Выбрать страницу
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Интеллект как

проявление высших психических функций

является регулятором поведения ребёнка в онтогенезе

Л.С. Выготский

Развивающий эффект личностно-интеллектуального процесса самообучения очевиден изначально, потому что главным условием развития всегда является СВОБОДА выбора.

Понимаю, многие читатели теряются в догадках — Что собой представляет диагностический тест, о котором постоянно говорится в ходе Таймырского эксперимента?

Возможно, педагоги увидят в этих тестах то, чем они и занимаются изо дня в день.

И при виде текста диагностического теста они выдохнут и расслабятся.

Программа заключительного этапа эксперимента на Таймыре доказал развивающий эффект самообучения

Цель – выявить «зону ближайшего развития» как показателя самообучаемости школьников 4-х и 5-х классов.

Задачи:

  1. Провести этап обобщения знаниевых компетенций (30 мин.).
  2. Провести диагностическую работу № 2 (15 мин.)
  3. Анкетирование участников эксперимента (5 мин).
  4. Разработать инструмент для измерения формирования самообучающейся личности (коэффициенты).

Дидактические материалы: диагностическая работа № 2.

Рекомендации:

а) анализировать затруднения школьников, возникающие в ходе усвоения математических знаний;

б) провести необходимую коррекционную когнитивно-образовательную деятельность.

Развивающий эффект процесса самообучения математике

Для измерения показателя формирования самообучаемости личности школьника были выделены следующие коэффициенты:

  • коэффициент личностного самоопределенияс),
  • коэффициент деятельностной самооценки (Дс),
  • коэффициент предметной преемственностир),
  • коэффициент эффективности этнодидактической составляющей самообученияэ),
  • коэффициент самообучаемостио),
  • коэффициент осознанного восприятия этнодидактического информационно-абстрактного материалав).

Представим формулы вычисления вышеперечисленных коэффициентов:

  • ΔΖn = Д2 – Д1

ΔΖnкоэффициент самооценки;

Д2результаты диагностической работы № 2.

Д1  — результаты диагностической работы № 1.

Рркоэффициент предметной преемственности;

qn –  количество правильно выполненных заданий диагностической работы № 2;

q = 7 – максимальное количество баллов.

Кэкоэффициент эффективности этнодидактической составляющей самообучения;

Дnколичество правильно выполненных действий задания № 1 из диагностической работы № 2;

8 – максимальное количество баллов.

Soкоэффициент самообучаемости;

ΔZn – приращение знаниевых компетенций 1, 2 и 3 заданий диагностических работ;

Z2) – количество правильно выполненных заданий диагностической работы № 2.

Z (Д2) = задание № 1 (8) + задание № 2 (3) + задание № 3 (4) = 15 (баллов) – максимальное количество баллов.

Количество баллов определяется по следующим данным:

Задание № 1 – 8 баллов, где за каждый сформированный определённый навык присуждается 1 балл.

Задание № 2 – 3 балла;

Задание № 3 – 4 балла.

Итого: Д (1,2,3) = 8 + 3 + 4 = 15 баллов.

Ниже приведена таблица с баллами.

Диагностика процесса самообучения

ЗАДАНИЕ № 1

Цель выявить у школьников 4-х и 5-х классов наличие осознанного и осмысленного представления о «дробях» и степень их знаниевых компетенций по выполнению арифметических действий с ними.

№ п/пЦелевая установкаЗаданиеУчебные действия (навыки)
1.Решить пример Сложение дробей с одинаковыми знаменателями (1б)
.Решить пример 1) Нахождение общего знаменателя, 2) нахождение дополнительных множителей, 3) сложение дробей (3б)
3.Решить пример Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (1б)
4.Решить пример Умножение дробей (1б)
5.Решить пример 1) Нахождение взаимно-обратной дроби, 2) деление дробей (2б)
ИТОГО:8 баллов

ЗАДАНИЕ № 2

(общее для четвероклассников и пятиклассников)

Цель на содержании стандартной задачи выявить у школьников 4-х и 5-х классов способности логически мыслить, критически вчитываться в текст задачи.

№ п/пЦелевая установкаТекст задачиУчебные действия
1.Решить задачуМама купила 30 кг мяса, по 45 рублей за 1 кг. На покупку рыбы истратила денег на 750 рублей больше, чем на покупку мяса. Сколько денег она истратила на покупку рыбы?1) записать краткое условие задачи; 2) план действий и его выполнение; 3) записать ответ.
ИТОГО:3 балла

ЗАДАНИЕ № 3

(общее для четвероклассников и пятиклассников)

Цель – выявить способности школьников составлять «обратную» задачу на уже заданном содержании (предыдущей задачи).

№ п/пЦелевая установкаТекст задачиУчебные действия
1.Решить задачуМама купила 30 кг мяса, по 45 рублей за 1 кг. На покупку рыбы истратила денег на 750 рублей больше, чем на покупку мяса. Сколько денег она истратила на покупку рыбы?1) составить задачу;

 

2)записать краткое условие задачи; 3) план действий и его выполнение; 4) записать ответ.

ИТОГО:4 балла

Конкретный пример развивающего эффекта процесса самообучения

Приведём пример вычисления «уровня актуального развития» и «зоны ближайшего развития» конкретной девочки из этносреды.

Если получится так, что у девочки все коэффициенты будут 100 % -ными, то это и есть тот момент, когда «зона ближайшего развития» становится «уровнем актуального развития». Это означает, что девочке необходимо усложнять программу самообучения. Вот тут-то возникает, как никогда, необходимость в личностно-интеллектуальной среде самообучения — «цыганочка с выходом».

Такой личностно-интеллектуальной средой самообучения в среднем и старшем звеньях системы школьного образования являются «Лаборатории саморазвития», «Мастерские профориентации», о которых говорится в бизнес-проекте «Этнокультурный общеобразовательный комплекс на Таймыре».

Итак, переходим к конкретике.

Например: Андросова Карина:

1) Д1 = 0 – результат выполнения диагностической работы № 1;

2) Д2 = 15 – результат выполнения диагностической работы № 2;

3) ΔΖn= 15 – 0 =15 – приращение знаниевых компетенций;

4) Рр = • 100 % =  — коэффициент предметной преемственности;

5) Кэ = • 100 % =  — коэффициент эффективности этнодидактической составляющей самообучения;

6) So =  =  — коэффициент самообучаемости Карины;

Кв = • 100 % — коэффициент осознанного восприятия содержания дидактического информационно-абстрактного этноматериала.

где t – это время написания диагностической работы № 2, то есть 15 минут.

Заключение

Чем объясняются столь ошеломляющие результаты эксперимента?

Не поверите, самым главным условием процесса саморазвития — ЛЮБОПЫТСТВО!!!

Ничто так не расслабляет нервную систему ребёнка, как любопытство.

Возможно, Вы, дорогой читатель, не согласитесь, но чувство любопытства для ребёнка — это и есть детская Нирвана.

А

 

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.