, чем привозной дорогостоящий уголь. А хатангский уголь – это мука для жителей тундровых посёлков, в силу ряда причин.
Однако и в этой затруднительной жизненной ситуации краевая, муниципальная и региональная Администрации проявляют абстрактный интерес и проводят довольно вялые действия.
РЕГРЕСС — показатель ситуации «загнанного оленя»
Как оказалось, результатом современной тенденции, скорее регресса, а не прогресса, является унижение человеческого достоинства и попытка загнать коренные этносы в ситуацию отчаяния и безысходности.
Потому как за последние десять лет участились случаи суицида, когда уходят из жизни из-за безысходности, в основном, молодые люди, воспитанники в Хатангского интерната — вынужденного вместилища временного выживания, существования.
Этнокультурный общеобразовательный комплекс
Такое положение дел наталкивает на необходимость разработки социокультурного бизнес-проекта «Этнокультурный общеобразовательный комплекс», в котором будет:
- реализована преемственность поколений в дошкольном, школьном и профессиональном образовании,
- организация самоуправления местными сообществами коренных этносов не только Таймыра, но и жителей полиэтничных регионов Российской Федерации.
Вышеназванный социокультурный бизнес-проект «ЭКООК» будет представлять собой комплексную модернизацию системы управления школьным и профессиональным образованием на основе проектирования самих управляющих систем.
Особенности организации САМОУПРАВЛЕНИЯ
В дополнение к этому нужно отметить, что организация самоуправления местными сообществами будет базироваться на характерных особенностях этнокультурной социальной среды проживания аборигенного населения:
- родовых отношений, учитывающих:
- этноязыковое сознание,
- традиции семейного обучающего воспитания подрастающего поколения.
- совместной коллективно-распределительной деятельности в борьбе за выживание в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
- наследия традиционных видов хозяйствования: оленеводства, охотоводства и рыболовства.
- сохранения экологии тундры.
С этой точки зрения, как нам представляется, перед современным обществом Таймыра видится важная цель разработки концептуальной модели инновационной экономики.
Сегодня нашла время просмотреть интернет и прочитала все три статьи, написанные тобой за один день. Просто невероятная работоспособность!!! Для меня это непосильное дело, чтобы написать одну статью мне необходим недельный промежуток времени.
Статья «ЭКООК как жизненная необходимость» напомнила мои мечты о создании в малонаселенных сельских поселениях, названные мной «образовательные комплексы». В нашем наслеге, вот уже более 10 лет, не могут построить и школу, и детсад. Как всегда, все упирается на финансирование. Вот и подумала, что можно было бы построить одно здание, скажем в форме буквы «П». В центральной части расположилась бы школа, в одном крыле детсад, а в другом крыле — школа дополнительного образования. При этом, одна столовая на все три организации!!! Разве не экономия по многим параметрам? Потом, в нашем наслеге давным давно мечтали о филиалах музыкальной школы, танцевальных и вокальных кружках, художественной школе и т.п. Как хотелось, чтобы все это было, когда дети были школьного возраста … Вкратце примерно так.
А у тебя получился более научный подход: начала с разбора современного положения дел по безработице, анализ ситуации провела и в конце представила свое решение проблемы. Молодец!!! Супер!!!
Но, поправь меня, если я не так поняла суть статьи. Твое предложение выхода из создавшейся ситуации, внедрить в жизнь возможно только в качестве эксперимента. Не уверена, что найдутся среди политиков такие энтузиасты!? Ведь подобные вопросы в нашей стране решают они — политики. Хотя по законам, вроде бы, много свободы действий дается муниципальным субъектам. И ты надеешься, что найдется такой адекватный руководитель, сильно радеющий за свой народ, который воплотит в жизнь твою идею. Хотелось бы верить, очень, очень, чтобы так и случилось!!! Тем более, что в своей статье ты приводишь полный «рецепт» всех организационных действий.
Две другие статьи из данной серии, более подробно раскрывают те стороны проблемы, которые имеют ключевое значение, находящееся в самом корне ситуации.
Лена, выражаю искреннюю благодарность за твой комментарий!
Однако сегодняшняя статья ещё более, чем достаточно, «прольёт свет» на проблему школьной этнодидактики на психологической основе. Данный социокультурный бизнес-проект я представила при защите диссертации на учёную степень Магистра Манчестерского Университета, и защитила. Выходит, в Англии люди понимают и одобряют внедрение бизнес-проекта «Этнокультурный общеобразовательный комплекс». Думаю, и у нас в России есть люди с «умными сердцами» и «добрыми умами». Не паникуй, пробьёмся!!!