Выбрать страницу
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Каждый человек неповторим,

уникален, и заслуживает уважения

Джон Кехо

Что отличает дошколят друг от друга?

Личность одного ребёнка дошкольного возраста от другого отличает:

1) уникальность образа и силы мыслей;

2) уникальность содержания и объёма личного социокультурного опыта;

3) уникальность модели этносемьи;

4) уникальность поведения;

5) уникальность этноречевой деятельности родителей;

6) уникальность их окружения.

Я не берусь, утверждать, что ответ на столь важный (актуальный) вопрос будет простым.

Базовый момент отличия дошколят между собой — уникальность

ya-gonchar

Однако постараюсь как можно короче сформулировать базовые моменты.

1. Модель семьи. В благополучной семье ребёнок постоянно рассуждает, спорит, размышляет над поведением, словами и вопросами взрослых, анализируя их.

2. Определённый багаж языковых навыков. В благополучной семье у ребёнка есть возможность в чём-то усомниться, что-то уточнить; сделать для себя открытие чего-то и т.д.

3. Личное отношение к слову взрослого.

4. Определённый уровень рефлексивного осознания языка.

Вот они ключевые показатели готовности личности ребёнка к школе.

Вообще, в неблагополучных семьях готовность детей к школе имеет наиболее низкий уровень из-за недостаточного объёма словарного запаса.

Именно по этой причине дети склонны к замене вопроса взрослого вопросом им более понятным и естественным. Такие детишки, как правило, испытывают большие сложности в отвлечённости от контекста житейской ситуации.

Как показал многолетний педагогический опыт и исследования Интельдера, есть дети, которые, с одной стороны, принимают во внимание именно то, что им говорит взрослый. С другой стороны, замещают вопрос взрослого собственным, им понятным и удобным.

Отличие иерархической функционирующей дошкольной системы образования

20160330_104203

Согласно педагогической теории Марии Монтессори, дети должны в первую очередь научиться писать, когда в ходе письма они параллельно и безболезненно самостоятельно учатся (самообучаются) читать. Монтессори-педагоги не могут объяснить, почему Мария Монтессори именно таким образом расставила приоритеты письма и чтения.

Думаю, такому подходу есть своё объяснение:

  • Вслух произнесённое слово существует только в течение короткого временного интервала.
  • Отдельное слово является элементом сложного переплетения житейских ситуаций, всевозможных событий.
  • Написанное слово ребёнок видит продолжительное время, столько, сколько он захочет. Он его произносит не один раз, слышит собственный голос, произносящий это слово.

Отличие дошколят между собой заключается и в скорости навыков письмо, которое опережает чтение

20160317_123737

Более того, исследования Б. Факс и Д. Рут показали, что к четырёхлетнему возрасту дети могут научиться разбивать речевой поток на всё более и более мелкие детали.

Этот факт доказал и четырёхлетний Митя Б. в Школе дошколят «Три-Л». Трёхлетняя Машенька П. и четырёхлетний Митя Б. с огромным удовольствием писали прописные буквы, а потом довольно спонтанно сами взяли «Букварь» Н.С. Жуковой, и начали читать.

Малыши в 3 и 4 года сидят, как настоящие школьники, усердно читают Букварь Н.С. Жуковой, несмотря на то, что их, с одной стороны, никто не заставляет читать, а с другой — никто не оценивает их когнитивно-образовательное чтение.

Они за один присест одолели звукобуквенную технику чтения тринадцати страниц. Далее они читали от 3 до пяти страниц.

Следует заметить, что с каждым разом количество страниц чтения убывало, потому что пополнялся объём запаса слов, которые необходимо было осознать и осмыслить.

Отличия дошколят между собой заключается и в сознательной рефлексии — следствия вдумчивого чтения

20160219_120500

Всё сказанное предполагает далеко идущие следствия о способности ребёнка думать и рассуждать, потому что следствием чтения является стимулирование сознательной рефлексии, которая способствует пониманию языка как системы.

Есть все основания подозревать, что когда взрослый читает детям вслух, они в процессе слушания, как правило, спрашивают о намерениях, мотивах поступков персонажей, героев сказок, рассказов, о смысле, но почти никогда во время чтения не спрашивают о значении слова.

Однако во время написания слова, их интересует его значение.

Вот этот самый наиважнейший момент, на который должны обратить внимание родители и педагоги.

Отличия дошколят между собой в размере активного толкового словаря

Ни в коем случае нельзя ребёнку объяснять значение слова своими словами, вкладывая в него своё понимание, а надо в срочном порядке брать толковый словарь, и прочитать значение слово так, как там написано.

Попробую обосновать свою категоричность по этому поводу.

  1. Ребёнок изначально слышит грамотно-структурированную информацию о слове.
  2. У ребёнка в ходе знаниево-мыслительного представления выстраивается личная конструкция содержания этого слова.
  3. Ребёнок приобретает навык грамотной организации собственной когнитивно-образовательной деятельности.

В качестве наглядного доказательства я вновь представлю для Вашего размышления детские диалоги.

  1. Диалог шотландского мальчика.

Пастор чинит ограду вокруг своего дома. Рядом стоит маленький мальчик и не спускает с него любопытных глазёнок.

— Ты, наверное, собираешься, стать плотником, малыш? – спрашивает пастор.

— Нет, мне просто интересно, что говорят пасторы, попав молотком по пальцу.

  1. Диалог шведского мальчика.

— Карл, когда ты пускаешь мыльные пузыри, ты тем самым зря расходуешь мыло.

— Ничего, мама, я экономлю его потом, когда моюсь!

  1. Размышления норвежского мальчика.

— Есть вещи, которых я совершенно не понимаю, — ворчит маленький Енс, — Почему это я должен ложиться спать, когда устала мама?

  1. Диалог испанских малышей.

Девочка рассказывает соседскому мальчику:

— Папа заболел гриппом, и мама кипятит его бельё.

— Зачем?

— Чтобы папины микробы не заразили кого-нибудь.

— Ну, проще было бы прокипятить папу…

Заключение

В заключении я хочу ответить на вопрос о сути принципов психологии школьной этнодидактики.

Что дают принципы психологии школьной этнодидактики?

Принципы «Психологии школьной этнодидактики» способствуют:

1) развитию другой культуры отношений;

2) искоренению потребительского отношения друг к другу;

3) культуру, в которой педагоги, родители и дети начнут проявлять себя с лучшей стороны;

4) реализуют свой потенциал: личностный, интеллектуальный, когнитивный (мыслительный);

5) помогут друг другу осознать этот потенциал внутри себя;

6) взрослые и дети смогут через позитивные мысли воздействовать на окружение, которое тоже будет воздействовать на них.

Вот и получается, что в каждом решении педагог, родитель и ребёнок, с одной стороны, выбирает курс ЖИЗНИ, а с другой — определяет свою СУДЬБУ.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.