ОТЗЫВЫ

ОТЗЫВ

на выступления З. Н. Ичин-Норбу

Во время проведения в Москве декады «Арктика — мой дом», организованной Государственным центральным музеем современной истории России совместно с издательством «Северные просторы» при поддержке Информационного центра ООН, посвящённой завершению Международного полярного года Четверть века назад в Москве был образован журнал «Северные просторы», приверженный коренным народам Крайнего Севера, Дальнего Востока Российской Федерации. Прошедший период лишь подтвердил, как важно было обратить внимание общественности на положение дел у этносов Российского Севера. Журнал тесно сотрудничал с территориями Севера, большое внимание уделял школьному образованию, параллельно с периодическим изданием мы выпустили Полярную энциклопедию школьников в 3-х томах «Арктика – мой дом», «Северную Библиотеку школьников в 6-ти томах», однотомную северную энциклопедию. Следует отметить, что помимо содержания, достоинство этих книжных изданий в том, что 100 000 тиража энциклопедии и 60 000 тиража Библиотеки бесплатно были направлены в 5 500 школ Севера. Эта работа расширила круг сотрудничества с педагогами северных школ. Без преувеличения можно сказать, что одним из ярких эпизодов этого сотрудничества было знакомство с опытом работы Зои Николаевны Ичин-Норбу, учителем физики и математики Хатангской общеобразовательной средней школы- интерната Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Это тем более оказалось ценным, так как касалось точных наук, физики и математики. Дальнейшее сотрудничество с З. Н. Ичин-Норбу привело к замечательным и обоюдополезным результатам и позволило в марте-апреле 2009 году организовать ряд выступлений среди педагогической общественности Москвы на мероприятиях, которые проходили в Государственном центральном Музее современной истории России совместно с нашим издательством «Северные просторы» при поддержке Информационного центра ООН. Декада «Арктика – мой дом» была посвящена завершению Международного полярного года. В организации и работе декады приняли участие ООО «Европейские издания», Постоянные Правительства при Президенте РФ, Московская благотворительная общественная организация полярников (МОСПОЛ). Цель декады заключалась в том, чтобы привлечь внимание педагогической общественности десяти Московских округов к уникальному природному региону, историческим, культурным, социальным традициям коренных малочисленных народов, их вкладу в разнообразие общечеловеческой культуры. Примечательно и то, что во время проведения декады состоялась презентация выставки работ известного английского фотохудожника Брайна Александера, более тридцати лет снимающего сюжеты в Арктике. Доказательством интереса московских педагогов к опыту работы З. Н. Ичин- Норбу было то, что в течение десяти дней организаторы три раза приглашали З. Н. Ичин-Норбу с изложением подробностей о её педагогическом опыте. Особенность этих выступлений заключалась в том, что они были сосредоточены на этнопсихологических, этнодидактических проблемах обучения северного ребёнка. Полезность этого опыта в его концептуальной точности, своевременности и актуальности оказались необходимы не только учителю- северянину, но и каждому педагогу. Это подтверждается и печатным трудом З. Н. Ичин-Норбу «Психологические условия преодоления школьной неуспешности». Чем шире в науке будут известны опыт, взгляды, концепция этого педагога, тем ценнее большинству педагогов-практиков окажутся пока малоизвестные наработки северной школы. Подкреплённая авторитетом большой науки монография «Психологические условия преодоления школьной неуспешности» З. Н. Ичин-Норбу может оказать неоценимую пользу каждой российской школе, учитывая многонациональность Российской Федерации. Убедительная просьба поддержать научные этнопсихолого-педагогические разработки З. Н. Ичин-Норбу.

