Этнические особенности традиций семейного воспитания долган строятся на таких моментах, как: семья, этноязыковое сознание, культура мышления и поведения.
Человек не может быть свободен,
если он не самостоятелен
Мария Монтессори
Семья
Семья – это прочное общественное звено с индивидуальными взаимоотношениями между их членами
(В. Ф. Афанасьев), которое формирует личность через:
- Правила поведения.
- Нормы общежития.
- Традиции.
- Обычаи.
- Установление режима жизни.
- Организацию быта.
- Преемственность поколений определённой культуры многоэтнической Российской Федерации.
Следовательно, каждая семья выполняет определённые функции:
- Производственно-этническую.
- Хозяйственно-бытовую.
- Регулятивную.
- Коммуникативную.
- Конструктивную.
Однако все эти функции направлены на формирование и развитие личностных качеств, таких как: трудолюбие и выносливость
Несомненно, основным показателем семьи является многодетность, потому что «…одно дерево не будет лесом, из одного ребёнка не сделаешь человека…одна головёшка – не костёр, один сын – не человек» (В. Ф. Афанасьев).
Тундра как среда, развивающая ЛИЧНОСТЬ
Ребёнку из тундры предоставлена развивающая среда:
- Экстремальные условия выживания.
- Взрослые, уважающие личность ребёнка.
- Свобода действий как его независимость.
Учитывая суровые условия жизни на Севере, родители никогда не вмешиваются в деятельность ребёнка, а только, как бы невзначай, помогают ему действовать самостоятельно.
Тундровики умеют наблюдать, и потому они на интуитивном уровне создают условия, благоприятные для саморазвития личности ребёнка.
1) знания о закономерностях развития детей;
2) создание дидактического материала;
3) развивающая среда.
Дидактический материал и порядок
Дидактический материал возникает из конкретных жизненных ситуаций.
В тундре всегда царствует идеальный порядок:
- Одежда сшита по сезонам.
- Посуда.
- Спальные принадлежности.
- Очаг с дровами.
- Умывальник с принадлежностями гигиены.
- Инструменты для работы с оленьей шкурой и т.д.
Ребёнок в условиях жизни в тундре приучен поддерживать установленный порядок в балке и вне него по принципу «Взял, поработал, положи на место».
Взрослые видят в детских шалостях ребёнка очень забавную, интересную, познавательную, но работу.
Всем культурно-бытовым укладом жизни долганского этноса установлен простой и естественный порядок жизнедеятельности ребёнка и его окружения.
Самими традициями семейного воспитания не принято вести с ребёнком долгие и изнурительные беседы, для этого имеются:
- Сказки.
- Мифы.
- Притчи.
- Пословицы.
- Поговорки.
А для приобретений ребёнком определённых навыков они просто в течении 2-3 минут показывают, как они это делают, а дальше ребёнок сам оттачивает в самостоятельном режиме некие умения.
Таким образом у ребёнка появляется свобода выбора той технологии, которая присуща только ему.
В тундре радиоприёмник — это связь с «Большой Землёй», где всегда звучат патриотические песни.
Сензитивный период саморазвития
Традиции семейного воспитания чётко используют для саморазвития личности ребёнка сензитивные периоды развития ребёнка (от 1-до 6 лет), когда он легко и просто учится определённым навыкам деятельности и общения.
Главное правило воспитания в долганской семье – не мешать возникновению у ребёнка внутренней потребности осваивать и узнавать мир вокруг себя.
Ребёнок в два года уже умеет:
- Пользоваться острым ножом во время приёма пищи.
- Обращаться со спичками.
Он прекрасно усвоил, благодаря своему опыту, то, что нежелательно языком лизать топор, только что занесённый с улицы, где – 60 ° С.
Мальчик с 2,5 до 3 лет уже пытается строгать лучинки для затопки очага, но иногда нож может сделать ему больно, кровь потечёт из раны, потому что он «уважает» только внимательных детей, воспитывая тем самым умение сосредотачиваться на интересной для них работе и т.д.
А когда бабушка рядом, ребёнок ничего не боится.
Таким образом, дети тундровиков свои действия держат под контролем и выглядят спокойными и чувствуют своё преимущество перед детьми, воспитывающимися в условиях оседлого образа жизни.
