Как научиться самообучаться? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо просто научиться ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ — изменить, модифицировать матрицу образов мышления.
У ребёнка творческое одиночество,
самостоятелен его труд и стремление к познанию
– через радость и грусть, любовь и гнев.
Это долгий путь, на котором он сам во всём и везде,
несмотря ни на что, ищет, ошибается, падает,
терпит поражение или побеждает,
борется с собой и действительностью.
Я. Корчак.
Идея формирования самообучающейся личности школьника в ходе её когнитивно-образовательной деятельности возникла не сама по себе, а из анализа основных положений культурно-исторической теории психического развития ребёнка в онтогенезе Л.С. Выготского.
Здесь мы представим те самые положения теории детского развития в онтогенезе, которые и легли в основу психологии школьной этнодидактики:
Социализация ребёнка
Каждая психическая функция может быть понята:
1) из конкретной социальной обстановки – этнокультурная среда жизнедеятельности, жизнетворчества.
2) только при общении с другими людьми, детьми.
Критерием социализации личности ребёнка, по нашему предположению, может быть степень его восприятия людей из другой среды, в которой ей предстоит самообучаться.
На сколько их образ мыслей, образ жизни соответствует его менталитету.
Если некоторые противоречия можно решить безболезненно и ребёнок принимает их с некоторой корректировкой, то он социализируется.
Но если возникает конфликт между восприятием новой среды и его устоявшимся миропониманием, то трудно говорить о социализации личности ребёнка.
Социализация — это не просто процесс, это не просто умение взаимодействовать, а, скорее всего, это иметь такие важные человеческие ценности, как МУЖЕСТВО и ВЕРА в себя.
Ниже я приведу некий алгоритм правильного мышления, который рождён из цитаты Элберта Грина Хаббарда
Алгоритм правильного мышления
Правильно мыслить – значит созидать
Э.Г. Хаббард
Каждый раз, когда вы выходите на улицу:
1. поднимите подбородок,
2. высоко держите голову,
3. вдохните как можно глубже;
4. насыщайтесь солнечным светом;
5. улыбкой приветствуйте друзей и вкладывайте свою душу в каждое рукопожатие.
6. не теряйте ни минуты вашего времени, размышляя о врагах.
7. Постарайтесь чётко определить, что вы хотите сделать, а затем без колебаний идите прямо к своей цели.
8. Думайте о ваших больших и замечательных планах,
9. Создайте в своём воображении портрет одарённого, серьёзного, основательного человека,
10. каким вы бы хотели стать,
11. Мысль первична. Поддерживайте должное душевное состояние, что означает жить смело, искренне и жизнерадостно.
12. Желание создаёт всё, и исполняется каждая искренняя молитва.
13. Поднимите голову и расправьте плечи.
О нём можно почитать на сайте: http://www.epwr.ru/quotauthor/203/
Условия формирования «высших психических функций»
Самообучение в формате плодотворного коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей ведёт за собой психическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка, создавая «зону ближайшего развития» как:
1. основу,
2. условие,
3. механизм запуска следующего цикла развития личности ребёнка.
По сути, интеллектуальная программа «Диагностический тест самообучения» представляет собой «актуальный уровень развития» на определённом участке развития личности ребёнка.
Более того, в этнокультурной среде развития у ребёнка формируется:
1) сенсорное восприятие окружающей действительности, обусловливающее (детерминирующее) формирование речевого мышления за счёт «житейских» понятий, которые являются базой для этноязыкового сознания личности ребёнка. Итак, этнокультурная среда жизнедеятельности и развития формирует самообучающуюся личность ребёнка.
2) формируется и развивается моторная координация движений в ходе трудовой деятельности.
Речь развивает мышление
Структуризация и начальная категоризация предметов, природных, социально-правовых, экономических и политических явлений, межличностных отношений, жизненно значимых событий помогают ребёнку овладеть собственным поведением.
Практическое использование предметов повседневного обихода и слова, означающие конкретные действия (глаголы), будучи символической формой деятельности личности ребёнка, образуют некое сложное единство в её психике.