Главный редактор журнала «Северные просторы»

В. Д. Голубчикова

Тел.ред.: 8 (495) 688-48-51

Моб.тел.: 8 (916) 149-40-88

ОТЗЫВ

на этнодидактическое пособие З.Н. Ичин-Норбу

«Занимательная математика для северян»

Автором разработано великолепное учебное пособие по математике на основе этнодидактического подхода, ядром которого выступает принцип соответствия содержания образования и методов обучения этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа. Содержание учебного пособия представляет собой органическое единство этнокультурного, федерального и планетарного компонентов, соответственно оно направлено на формирование человека национальной культуры, являющегося одновременно россиянином и гражданином мира. Содержание и оформление книги соответствуют, с одной стороны, этнокультурологическим традициям народов Севера, с другой – психологическим особенностям развития ребенка, в частности закономерностям становления математического мышления у детей. Дети народов Севера при обучении математике, в отличие от европейцев, испытывают большую потребность в опоре на предметы и образы. Для обеспечения безболезненного перехода к логическому мышлению автором пособия на этнокультурном материале разработаны опорные сигналы. В соответствии с принципом природосообразности разработаны содержание и структура этнопособия, состоящая из 17 циклов, а каждый цикл, в свою очередь – из шести элементов. Цикл начинается с диалога, который описывает конкретную жизненную ситуацию. Он так составлен, чтобы связать определенный предметный компонент математических знаний с грамматической конструкцией русского языка. Ребенок усваивает математические знания, а с помощью математических знаний об окружающей действительности учится говорить на грамотном русском языке. Жизненные ситуации «Ситуативной конкретики» также освещают разнообразные аспекты долганской культуры, показывая русский язык в реальном применении. Помимо диалогов пособие содержит практические задания для тех детей, которые способны воспринимать учебный материал только через деятельность, через сенсорную моторику. Диалоги, практические задания формируют у детей навыки не только в плане осознания и осмысления абстрактных математических знаний, но и относятся к грамматике и практике русской речи, что чрезвычайно важно для детей из моноэтничной социокультурной среды. После изучения «Ситуативной конкретики», ребенок непринужденно абстрагируется от жизненных ситуаций и визуализирует учебную информацию с помощью схем, формул, картин, таблиц и т.д. в элементе цикла «Опорные сигналы». Этот элемент посвящен детям, у которых доминирует зрительный канал восприятия информации. Дети расшифровывают, проговаривают вслух, вербализуют каждый зашифрованный знак информации. Далее цикл «Опорные сигналы» плавно переходит в элементы цикла «Лист самоконтроля», который чрезвычайно важен для тех ребят, у которых доминирует слуховой канал восприятия. Однако ребенок произносит вслух не только четкое словесное описание понятия, формулировку аксиомы, теоремы, но и приводит свои личные примеры по использованию конкретных математических знаний в жизненных ситуациях. Одним словом, ребенок творит, воображает, что как раз и свидетельствует о динамике его развития, когда абстрактное мышление переходит в практическую область. Следует заметить, что вся динамика развития ребенка наиболее полно разворачивается в цикле «Самопроверка» – здесь формируются способности самоконтроля, самооценки, где саморазвитие ребенка постепенно переходит в режим самореализации личности. Венцом когнитивно-коммуникативной и учебно-регулятивной видов деятельности является Глоссарий – трилингвальный словарь (родной, русский, английский), составляющий культурологическое ядро личности. Таким образом, этнодидактическое пособие «Занимательная математика для северян» З.Н. Ичин-Норбу является многоуровневым, многовариативным учебным пособием, которым свободно может пользоваться представитель любого этноса, проживающий в России. Я совершенно уверен в том, что книга З.Н. Ичин-Норбу, благодаря яркому содержанию, доступному языку изложения, прекрасному оформлению, станет настольным пособием для учителей, семейным репетитором для школьников и родителей. Рекомендую издавать работу в крупном издательстве большим тиражом.

Доктор педагогических наук,

профессор Заслуженный деятель науки Республики Татарстан

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

ректор Нижнекамского муниципального института

Ф.Г. Ялалов

ОТЗЫВ

на этнодидактическое учебное пособие З. Н. Ичин-Норбу

«Занимательная математика для северян: семейный репетитор»

Новые образовательные стандарты ставят во главу угла школьного образования предоставление детям с различными особенностями (по здоровью, по склонностям и способностям, по религиозной, этнической, культурной принадлежности) широких возможностей. Дети северных народов (в частности, долганские дети) являются ярким примером учащихся, чьи особые потребности, связанные с их условиями проживания и уникальным жизненным опытом, до сих пор практически не учитывались системой образования. Попадая в интернаты, дети тундровиков стремительно теряют учебную мотивацию и здравый смысл, приобретенный в общении со взрослыми. Тем самым, превращаясь в закоренелых неудачников, неспособных усвоить учебный материал.

