Выбрать страницу
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Понимание есть объяснение,

в котором важную роль играют

семантический контекст, интенциональность

В.Н. Костюк

Что ограничивает детское понимание слова, вопроса, просьбы?

Понимание контекста сказанного, услышанного, увиденного и прочувствованного явления и события является показателем овладения знаниями.

Только в ходе самостоятельного познания окружающей действительности личность каждого ребёнка формирует интеллект. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Следовательно, для того, чтобы ребёнок понял содержание школьной математики необходимо, во-первых, чтобы возник подходящий образ в виде модели, рисунка, схемы, чертежа (В.Н. Костюк, с.255, 1980).

Во-вторых, в школе ребёнку из этнокультурной среды жизнедеятельности необходимо привыкнуть к русской речи и не «зацикливаться» на «житейских» понятиях, а научиться интерпретировать научными понятиями: предметы, явления и события.

В-третьих, необходим, как в этносемье, творческий подход (В.Н. Костюк, 1980, с.256), например, к составлению числовых выражений, уравнений, неравенств, к придумыванию текстов задач есть показатель высокой степени овладения (В.Н. Костюк, 1980, с.257) математическими знаниями.

И наконец, умение обобщать увиденное, услышанное на родном языке формируются на основе:

1) житейских знаний;

2) умений наблюдать за явлением природы и людским поведением;

3) подмечать важные моменты для себя;

4) анализировать результат наблюдений.

Все эти действия дети научаются выполнять в кругу семьи вместе со своими родителями и родственниками.

Этноязыковая трансформация детского понимания

Как ребёнку из этносемьи научиться трансформировать на русский язык и применить весь имеющийся багаж знаний и умений в речевой деятельности?

Надо прямо сказать, что перед ребёнком из этносреды стоит сложная система задач.

Задача № 1.

Думать, вспоминая.

Задача № 2.

Мыслить, рассуждая.

Задача № 3.

Перевести результат мыслительного процесса из родного (этнического) языка на русский язык.

Однако сложность перевода обусловлена тем, что ребёнок из тундры живёт и развивается не в русскоязычной среде обучения, а в этносемейной атмосфере любви, заботы и понимания, где процесс самообучения всегда поддерживается родными и близкими ему людьми.

Следовательно, данная школьно-житейская ситуация ещё более актуализирует значимость проблемы самообучаемости детей из тундры, когда «… язык как нечто социальное и коллективное по своей природе реализуется в речи, которая, следовательно, содержит в себе и социальные, и индивидуальные…» (С.А. Васильев, 1980, с. 70).

Принцип детского понимания, сформированного в этносемье, реализуется в этномодели самообучения

Детская свобода познания.

Личность ребёнка когнитивно саморазвивается в грамотно организованной образовательной среде. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Для правильного понимания психолого-дидактических трудностей личности каждого ребёнка из этносреды в процессе школьного обучения педагогам предстоит найти опорные точки в конструкции.

Первая опорная точка детского понимания.

Важно, чтобы ребёнок понимал контекст информации, высказанной кем-то или услышанную от кого-то.

Вторая опорная точка детского понимания.

Осознанное овладение, например, математическими знаниями.

Третья опорная точка детского понимания.

Осмысленное овладение русским языком.

Этносемейная среда воспитания есть источник формирования детского миропонимания

Безусловно, личность каждого ребёнка познавала явления, события, предметы в этнокультурной, семейной среде воспитания и самовоспитания.

Иными словами, каждый ребёнок научился по-своему формировать понимание того, что он видит, слышит и чувствует.

Какие же знаниевые компетенции житейского опыта имеет личность каждого ребёнка в этносемье?

Первая способность.

Умение раскрывать причины и следствия конкретного явления или события.

Вторая способность.

Умеет самостоятельно выявлять сходства и различия явлений.

Третья способность.

Умеет самостоятельно разделять предметы и явления по родам в другой среде.

Четвёртая способность.

Умеет самостоятельно применять метод анализа, возможно, не зная этого. Главное, ребёнок умеет анализировать свои ошибки, благодаря реакции родителей и других членов этносемьи на его поступки и поведение.

Пятая способность.

Не зная того, он самостоятельно может воспользоваться принципом тождества.

Шестая способность.

Умеет мыслить и говорить на родном языке, потому что он находится в этноязыковой среде жизнедеятельности.

А в условиях школьной среды перед личностью ребёнка стоит задача – как эти средства познания применить в процессе школьного обучения, но на русском языке?

Теперь читателю должно быть понятно, что этнодидактическое пособие самообучения математике было разработано мной именно для того, чтобы помочь ребёнку из этноязыковой среды семейного воспитания и самовоспитания познать академические знания по математике, опираясь на свою житейскую практику.

Детское понимание формируется в этносемье, где ребёнок приобретает познавательные качества интеллекта

Иначе говоря, грамотно использовать свой социокультурный когнитивно-образовательный опыт познания для расширения границы интеллекта, поскольку ребёнок уже имеет такие познавательные качества, как:

  • образовательную активность;
  • когнитивные способности;
  • природные способности логически мыслить, рассуждать для определённого умозаключения;
  • способности выполнять логические, интеллектуальные и мыслительные операции.

Все ли педагоги способны принять эти факты детской самостоятельности в понимании?