Следовательно, развитие психики личности ребёнка зависит от:
1. объёма словарного запаса,
2. произвольного внимания,
3. направленности детской любознательности,
4. механической памяти как следов сиюминутных,
5. ситуативных впечатлений,
6. логической памяти как смысловых впечатлений,
7. творческого воображения, берущего своё начало из детской фантазии, выдумок, особенной детской речи (К. Чуковский), возникающей в результате наблюдений, временная продолжительность которой, зависит от проявления силы воли в ходе волевых усилий внимания.
Конец наблюдения ребёнка – это сигнал сформированного восприятия:
- предмета,
- явления,
- события,
- человеческого отношения.
Связь «научных» понятий с «житейскими» понятиями ребёнка
Разумеется, скорость возникновения, формирования и развития «научных» понятий зависит от умелого, грамотного включения багажа социокультурного опыта формирования базы «житейских» понятий ребёнка в процесс школьного обучения.
Именно так и происходит индивидуализация когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.
Но, чтобы умело, грамотно и правильно включить социокультурный опыт ребёнка в процесс школьного обучения, педагогу необходимо уметь наблюдать:
- за действиями,
- за речью,
- за поведением,
- за сюжетно-ролевой ситуацией взаимодействия личности ребёнка.
Онтогенез – генетический момент интеллектуального развития ребёнка
Комплекс интеллектуальных программ этнодидактического пособия по математике «Занимательная математика для северян» представляет собой единство, которое вбирает в себя культуру как продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, формируя:
1. интеллект,
2. сознание,
3. мышление,
4. когнитивно-образовательную деятельность,
5. личность ребёнка.
Преемственность как внутренняя связь между прошедшей стадией развития и наступившим изменением – основной признак развития
Несомненно, интеллектуальные, психические и личностные новообразования являются критериями формирования и развития самообучающейся личности школьника.
Потому как, новообразования – это и есть новый вид уже имеющихся образований: мысли, опыта и т.д.
Развитие – это не процесс, а внезапный, неожиданный скачок на новый уровень качества изменения личности ребёнка.
Развитие, как правило, есть некий успех, а он не приходит постепенно.
Например, при изучении английского языка. Если на заниматься ежедневно, хотя бы по 15 минут, то продвижение к цели – знать и владеть английским языком – останавливается, и мне приходится сделать шаг назад и утерять умения и навыки чтения, письма, слушания, которые были мной ранее достигнуты.
Вот в такой ситуации работает утверждение В.И. Ленина: «Шаг вперёд, два шага назад!».
Во всём нужна СИСТЕМА, чтобы не было ситуации «топтания на месте» или «отхода назад».
Следовательно, настойчивость и упорство в процессе продвижения к любой цели помогут оказаться в той резонансной точке, когда напористый и настойчивый ребёнок сможет ощутить на себе момент внезапного, неосознанного резкого рывка вперёд!
Наступает момент ИНСАЙТА, когда вдруг понимаешь, осознаёшь – КАК надо делать, а вслед за этим приходят ЕСТЕСТВЕННОСТЬ и УВЕРЕННОСТЬ.
Актуальный уровень развития – это уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребёнка здесь и сейчас
В ситуации этнодидактического подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения «актуальный уровень развития» ребёнка означает:
- ЗУНы, как показатели знаниевой компетенции,
- психические функции,
- этноязыковое сознание самообучающейся личности школьника в ходе её когнитивно-образовательной деятельности.
Обучение создаёт «зону ближайшего развития» как отрезок детского развития в ходе формирования «научных» понятий
Как показали и доказали полевые психолого-этнодидактические исследования школьников на Таймыре, главными условиями детского развития в ходе формирования «научных» понятий должны быть:
1) плодотворное коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей.
2) правильно структурированное и содержательно, грамотно разработанное этнодидактическое пособие, обусловливающее (детерминирующее) плавный переход «житейских» понятий в «научные» без ущерба психики ребёнка.
3) опора на социокультурный опыт ребёнка, который, по сути, и есть критерий индивидуализации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.
4) грамматика, структура и лексика родного языка как языковые навыки ребёнка в этнокультурной среде общения должны быть максимально учтены педагогом в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
Интеллект и аффект
- эмоции,
- чувства,
- сенсорное восприятие в процессе волевых усилий
формируют и развивают интеллектуальные способности познавать объективный мир:
- предметов,
- явлений,
- событий,
- реальных межличностных отношений.
Действительно, когда ребёнок из тундры попадает в пургу и начинает осознавать, что он борется с природной стихией один на один.