В этой связи особую актуальность приобретают методические разработки, позволяющие организовать обучение детей Крайнего Севера соответственно особенностям их этнокультуры. Этнодидактическое пособие Зои Николаевны Ичин-Норбу восполняет огромный пробел в обучении детей Крайнего Севера. Как показывает уникальный опыт автора, представленный в его научных статьях и монографиях, дети этносов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока плохо воспринимают абстрактные математические понятия, представленные в обычных, учебниках. И дело не в том, что эти дети обладают недостаточным уровнем интеллектуального развития, не позволяющим усваивать математику в принципе, а в том, что их жизненный опыт требует иной учебной мотивации, основанной на реальных проблемах, адекватных условиям жизни их семей. Автор этнопособия как раз и опирается на опыт ребенка, приобретаемый в долганской семье, создавая сюжеты, одинаково близкие и интересные, как ученикам, так и их родителям. Пособие состоит из 17 циклов, каждый из которых, в свою очередь, представлен шестью элементами. Первый элемент – «ситуативная конкретика» позволяет ребенку моделировать ситуации, требующие математического описания в домашних условиях. Второй элемент – «опорные сигналы» помогают совершить важный переход от конкретных ситуаций к их абстрактным моделям, что составляет основу изучения математики. Третий элемент – лист самоконтроля – учит ребенка пользоваться математическим языком, позволяет отрефлексировать изученный материал. Четвертый элемент – лист самопроверки – предоставляет возможность ребёнку проверить себя, решая задачи и примеры по изученной теме. Пятый элемент – диагностический обучающий тест – завершает циклическую линию комплексной диагностики индивидуальных знаний, умений и навыков конкретного школьника. Важно и то, что, выполняя тесты, ребенок может наблюдать за траекторией своего интеллектуального, психологического и личностного развития свой личный рост при изучении математики, что создает ситуацию школьной успешности. Шестой элемент – глоссарий – реализует в этом пособии межпредметные, межкультурные связи, предоставляя возможность соотнести названия образов, объектов, величин на русском, долганском и английском языках, используемых в сюжетах задач. Элементы пособия не только обеспечивают целостную, мотивированную деятельность по усвоению математических понятий, но и работают на формирование всех групп универсальных учебных действий (УУД), от смыслообразования до совершенствования коммуникативных умений. Следует также обратить внимание на выбор тем, представленных в пособии. Это наиболее сложные в освоении разделы из курсов математики начального и среднего звена. В названном учебном этнопособии ребёнок, на подсознательном уровне, занимается проектной деятельностью, что формирует у него напредметные компетенции в процессе самообразования. Направленность на семейное чтение, предполагающая участие родителей в процессе самообучения также оправдано. К сожалению, сегодня достаточно непросто ввести новые учебники в обиход школ-интернатов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Но родители, желающие помочь своим детям, с радостью воспользуются уникальной возможностью вспомнить или сознательно и осмысленно изучить математику вместе с ними. Считаем, что настоящее этнопособие может служить образцом для разработки этнодидактических материалов, с одной стороны, по любому школьному предмету, а с другой – на основе конкретной этнической культуры регионов Российской Федерации.