Ребёнок в семье — это новая страница жизни
В долганской семье к ребёнку:
- относятся как к чему-то неизведанному;
- прислушиваются к его словам как к словам философа, пусть маленького, но философа.
- В каждом слове или в каждой фразе, спонтанно высказанному ребёнком, взрослые видят знак и таинственный смысл сказанного и, возможно, поэтому долганы воспитание воспринимают не как научение, причитание, нравоучение, как именно как поддержку духовного начала, духовного саморазвития личности ребёнка.
Бабушка — это ключевая фигура в семье
Бабушка – главный член семьи (А. И. Дюкарева), приобщает детей к трудовой деятельности через свободу выбора вида деятельности:
- заготавливать дрова,
- носить воду,
- готовить пищу,
- чинить одежду и обувь,
- приводить в чистоту и порядок чум,
- помогать маме при кочёвке ставить и разбирать чум,
- укладывать на нарты поклажу,
- развязывать её,
- просушивать одежду.
Бабушка:
- вырезает из дерева оленчики,
- запрягает их в игрушечные нарты,
- рисует карту маршрута и детки вместе с ней перекочёвывают на «новые пастбища», предварительно выбрав их по всем критериям богатейшего пастбища: ягелем, грибами, леммингом.
Как тонко В. Ф. Афанасьев подмечает: «В играх дети превращают одну вещь в другую, необходимую для осуществления замысла. Так, например, перевёрнутая табуретка или стул для детей северных народностей может служить чумом, лодкой, оленем, нартой, в зависимости от рода занятий» (В. Ф. Афанасьев, 1989, с.77).
Детям с бабушкой всегда комфортно, потому что она никогда:
- не остановит их деятельность.
- Грубо не прервёт мыслительно-речевую активность ребёнка.
Она разрешает стираться, размазывать оленью шкуру размельчённой печенью и т.д.
Может поэтому у маленького тундровика возникает интерес к самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности.
Ребёнок обретает навык — выбирать и планировать свою знаниевую активность, любознательность, своё любопытство.
Таким образом, у ребёнка появляется внутренний мотив к когнитивно-образовательной деятельности и к творчеству, которым всегда гордятся взрослые.
Ребёнку нравится поражать взрослых своим «открытием», и проявлять свою готовность сотрудничать с ними, ведь первые навыки сотрудничества он получает от общения с бабушкой.
Развитие ребёнка — это аналог деления клетки
Мария Монтессори развитие ребёнка сравнивает с делением клеток: «Здесь, как и там, совершается развитие по невидимому плану, который невозможно уловить и который обнаруживается лишь тогда, когда образование организма во всех деталях проходит спонтанно».
В балке и чуме нет кроватей, а есть оленья шкура, на которую стелют матрас, набитый пухом или оленьей шерстью, поэтому ребёнок может ложиться спать тогда, когда он этого захочет и, вставать, когда он выспался.
Как ни странно, дети в тундре встают рано и ложатся вовремя, следуя режиму взрослых.
Сотрудничество — это умение распределять свои силы
Тем не менее, в каждой семье северных этносов чётко определяются обязанности между членами семьи:
а) женщина, будучи хозяйкой жилища, поддерживает огонь в очаге, ухаживает за семейными святынями, готовит пищу, заготавливает дрова, выделывает оленью шкуру, собирает и разбирает чум, содержит в порядке жилище (чум, балок), шьёт и чинит одежду, обувь, нюки, воспитывает детей, в первую очередь дочерей. К женщине в семье относятся уважительно, муж всегда советуется с ней при решении затруднительных житейских ситуаций.
б) мужчина, будучи главой семьи, распорядитель имущества, определяет маршруты и сроки перекочёвок, выбраковывает оленей для забоя, обеспечивает семью продуктами питания, материалом для пошива одежды, заключает торговые сделки с коммерческими структурами, распределяет наследство между женатыми сыновьями.
в) дети – основной показатель богатства семьи, поэтому к ним относятся с трепетом, при рождении: долганы натирают ребёнка снегом, или обливают холодной водой, приговаривая: «Терпи холод, стерпишь холод, терпи стужу, стерпишь стужу», в процессе аргиша, если ребёнок не умолкает, то мать догадавшись о причине плача, вынимает его из люльки, купает в снегу, меняет сухой олений лоскуток в люльке, который является хорошим гигроскопическим и антисептическим средством гигиены, малыш умолкает, и аргиш снова трогается в путь (А. А. Попов).
