Каждый человек неповторим,
уникален, и заслуживает уважения
Джон Кехо
Что отличает дошколят друг от друга?
Личность одного ребёнка дошкольного возраста от другого отличает:
1) уникальность образа и силы мыслей;
2) уникальность содержания и объёма личного социокультурного опыта;
3) уникальность модели этносемьи;
4) уникальность поведения;
5) уникальность этноречевой деятельности родителей;
6) уникальность их окружения.
Я не берусь, утверждать, что ответ на столь важный (актуальный) вопрос будет простым.
Базовый момент отличия дошколят между собой — уникальность
Однако постараюсь как можно короче сформулировать базовые моменты.
1. Модель семьи. В благополучной семье ребёнок постоянно рассуждает, спорит, размышляет над поведением, словами и вопросами взрослых, анализируя их.
2. Определённый багаж языковых навыков. В благополучной семье у ребёнка есть возможность в чём-то усомниться, что-то уточнить; сделать для себя открытие чего-то и т.д.
3. Личное отношение к слову взрослого.
4. Определённый уровень рефлексивного осознания языка.
Вот они ключевые показатели готовности личности ребёнка к школе.
Вообще, в неблагополучных семьях готовность детей к школе имеет наиболее низкий уровень из-за недостаточного объёма словарного запаса.
Именно по этой причине дети склонны к замене вопроса взрослого вопросом им более понятным и естественным. Такие детишки, как правило, испытывают большие сложности в отвлечённости от контекста житейской ситуации.
Как показал многолетний педагогический опыт и исследования Интельдера, есть дети, которые, с одной стороны, принимают во внимание именно то, что им говорит взрослый. С другой стороны, замещают вопрос взрослого собственным, им понятным и удобным.
Отличие иерархической функционирующей дошкольной системы образования
Согласно педагогической теории Марии Монтессори, дети должны в первую очередь научиться писать, когда в ходе письма они параллельно и безболезненно самостоятельно учатся (самообучаются) читать. Монтессори-педагоги не могут объяснить, почему Мария Монтессори именно таким образом расставила приоритеты письма и чтения.
Думаю, такому подходу есть своё объяснение:
- Вслух произнесённое слово существует только в течение короткого временного интервала.
- Отдельное слово является элементом сложного переплетения житейских ситуаций, всевозможных событий.
- Написанное слово ребёнок видит продолжительное время, столько, сколько он захочет. Он его произносит не один раз, слышит собственный голос, произносящий это слово.
Отличие дошколят между собой заключается и в скорости навыков письмо, которое опережает чтение
Более того, исследования Б. Факс и Д. Рут показали, что к четырёхлетнему возрасту дети могут научиться разбивать речевой поток на всё более и более мелкие детали.
Этот факт доказал и четырёхлетний Митя Б. в Школе дошколят «Три-Л». Трёхлетняя Машенька П. и четырёхлетний Митя Б. с огромным удовольствием писали прописные буквы, а потом довольно спонтанно сами взяли «Букварь» Н.С. Жуковой, и начали читать.
Малыши в 3 и 4 года сидят, как настоящие школьники, усердно читают Букварь Н.С. Жуковой, несмотря на то, что их, с одной стороны, никто не заставляет читать, а с другой — никто не оценивает их когнитивно-образовательное чтение.
Они за один присест одолели звукобуквенную технику чтения тринадцати страниц. Далее они читали от 3 до пяти страниц.
Следует заметить, что с каждым разом количество страниц чтения убывало, потому что пополнялся объём запаса слов, которые необходимо было осознать и осмыслить.
Отличия дошколят между собой заключается и в сознательной рефлексии — следствия вдумчивого чтения
Всё сказанное предполагает далеко идущие следствия о способности ребёнка думать и рассуждать, потому что следствием чтения является стимулирование сознательной рефлексии, которая способствует пониманию языка как системы.
Есть все основания подозревать, что когда взрослый читает детям вслух, они в процессе слушания, как правило, спрашивают о намерениях, мотивах поступков персонажей, героев сказок, рассказов, о смысле, но почти никогда во время чтения не спрашивают о значении слова.
Однако во время написания слова, их интересует его значение.
Вот этот самый наиважнейший момент, на который должны обратить внимание родители и педагоги.
Отличия дошколят между собой в размере активного толкового словаря
Ни в коем случае нельзя ребёнку объяснять значение слова своими словами, вкладывая в него своё понимание, а надо в срочном порядке брать толковый словарь, и прочитать значение слово так, как там написано.
Попробую обосновать свою категоричность по этому поводу.
- Ребёнок изначально слышит грамотно-структурированную информацию о слове.
- У ребёнка в ходе знаниево-мыслительного представления выстраивается личная конструкция содержания этого слова.
- Ребёнок приобретает навык грамотной организации собственной когнитивно-образовательной деятельности.
В качестве наглядного доказательства я вновь представлю для Вашего размышления детские диалоги.
- Диалог шотландского мальчика.
Пастор чинит ограду вокруг своего дома. Рядом стоит маленький мальчик и не спускает с него любопытных глазёнок.
— Ты, наверное, собираешься, стать плотником, малыш? – спрашивает пастор.
— Нет, мне просто интересно, что говорят пасторы, попав молотком по пальцу.
- Диалог шведского мальчика.
— Карл, когда ты пускаешь мыльные пузыри, ты тем самым зря расходуешь мыло.
— Ничего, мама, я экономлю его потом, когда моюсь!
- Размышления норвежского мальчика.
— Есть вещи, которых я совершенно не понимаю, — ворчит маленький Енс, — Почему это я должен ложиться спать, когда устала мама?
- Диалог испанских малышей.
Девочка рассказывает соседскому мальчику:
— Папа заболел гриппом, и мама кипятит его бельё.
— Зачем?
— Чтобы папины микробы не заразили кого-нибудь.
— Ну, проще было бы прокипятить папу…
Заключение
В заключении я хочу ответить на вопрос о сути принципов психологии школьной этнодидактики.
Что дают принципы психологии школьной этнодидактики?
Принципы «Психологии школьной этнодидактики» способствуют:
1) развитию другой культуры отношений;
2) искоренению потребительского отношения друг к другу;
3) культуру, в которой педагоги, родители и дети начнут проявлять себя с лучшей стороны;
4) реализуют свой потенциал: личностный, интеллектуальный, когнитивный (мыслительный);
5) помогут друг другу осознать этот потенциал внутри себя;
6) взрослые и дети смогут через позитивные мысли воздействовать на окружение, которое тоже будет воздействовать на них.
Вот и получается, что в каждом решении педагог, родитель и ребёнок, с одной стороны, выбирает курс ЖИЗНИ, а с другой — определяет свою СУДЬБУ.
Свежие комментарии