Интеллект как
проявление высших психических функций
является регулятором поведения ребёнка в онтогенезе
Л.С. Выготский
Развивающий эффект личностно-интеллектуального процесса самообучения очевиден изначально, потому что главным условием развития всегда является СВОБОДА выбора.
Понимаю, многие читатели теряются в догадках — Что собой представляет диагностический тест, о котором постоянно говорится в ходе Таймырского эксперимента?
Возможно, педагоги увидят в этих тестах то, чем они и занимаются изо дня в день.
И при виде текста диагностического теста они выдохнут и расслабятся.
Программа заключительного этапа эксперимента на Таймыре доказал развивающий эффект самообучения
Цель – выявить «зону ближайшего развития» как показателя самообучаемости школьников 4-х и 5-х классов.
Задачи:
- Провести этап обобщения знаниевых компетенций (30 мин.).
- Провести диагностическую работу № 2 (15 мин.)
- Анкетирование участников эксперимента (5 мин).
- Разработать инструмент для измерения формирования самообучающейся личности (коэффициенты).
Дидактические материалы: диагностическая работа № 2.
Рекомендации:
а) анализировать затруднения школьников, возникающие в ходе усвоения математических знаний;
б) провести необходимую коррекционную когнитивно-образовательную деятельность.
Развивающий эффект процесса самообучения математике
Для измерения показателя формирования самообучаемости личности школьника были выделены следующие коэффициенты:
- коэффициент личностного самоопределения (Лс),
- коэффициент деятельностной самооценки (Дс),
- коэффициент предметной преемственности (Рр),
- коэффициент эффективности этнодидактической составляющей самообучения (Кэ),
- коэффициент самообучаемости (Со),
- коэффициент осознанного восприятия этнодидактического информационно-абстрактного материала (Кв).
Представим формулы вычисления вышеперечисленных коэффициентов:
- ΔΖn = Д2 – Д1
ΔΖn – коэффициент самооценки;
Д2 – результаты диагностической работы № 2.
Д1 — результаты диагностической работы № 1.
Рр – коэффициент предметной преемственности;
qn – количество правильно выполненных заданий диагностической работы № 2;
q = 7 – максимальное количество баллов.
Кэ – коэффициент эффективности этнодидактической составляющей самообучения;
Дn – количество правильно выполненных действий задания № 1 из диагностической работы № 2;
8 – максимальное количество баллов.
So – коэффициент самообучаемости;
ΔZn – приращение знаниевых компетенций 1, 2 и 3 заданий диагностических работ;
Z(Д2) – количество правильно выполненных заданий диагностической работы № 2.
Z (Д2) = задание № 1 (8) + задание № 2 (3) + задание № 3 (4) = 15 (баллов) – максимальное количество баллов.
Количество баллов определяется по следующим данным:
Задание № 1 – 8 баллов, где за каждый сформированный определённый навык присуждается 1 балл.
Задание № 2 – 3 балла;
Задание № 3 – 4 балла.
Итого: Д (1,2,3) = 8 + 3 + 4 = 15 баллов.
Ниже приведена таблица с баллами.
Диагностика процесса самообучения
ЗАДАНИЕ № 1
Цель – выявить у школьников 4-х и 5-х классов наличие осознанного и осмысленного представления о «дробях» и степень их знаниевых компетенций по выполнению арифметических действий с ними.
№ п/п | Целевая установка | Задание | Учебные действия (навыки) |
1. | Решить пример | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями (1б) | |
. | Решить пример | 1) Нахождение общего знаменателя, 2) нахождение дополнительных множителей, 3) сложение дробей (3б) | |
3. | Решить пример | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (1б) | |
4. | Решить пример | Умножение дробей (1б) | |
5. | Решить пример | 1) Нахождение взаимно-обратной дроби, 2) деление дробей (2б) | |
ИТОГО: | 8 баллов |
ЗАДАНИЕ № 2
(общее для четвероклассников и пятиклассников)
Цель – на содержании стандартной задачи выявить у школьников 4-х и 5-х классов способности логически мыслить, критически вчитываться в текст задачи.
№ п/п | Целевая установка | Текст задачи | Учебные действия |
1. | Решить задачу | Мама купила 30 кг мяса, по 45 рублей за 1 кг. На покупку рыбы истратила денег на 750 рублей больше, чем на покупку мяса. Сколько денег она истратила на покупку рыбы? | 1) записать краткое условие задачи; 2) план действий и его выполнение; 3) записать ответ. |
ИТОГО: | 3 балла |
ЗАДАНИЕ № 3
(общее для четвероклассников и пятиклассников)
Цель – выявить способности школьников составлять «обратную» задачу на уже заданном содержании (предыдущей задачи).
№ п/п | Целевая установка | Текст задачи | Учебные действия |
1. | Решить задачу | Мама купила 30 кг мяса, по 45 рублей за 1 кг. На покупку рыбы истратила денег на 750 рублей больше, чем на покупку мяса. Сколько денег она истратила на покупку рыбы? | 1) составить задачу;
2)записать краткое условие задачи; 3) план действий и его выполнение; 4) записать ответ. |
ИТОГО: | 4 балла |
Конкретный пример развивающего эффекта процесса самообучения
Приведём пример вычисления «уровня актуального развития» и «зоны ближайшего развития» конкретной девочки из этносреды.
Если получится так, что у девочки все коэффициенты будут 100 % -ными, то это и есть тот момент, когда «зона ближайшего развития» становится «уровнем актуального развития». Это означает, что девочке необходимо усложнять программу самообучения. Вот тут-то возникает, как никогда, необходимость в личностно-интеллектуальной среде самообучения — «цыганочка с выходом».
Такой личностно-интеллектуальной средой самообучения в среднем и старшем звеньях системы школьного образования являются «Лаборатории саморазвития», «Мастерские профориентации», о которых говорится в бизнес-проекте «Этнокультурный общеобразовательный комплекс на Таймыре».
Итак, переходим к конкретике.
Например: Андросова Карина:
1) Д1 = 0 – результат выполнения диагностической работы № 1;
2) Д2 = 15 – результат выполнения диагностической работы № 2;
3) ΔΖn= 15 – 0 =15 – приращение знаниевых компетенций;
4) Рр = • 100 % = — коэффициент предметной преемственности;
5) Кэ = • 100 % = — коэффициент эффективности этнодидактической составляющей самообучения;
6) So = = — коэффициент самообучаемости Карины;
Кв = • 100 % — коэффициент осознанного восприятия содержания дидактического информационно-абстрактного этноматериала.
где t – это время написания диагностической работы № 2, то есть 15 минут.
Заключение
Чем объясняются столь ошеломляющие результаты эксперимента?
Не поверите, самым главным условием процесса саморазвития — ЛЮБОПЫТСТВО!!!
Ничто так не расслабляет нервную систему ребёнка, как любопытство.
Возможно, Вы, дорогой читатель, не согласитесь, но чувство любопытства для ребёнка — это и есть детская Нирвана.
А
Свежие комментарии