А ненцы купают его в отваре багульника, заворачивают в меховое одеяльце, кладут в люльку, сделанную искусным мастером, украшенную узорами орнамента по металлу для забавления малыша и воспитания у него наблюдательности, любознательности.
Детям тундры запрещается много пить, поскольку избыток жидкости отяжеляет организм, тем самым вызывая излишнюю потливость. А также во избежание простудных заболеваний и воспалительных процессов, тем более, что обильное питьё довольно опасно при низкой температуре воздуха.
Детям категорически запрещается спать с вытянутыми ногами, потому что это чревато такими последствиями, как перенапряжение мышц, организм должен отдыхать во время сна, а утром дети обязательно должны пробежаться вокруг жилища, накинув на голое тело только кухлянку и надев на босые ноги меховые носки (чижи).
Ни в коем разе не повышается голос на детей, тем более, не применяются по отношению к детям никакие наказания, достаточно неодобрительного взгляда, жеста, движения или молчания в знак протеста. Мальчиков уже к 4 годам берут на промысел (Л. П. Ненянг).
Сын — это предмет гордости в семье
Уже на месте промысла, у лунки (зимой), у реки (летом), на промысловом угодье или в оленьем стаде, при сборах в дорогу отец, показывает и комментирует премудрости промысла:
- как выбирать пастбища для оленей,
- как определять направление миграции дикого оленя,
- как ставить рыбацкие сети,
- как определять места, лучшие для промысла, места обитания рыб,
- как соблюдать технологию запряжения оленей, изготовления ездовых нарт, реставрацию рыбацких сетей, лодки,
- как определять период охоты на зайца, куропаток, песцов и лисиц.
Малышей принято делить по возрасту, как правило, с 5-7 лет воспитание мальчика и девочки дифференцируется, т.е. деление по полу:
- девочку опекает мама,
- мальчика – отец.
У каждого мальчика с самого рождения имеются:
- оленёнок,
- личная люлька,
- свой маут,
- своё место в чуме,
- одежда по сезону,
- маленькие нарточки, а затем настоящие нарты для езды,
- не тяжёлый и не длинный хорей.
Долганские мальчики в 5-6 лет уже пасут оленей, выпас оленей считается мастерством, аналога которому нет в современном производстве, потому что оленеводу свойственно иметь феноменальную память, а иначе никак не запомнить кочевые маршруты, знать даже незначительные отличия местности.
В процессе выпаса оленей у мальчиков, как будущих оленеводов, формируются и развиваются:
- зрительная память,
- слуховая память,
- обонятельная память,
- навыки ориентации по звёздам, снежным застругам, растительности, определение направления доминирующих ветров зимой, весной, летом и осенью, по наклону травы в воде и берегах озера.
Они владеют искусством выслеживания до такой степени, что вполне могут угадать, где и какой зверь остановится для еды и отдыха.
А в 8-9 лет мальчики:
- добывают пищу для семьи,
- умеют ставить петли на зайцев и куропаток,
- охотятся вместе со своим отцом и старшим братом.
Как правило, в случае удачи на охоте возрастает авторитет мальчика и с ним взрослые советуются и считаются с его мнением.
В долганских семьях принято, чтобы мальчик свою добычу непременно обдирал, или выщипывал пух сам, иначе ему удачи на охоте не видать.
Отцы учат своих сыновей с пяти лет обращаться с огнестрельным оружием, сначала с малокалиберной винтовкой, несколько позже с дробовиком и охотничьим карабином. Однако до получения оружия мальчик обязательно должен усвоить некоторую технологию:
- разбирать и собирать ружьё,
- заряжать и подготавливать к стрельбе патроны, соблюдая при этом все меры предосторожности.
И только потом, по мере формирования и рождения мастерства, его брали на охоту, пострелять гусей и уток. Когда юный охотник научится самостоятельно промышлять птиц и добудет какого-нибудь зверя, ему вручается личное огнестрельное ружьё.
