Мозг подстраивается под окружающие условия,
среда заставляет мозг развиваться и
перестраиваться определенным образом
в соответствии с ее требованиями
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия
Этносемейная культура мышления личности каждого ребёнка означает то, что именно в этнической среде культуры и истории этноса формируется мышление и интеллект детей и взрослых, опосредованные родной речью.
Вопрос об отношении этносемейной культуры речевого мышления личности каждого ребёнка представляет собой центральный и основной вопрос российского образовательного пространства.
Этносемейно-культурная среда мышления заставляет мозг развиваться
Чтобы не быть голословной, в подтверждение моих мыслей я приведу некоторый анализ исследований Л.С Выготского и А.Р. Лурия.
Они считали, что мозг подстраивается под окружающие условия. Именно окружающая среда заставляет мозг развиваться и перестраиваться определенным образом в соответствии с ее требованиями.
Естественно, созревание мозга связано с подготовкой базы, материальной основы для психического саморазвития личности каждого ребёнка и выступает необходимым, но недостаточным условием для этого процесса.
Разумеется, социально-природные средовые воздействия – необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их работе новое качество – качество психического.
Нарушение работы нервной системы у любого ребёнка приводит либо к невозможности формирования новообразований, связанных с очередным этапом возрастного развития (остановка развития), либо к формированию патологических новообразований, не соответствующих нормальному развитию (аномальное развитие).
Этноинтеллектуальная культура мышления
Рискну предположить то, что этносемейная культура опосредованно-обобщённого отображения реальной окружающей среды, вид умственной деятельности, которая заключается в познании сущности мира вещей и явлений, людей и событий, закономерных связей и отношений между ними.
Общеизвестно, что мышление, будучи одной из высших психических функций, есть психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Именно поэтому социокультурный житейский опыт личности каждого ребёнка и есть тот самый фундамент, на котором «возводится» научно-речевое мышление.
Сказанное представлю в виде схемы.
Из схемы видно, во-первых, наглядно, потому что ощутимо воспринимаемо (сенсорика и моторика). Во-вторых, практично, поскольку житейски применяемо. В-третьих, образно, а значит, мысленно представляемо. И наконец, ситуационно, потому что житейски решаемо.
Итак, интеллектуальная культура мышления детей и взрослых в этносемейной среде воспитания и самовоспитания выполняет задачи:
1) наглядности речевого мышления;
2) практичности речевого мышления;
3) образности речевого мышления;
4) ситуативности речевого мышления.
Что является причиной неравных стартовых возможностей у детей из этносреды
Общеизвестно, что конкретный регион России представляет собой относительно одинаковые социокультурные условия жизни для школьников, а вот контекст учебного материала, учебных программ, как правило, построен на предметах и явлениях общероссийской культуры.
Этим авторы школьных учебников создают для учащихся, начиная с 1-ого класса и кончая 6-ым классом, неравные стартовые психолого-педагогические условия их интеллектуального, психического и личностного саморазвития.
Не трудно видеть, что здесь-то и расходятся пути педагогической науки и школьной практики.
Потому что педагоги работают с личностью детей, их характерными психолого-индивидуальными, этническими, возрастными особенностями, а авторы пишут учебники для абстрактных объектов-учеников, своего рода, «роботов». Поэтому получается, что прекрасные научные теории не практичны. Как сказал один из мудрейших учёных: «Нет ничего более практичнее, чем хорошая теория».
Действительно, при искусственных психологических условиях, созданных авторами учебников, учебными программами, школьники, как этнических групп, так и российских деревень довольно часто испытывают:
- стресс — нервно-психическое перенапряжение,
- аффект — нервно-психическое перевозбуждение,
- фрустрацию — конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние.
Такое положение школьного обучения подтверждает факт об окончании средней школы только 5 % выпускников из поступивших в первый класс коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока (О. И. Артёменко).
В сущности, чтобы сформировать теоретическое мышление у школьников, нам необходимо «насытить» детский пытливый ум наглядными образами из реального этносемейного окружения, чтобы они научились РАССУЖДАТЬ на предметах и явлениях им знакомых и близких.
Более того, этнопедагоги-дидакты смогут смело переходить к алгебре только после того, как они:
1) научат мыслить личность каждого школьника;
2) сформируют у них привычку рассуждать и размышлять;
3) обосновывать свои действия и идеи.
Этносемейная культура мышления определила критерии разработки этнопособия
Но для этого следует разработать дополнительные дидактические пособия по всем школьным предметам, которые могли бы обеспечить быстрый и бесстрессовый переход из начальной школы в основную, создавая тем самым психологическую готовность, с одной стороны, к школьному обучению в среднем звене, а с другой — к адаптации к поликультурной школьной среде.