А.А. Нестеренко, к.п.н.,

сертифицированный специалист Международной Ассоциации ТРИЗ,

доцент кафедры развития образования АПК и ППРО,

лауреат Международной программы стипендий фонда Форда

ОТЗЫВ

на монографию З. Н. Ичин-Норбу

«Психологические условия преодоления школьной неуспеваемости», М., 2010

В работе автор поднимает важную проблему: как преодолеть неуспеваемость учащихся в условиях мононационального окружения. Опираясь на достижения отечественной психологии, педагогики, этнодидактики, автор разрабатывает оригинальную систему преодоления школьной неуспеваемости, построенную на учете психофизиологических особенностей и жизненных циклов народов Севера. Ценным в разработанном автором подходе является то, что автор создал этноориентированные пособия, в основе которых лежат этнокультурные реалии окружающей ребенка среды и в которых отражается жизненный опыт ребенка. Такой подход позволяет оптимизировать процесс обучения, учитывать его интересы и ценности и, в конечном счете, преодолеть школьную неуспеваемость. З. Н. Ичин-Норбу, являясь долганкой по национальности, решает проблему с двух позиций – изнутри, с позиции носителя долганской культуры, и как ученый, имеющий солидную подготовку, о чем говорит логичность суждений и список использованных работ, включающий в себя более 400 наименований. Достоверность предложенной системы заключается том, что в процессе обучения были получены высокие результаты, позволяющие говорить об эффективности методики, разработанной З. Н. Ичин-Норбу и в течение нескольких лет проверявшихся ею в школах различных Северных территорий. Данная методика может быть успешно использована не только в долганской, но и в школах других народов Севера.

Доктор педагогических наук,

профессор кафедры социальной педагогики

Российского государственного социального университета

Р. З. Хайруллин

ПИСЬМО ПОДДЕРЖКИ

о деятельности аспирантки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки РФ, учителя математики и физики школы-интерната с. Хатанга Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по проблеме: «Модификация технологии деятельностного метода „Школа 2000...“ с учётом этнодидактических факторов».

Учитель физики и математики Ичин-Норбу Зоя Николаевна работает по программе «Школа 2000...» в инновационном режиме с 2003 года.

В 2004 году являлась стажёром аспирантуры АПК и ППРО РФ, в 2005 году поступила в аспирантуру названной Академии по специальности 13.00.01 (общая педагогика) с уже готовой проблемой, актуальной как для Центра системно-деятельностной педагогики, так и для образовательного пространства Таймыра. Проявила пытливость, незаурядную трудоспособность при изучении теоретических основ проблемы, несмотря на сложности, возникающие из-за географической отдалённости... Проявила самостоятельность в проведении экспериментальной работы. Подготовила к печати учебно-методические комплекты по математике 5-6 классов для обучения детей Крайнего Севера с использованием технологии деятельностного метода.

Зоя Николаевна консультирует педагогических работников округа по проблеме: «Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе». Является активным участником многих проектов Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000 ...». В своей работе З.Н. Ичин-Норбу

  • использует современные образовательные технологии;
  • участвует в проведении теоретических семинаров и практических занятий для учителей и воспитателей школы-интерната;
  • показывает положительную динамику и позитивное развитие познавательных способностей детей;
  • совершенствует своё мастерство, проходит профессиональную переподготовку на курсах Центра «Школа 2000...».

В результате З.Н. Ичин-Норбу освоила и успешно внедрила в свою работу новую технологию деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (Премия Президента РФ за 2002 год).

Опыт З.Н. Ичин-Норбу отражён в авторских публикациях (2006 г.).

Зоя Николаевна Ичин-Норбу окончила курсы повышения квалификации в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ на содержательном и технологическом уровнях:

  1. "Теоретические основы и методические особенности курса математики по программе «Школа 2000...», 1996 год;
  2. «Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов „Школа 2000...“ на уроках разной целевой направленности (на примере курса математики для 5-6 классов)», 2002 год.

Как научный руководитель и директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО я поддерживаю З.Н. Ичин-Норбу в её желании участвовать в национальном проекте и считаю, что она принесёт большую пользу и поднимет этнодидактику на более высокий уровень.

Директор Центра системно-деятельностной педагогики

«Школа 2000...» АПК и ППРО РФ, д.п.н.

вице-президент Ассоциации «Школа 2000...»,

Лауреат Премии Президента РФ за 2002 год

Л. Г. Петерсон

Это письмо поддержки было написано и подписано для моего участия в конкурсе «Международной программы стипендии Фонда Форда», который я выиграла в мае 2007 года.

Поэтому я искренне благодарна Людмиле Георгиевне Петерсон за её веру в мой потенциал интеллектуального, методологического и личностного плана.

Вверх