Однако дети из тундры с детства знают, что оленьи пастбища имеют свою разновидность, в зависимости от времени года, и что год оленевода делится не на недели даже, а на дни и часы.
Летом оленьи стада кочуют к берегам Северного Ледовитого океана, а зимой возвращаются к кромке леса. Зверева Ф. П. констатирует: «Оленевод не имеет права ошибаться даже на час: от этого зависит не только жизнь, но и будущее пастбищ и судьбы оленеводов».
Время аргиша зависит от многих факторов:
- времени года,
- погоды,
- состояния пастбища,
- оленей,
- здоровья членов семьи.
Во время аргиша (И. П. Сотникова) необходимо соблюдать определённый порядок — аргиш ведёт самый опытный и толковый оленевод:
- в упряжке шесть хоров, которые тащат большой балок;
- у женщины самые красивые санки, она везёт балок поменьше и две-три пары грузовых;
- за ней следует старший сын, он везёт дрова, мясо, разную домашнюю утварь.
В ходе аргиша принято несколько раз останавливаться, чтобы отдохнули люди, олени и собаки. На месте нового кочевья начинает разворачиваться деятельность в другом ключе: дети «рассыпаются» собирать сушняк, принести воду:
1) девочки помогают маме собирать чум, растапливать печь или очаг, расставлять посуду, раскладывать вещи;
2) мальчики помогают папе распрягать оленей, поставить рыбацкие сети в озере, разведать много ли куропаток, расставить сети на них, определить глубину снега, под которым находится ягель для оленей, а потом за чашкой чая рассказать результаты своей разведки.
Поручение — это лучшее поощрение
Детям даются такие поручения, что они выглядят как поощрения. Поручения способствуют формированию у детей послушания, приучая их к точности и ответственности за выполнения, развивая чувства уважения и почитания старших.
Помните, ведь они никогда не допускают никаких нравоучений, потому что нравоучение – это показатель бестактности взрослого?
Требования предъявляются ребёнку так, что:
- они обязательно должны быть посильными для ребёнка,
- они соответствовали умениям и подготовленности детей к их выполнению.
Непременно, реализуется принцип сбережения сырьевых и продовольственных ресурсов – формирование бережного отношения к природе (деревьям, кустарникам, птицам и зверям) в процессе коллективно-распределительной деятельности в тундре.
В обязательном порядке соблюдается этика охотника – не стрелять в спящего зверя пока не разбудишь.
Полярные ночи — это время для формирования и развития детского интеллекта
Полярные ночи длятся почти девять месяцев – время для формирования и развития интеллекта у детей через:
- сказки,
- небольшие рассказы, в которых герои мелодично в песне рассказывают о своих приключениях и жизненных ситуациях,
- пословицы,
- загадки — показателя мудрости и кругозора,
- поговорки,
- скороговорки,
- легенды,
- предания,
- приметы,
- навыки счёта с помощью дидактического оборудования, которое называется палочка-считалочка.
Любая когнитивно-образовательная деятельность основана на её правилах, поэтому им уделяется особо пристальное внимание, таким образом, у детей из тундры довольно рано формируется психологическое новообразование – произвольность, творческое воображение.
К моменту начального образования у детей уже сформированы навыки:
1) счёта,
2) сложения и вычитания чисел,
3) начатки биологии:
- знание лекарственных и ядовитых трав,
- ягод,
- грибов,
4) начатки зоологии:
- различать голоса,
- следы птиц и зверей, но на родном языке и на жизненных примерах.
Бабушка определяет, формирует личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности ребёнка
Бабушка – носитель традиций и обычаев, поэтому именно она приучает детей:
- заготавливать съестные запасы впрок,
- вялить мясо,
- готовить юколу,
- собирать дикий лук, ягоды и грибы,
- ловить рыбу,
- ездить верхом на олене,
- ставить ловушки на пушных зверей и куропаток.
Бабушка строго следит за формированием и развитием умственных способностей внуков и внучек.
Бабушка – это хранитель и благодетель, главный педагог семейства и, как правило, у неё довольно упорядоченные действия:
1) подготовка среды для саморазвития личности ребёнка, чтобы она была интересная (интригующая), загадочная для когнитивно-образовательной деятельности.