Кстати, нет никакой необходимости переписывать учебники на этнические языки, просто надо продумать и разработать адаптационное этнодидактическое пособие в занимательно-обучаемой форме, чтобы школьнику было комфортно самообучаться по нему.
А для этого этнодидактическое пособие должно соответствовать двум критериям.
Первый критерий — ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ.
Этнопособие самообучения любому школьному предмету должно быть читабельным как для школьника, так и для родителя, педагога. Иными словами, оно должно базироваться на связи содержания школьной предметной программы с личным, социокультурным опытом личности каждого ребёнка, который вобрал в себя знания об их окружающей действительности.
Второй критерий — роль «Семейного репетитора»
Этнопособие самообучения любому школьному предмету должно выполнять роль «семейного репетитора», так как учебный материал написанный на доступном языке для них и вызывает неподдельный интерес к математике, физике, химии, биологии, географии и т.д.
Тогда не нарушается диалектический закон формирования:
эмпирического мышления → теоретического мышления → практического мышления.
Несмотря на то, что за последние 90 лет психология мышления стала одной из наиболее развивающихся областей психологии, пополнилась целым рядом фундаментальных исследований, и сегодня многие проблемы остаются недостаточно ясными (А. М. Матюшкин, 1971, с.150-153).
Как показала многолетняя педагогическая практика, одной из важнейших особенностей любой этнокультуры Российской Федерации является привычка рассуждать, которая передаётся детям.
Именно эта привычка, быть в постоянном познавательном поиске и открытии, приводящих к самостоятельному мыслительному движению, Иными словами, привычка рассуждать и размышлять, используя обобщения, помогла и помогает этническим общностям выжить в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Следовательно, ребёнок, впитавший привычку пытливости ума, по определению, не может быть в группе с диагнозом «задержка психического развития».
Психофизиологические исследования школьников
О. И. Артёменко, проводившая психофизиологические исследования, отмечает: «Исследования показали, что у детишек из Севера элементарный рефлекс (стимул – реакция) мгновенный, как и у детишек из Центральной части России. Но, когда им учитель задаёт конкретное задание, они становятся медлительными и неразговорчивыми, в силу своей рассудительности».
Значит, нарушается принцип причинности соответствующих явлений, событий и фактов, когда неправильно подобрано педагогическое действие.
«Всякое действие, — мы читаем у А. В. Брушлинского, — есть взаимодействие; внешние причины действуют через посредство внутренних условий: или иначе – эффект воздействия одного явления на другое опосредуется природой последнего» (А. В. Брушлинский, 1970).
Иными словами, невозможно развивать личность ребёнка, с одной стороны, без учёта их житейского социокультурного опыта, который в условиях личностно-интеллектуального процесса самообучения пополняется новыми знаниями и новым опытом познания.
С другой стороны, без учёта тех реальных психологических закономерностей процесса мышления, начинающийся с проблемной ситуации, а затем переходящий в осознаваемую школьником задачу.
Именно этот момент и учтён в содержании интеллектуальной программы «Ситуативная конкретика» этнопособия «Занимательная математика для северян», где детский житейский сенсомоторный опыт познания окружающей действительности включён в новые связи, через академические математические знания «Обыкновенные дроби». Из него определяется новое личностное содержание в его интеллектуальном, психическом развитии.
Заключение
Более того, выступления во время декады научных конференций в Москве, «Арктика – мой дом» при совместной организации издательства «Северные просторы» и исторического музея России, убедительно подтверждают слова О. И. Артёменко и наши взгляды на иное школьное обучение детей из этнических монокультурных социальных сред РФ.
Психологи, педагоги, начальники Управлений образования г. Москвы, которые присутствовали на этих мероприятиях, в один голос утверждали: «Проблема отсутствия эффективного обучения математике характерна не только для северян, но и для школьников Москвы».
В самом деле, между интеллектуальной и этнической культурами мышления устанавливаются сложные динамические зависимости.
Их нельзя охватить единой, наперёд данной априорной умозрительной формулой. Поскольку новое знание, приобретённое в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, не просто прибавляется к старому, прошлому опыту, а с необходимостью перестраивает сам прошлый опыт личности школьника.
Именно такое постоянное преобразование прошлого опыта и обеспечивает психическое развитие, достигаемое в процессе речевого мышления и мыслительной деятельности ребёнка (А. В. Брушлинский, 1970).
Свежие комментарии