Ничто так не стимулирует интенсивность детского саморазвития, как коммуникация детей в разновозрастной группе. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Легко заметить, что сами суровые природные условия жизнедеятельности Крайнего Севера вынудили детей из тундры сформировать такие познавательные способности, как:

  • непроизвольные ощущения;
  • осознанное внимание;
  • осмысленное восприятие информации.
  • наглядно-образные представления об окружающем их мире;
  • словесно-логическую, семантическую память;
  • речевое мышление, которое формируется при разгадывании долганских загадок или анализе действий сказочных героев;
  • творческое и богатое воображение, без которого ребёнку в тундре не выжить;
  • мыслительную речь, которая помогает ребёнку разобраться в житейской проблемной ситуации;
  • ежемоментное проявление волевых качеств.

Как детская способность понимания, сформированная в этносемье ярко проявилась в ходе полевых исследований дошколят и школьников

Трёхлетняя Кристина увлечена переливанием воды в сосуды разной формы и ёмкости.

Вместе с тем, испытуемые четвероклассники и пятиклассники во время эксперимента на Таймыре продемонстрировали умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя изучению и решению житейских проблем, но с помощью математических знаний.

  1. «Обыкновенных дробей».
  2. «Десятичных дробей».
  3. «Процентов».
  4. Умений определять структуру текстовой задачи, сравнивая сходство и различие: уравнений, неравенств, тождеств.

Как был прав З. Фрейд, когда писал: «Не теоретические, а практические интересы движут исследовательской деятельностью у ребёнка» (З. Фрейд, 1990, с. 165).

Ведь они действительно были увлечены спором персонажей, пытались им помочь в решении той или иной житейской проблемы, но при этом изъяснялись математическими терминами, опираясь на принципы и законы математической логики.

Как детская способность понимания, сформированная в этносемье проявилась в качестве надёжного контроля их сознания

В то же время, к концу эксперимента у детей и взрослых заметно изменилось не только их субъективное мнение о ком-то, но и в их поведении проявлялись неторопливые жестикуляции.

Уверенность в жестах, в мимике говорила о том, что перед нами стоял и что-то объяснял не тот потерянный ребёнок, а личность, к которой вернулся «впитывающий разум» из детства.

Стало ясно и понятно, что мы беседовали с личностью школьника, настроенной на самообучение.

Было видно, что поведение самообучающейся личности школьника находится под надёжным контролем сознания, а это означает не что иное, как ребёнок отдаёт себе ясный отчёт о своих желаниях, побуждениях, стимулах к когнитивно-образовательному действию.

Отрадно, что осознание целей, наличие придуманного плана, который регулирует действия, направленные на достижение этой цели, действительно является решающей особенностью поступков личности школьника.

Важно заметить, что знание этнических традиций общения и взаимодействия детей и взрослых стало знанием школьной математики под строгим контролем:

  1. Опыта наблюдения.
  2. Категориального восприятия как обобщения.
  3. Понимания.
  4. Запоминания как следов воспоминаний.

   Экспериментальные доказательства эффективности детского понимания, сформированного в этносемье

Разумность, самостоятельность, ответственность.

Самостоятельность и когнитивно-образовательная активность личности ребёнка способствуют формированию ответственности. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Теоретические основы, принципы, методы и формы концепции этномоделей самовоспитания, самообучения и саморазвития были проверены в экспериментальных психолого-этнодидактических исследованиях четвероклассников и пятиклассников школ, школ-интернатов Таймыра в 2009 году.

В психолого-этнодидактических исследованиях самообучаемости школьников на Таймыре на первый план выступило особое значение житейского социокультурного опыта общения, взаимодействия и понимания, приобретённого ребёнком в борьбе с жизненными трудностями в суровых природно-климатических условиях жизни уже в раннем возрасте.

Заключение

Следовательно, вне этносемейной среды воспитания и самовоспитания личности каждого ребёнка, например, в Хатангской школе-интернате, в принципе невозможно сформировать  и развить у воспитанника без его общения и взаимодействия с родителями, близкими людьми ключевые качества конкурентоспособной самообучающейся личности.

  1. Этноязыковое сознание на основе общения на родном языке.
  2. Рациональный склад ума.
  3. Духовную нравственность.
  4. Эстетические чувства и т.д.

Связь с людьми из этнокультурной среды жизнедеятельности и их познание являются необходимыми и предварительными условиями жизни самообучающейся личности в современном обществе.

И как А. Адлер тонко подметил: «Этим нельзя овладеть теоретически… человек, живущий для других, будет счастливее индивидуалиста, стремящегося к собственному превосходству… Но ничто так не мешает развитию социального чувства, как сильное чувство неполноценности…все большие человеческие достижения есть результат правильного обучения, упорства и соответствующих упражнений с раннего возраста» (А. Адлер, 1986, с. 137-138).

Этническая культура семейного воспитания является отправной точкой детского саморазвития. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Единая линия активности

Ничто так не концентрирует детское внимание, как практическая деятельность.

Например, глажка собственных вещей настоящим горячим утюгом. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Детей дошкольного возраста не напугали, ни едкий дым в чуме, ни отсутствие столиков и полок для дидактических материалов. Дети продемонстрировали высокий уровень концентрации внимания и высокую степень интереса к дидактическим материалам. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Пятилетняя Нирмала познаёт не только убывающую или возрастающую арифметическую прогрессию, но может определить вес, размер и форму параллелепипедов, которые одинаковы только цветом и одним измерением из трёх.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.