Иными словами, он испытывает страх, гнев одновременно и с одинаковой силой.
Вот тут то и включается в его чувства и начинает мобилизоваться интеллект – вся система знаний, умений и навыков принимать решения. Эта система знаниевых компетенций у ребёнка имеется в настоящий момент, в настоящее мгновение – «… миг между прошлым и будущим, именно он называется ЖИЗНЬ».
Интериоризация
Понятно, что интериоризация является личностным (внутренним) процессом осмысливания, осознания определённой информации, которая впоследствии становится знанием в виде «кирпичика» социокультурного опыта самообучающейся личности школьника.
Самая важная человеческая ценность – это МУЖЕСТВО и ВЕРА в себя!
Прекрасные слова-рекомендации Дейла Карнеги я представила как ПРАВИЛА.
Пять правил внутреннего настроя (рекомендации Д. Карнеги)
1. Думайте об успехе!
2. Представьте, что вы выступаете перед аудиторией и полностью владеете собой!
3. Вы в силах это сделать!
4. Необходимо верить в свой успех!
5. Ваша вера должна быть тверда, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха!
Система форм развития ребёнка
Скорее всего, коммуникативно-регулятивное сотрудничество создаёт информационное словесное поле, когда слово обладает неким содержанием, которое предстоит ребёнку осознать.
Далее, осмысленное слово, включаясь в структуру предложения, приобретает некую речевую форму для общения и взаимодействия.
В нашем понимании, осмысливать конкретное слово, определённую информацию означает процесс превращения осмысленной, осознанной информации в знание.
Именно по этой причине нелепо высказывание-претензия школьных учителей ученику: «Я тебе готовое «разжёванное» знание даю «на блюдечке с голубой каёмочкой», а ты не можешь даже этого взять».
Таким образом, выстраивается некая логическая цепочка:
1) слово →
2) мысль →
3) знание.
Интеллект как проявление высших психических функций является регулятором поведения ребёнка в онтогенезе
Безусловно, если ребёнок не проявляет воли в ходе его внимательного наблюдения за объектами исследования, то нет и процесса формирования интеллекта как средства социализации самообучающейся личности школьника.
И в данном случае выстраивается следующая логическая цепочка развития:
1) объект →
2) взрослый →
3) ребёнок.
Иными словами, путь:
- от объекта для познания к ребёнку,
- от ребёнка к опознанному объекту лежит через объяснение, показ и действия взрослого человека.
Подведём некие выводы по формированию и развитию самообучающейся личности ребёнка.
Для начала резюмируем слагаемые УСПЕХА:
- природно-наследственные особенности ребёнка,
- сообразительность,
- сила духа,
- смелость и мужество.
Как итог всему, что сказано выше, приведу стихи Роберта Сервиса, которые я позаимствовала у Дейла Карнеги.
Роберт Сервис
Когда ты, затерянный в диком лесу, от страха дрожишь как малец,
И нагло прямо в глаза тебе глядит, ухмыляясь смерть,
А ты обессилен от ран и потерь; твой ход в этой игре теперь:
Взять револьвер и … конец.
Но кодекс мужчины гласит: «Сражайся изо всех сил!»,
И самоуничтоженье – табу.
В муке и голоде легко превратиться в тротил,
Но трудно вперёд идти, ни грош на ставя судьбу…
Ты устал от жизни такой – паскудной игры? Стыдись.
Ты молод, умён и смел. «Много было препон и преград!» —
Я знаю, но только зачем из глаз твоих водопад?
Стиснув зубы, шагай вперёд и борись!
Верь, упорство поможет, и этот день твой!
Потому не трусь, старина, не грусти
Волю, силы – в кулак, смерть – выход простой,
Трудно голову гордо нести.
Легко, зарыдав, околеть, объяснив, что погиб.
Легко на брюхе ползти, пресмыкаясь ужом.
Но сражаться, когда обступили враги, и надежды не видно ни зги,
Выше нету игры в этом мире большом.
И не думай про то, что из каждого боя, из схватки ты
Выходишь изломан, побит, раны тянут на дно,
Не сгибайся, дерзай – ведь смертельно легко бросить жить,
Дальше жить продолжать – это именно трудно.
Перевод Л. Кайсаровой
На этой ноте размышления я завершаю сегодняшнюю статью.
Свежие комментарии