2) под её чутким заботливым и понимающим, руководством ребёнок может сосредоточиться, сконцентрироваться на предмете интереса, потому что только бабушка способна его понять и принять его таким, какой он есть. Она никогда не произносит слово «НЕЛЬЗЯ», для этого она либо придумывает, либо рассказывает действия нерадивых детишек в подобных ситуациях, делая упор на воображение малыша, а уж решение принимает сам ребёнок.
3) бабушка никогда не мешает мыслительному процессу малыша, не нарушает, не прерывает его поисково-исследовательскую деятельность, даже если что-то пошло не так, потому что ребёнок сам легко и просто находит свои ошибки через сравнение, сопоставление и аналогию.
Таким образом, ребёнок научается жить по правилам социума. Он социализируется, но выглядят эти правила именно так, как будто он придумал здесь и сейчас сам.
Видимо, поэтому ряд этнографов (Ю. В. Бромлей, 1973, Б. О. Долгих, 1963, А. Ф. Миддендорф, 2001, А. А. Попов, 2003, В. Ф. Афанасьев, 1995 и др.) отмечают их:
- логико-смысловое мышление,
- феноменальную память, потому что происходит осмысленное запоминание (Н. А. Рыбников, 1916, 1926),
- смекалку, как креативность,
- наблюдательность,
- сообразительность как умение анализировать, синтезировать и обобщать,
- быстрое восприятие как наличие интериоризации, экстериоризации,
- умственный потенциал как «Зону ближайшего развития».
Влияние экстремальных климатоэкологических, социально-экономических условий Крайнего Севера на умственное развитие детишек северных этносов В. Ф. Афанасьев констатирует так: «Бескрайняя необозримая тундра, бесконечные массивы, бездорожье, морозы, чёрные пурги, полярная ночь, кочевой или полукочевой образ жизни северных народностей, естественно, оказывают влияние на умственное развитие народа, да и не только умственное, но и физическое, и нравственное. Например, кочёвка оленеводов требует много знаний и большого опыта, чтобы правильно выбрать пастбище, богатое зелёной растительностью, ягелем, близкое к воде, обдуваемое ветром» (В. Ф. Афанасьев, 1995, с. 180).
Безусловно, именно бабушка обучает премудростям народной медицины, как и чем лечить ту или иную болезнь:
- туберкулёз – медвежьим жиром, мясом песца или собаки;
- кашель – настойкой багульника;
- ожоги – собачьей кровью;
- огнестрельные раны – присыпкой из толчённого лишайника;
- ножевые раны – золой или табаком;
- нарывы, фурункулы – заячьей шкурой;
- ушибы – настойкой целебных трав или медвежьей печенью;
- боли в печени – медвежьей печенью, заваренной в кипятке;
- головную боль – повязкой из красной ткани, в которой находится записка с молитвой;
- простудные заболевания – листьями морошки,
- кишечные расстройства – ягодами.
В любой этнической культуре, а в частности, в долганской детству всегда родители уделяют достойное внимание, потому что детство – это «мастерская по производству предрасположенности к болезням» (М. Монтессори, 2005, с.19), потому что через взаимоотношения с членами его окружения ребёнок познаёт социум, т.е. к познанию его социального бытия (М. Монтессори), «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский).
Взрослый тоже допускает ошибки
Уважение ребёнка в долганской семье по отношению к старшему поколению строится на принципе «взрослый тоже допускает ошибки» и поэтому, как правило, взрослые из тундры усвоили одну очень важную истину «Хочешь, чтобы тебя уважали и ценили твои дети, уважай и не подавляй его личность».
Ребёнок из тундры видит, что у взрослых слова не расходятся с делом и, это важно в традициях семейного воспитания в этнической культуре долган.
Вот и получается, что в школе-интернате «Школьная неуспешность» неизбежна при традиционной педагогике, потому что она исходит из того, что её задачей является формирование желаемого поведения школьника, покорного и никому не доставляющего каких бы то ни было хлопот.
Школьнику всё время навязывается чужой социокультурный опыт и чуждый ему менталитет, когда ему не даётся возможность реализовать индивидуальную внутреннюю программу саморазвития, развить собственные психические процессы, свойства, состояния и интеллект.
Свежие комментарии