Понятийная база психологии этнодидактики состоит из следующих понятий:
- коммуникативно-регулятивное сотрудничество;
- триада субъектов когнитивно-образовательной деятельности;
- когнитивно-образовательная деятельность;
- личностно-интеллектуальная среда самообучения;
- самообучающаяся личность;
- этнопедагог-дидакт;
- этноязыковое сознание.
Если рука есть орудие орудий,
то ум – это форма форм
Аристотель
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество в этносемье
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество — принцип этносемейного воспитания. Как говорится: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Этносемейный принцип взаимодействия.
Неталантливых людей не бывает.
Самообучающаяся личность каждого ребёнка — показатель хорошего воспитания в этносемье
Самообучающаяся личность – это культурно мыслящая личность каждого ребёнка, которой необходимо не только обладать определённой суммой знаний, но и умением творчески подходить к решению теоретических (академических) и практических (житейских) проблем.
Самообучающаяся личность критически осваивает исторический опыт мышления всего человечества, богатства и разнообразие отношений к миру предметов, явлений, событий и людей.
Самообучающаяся личность школьника – это субъект когнитивно-образовательной деятельности, способный проявлять сознательный самоконтроль собственных действий.
Самообучающаяся личность – это личность, способная самостоятельно принимать решения по приобретению знаний: Что? Зачем? Как?
Характерные особенности самообучающейся личности
Что отличает самообучающуюся личность ребёнка в этносемье от воспитанника школы-интерната?
Во-первых, сознательное участие в разумном преобразовании природной и социальной действительности на основе познания диалектических законов развития, когда смысл является радикальным зерном. Он базируется на богатстве жизненных впечатлений.
Во-вторых, положительная широта теоретических познаний, гамма чувственных переживаний (социокультурный опыт), сумма знаний и опыт (навыки) мышления. Умение планировать свои целенаправленные действия, в которых должна быть простота, ясность и конкретность.
В-третьих, активная гражданская позиция личности, осознающей свою миссию в современном мире тесно связана с чувственно-предметной деятельностью ребёнка. И
И наконец, мировоззренческие ориентации личности определяют её познавательный опыт в области: наука, искусство и политика. Образование и речевые штампы, шаблоны, трафареты: формулы оценок и поведения, формулы житейской мудрости, практического рассудка, верования.
Общеизвестно, что мышление есть отражение реального мира в процессе сенсомоторного восприятия и проявляется в умении задавать (формулировать) вопросы и отвечать на них.
Необходимость овладеть приёмами и способами мышления, правильно отражать мир. Потому как, способность мышления представляет собой целостную систему интеллектуальных способностей: рассудок и разум, способность суждения и продуктивное воображение.
В этом случае необходимо природное качество мышления ребёнка: остроумие, гибкость и подвижность мышления гибкости личности ребёнка дошкольного возраста не тормозить, а стимулировать свободой выбора.
Специфика способа мышления определяется предметом познания и той задачей, которую ставит перед собой исследователь.
От единого ко многим
Платон
Культура мышления самообучающейся личности
Более того, отправной точкой создания личностно-интеллектуальной среды самообучения является культура мышления самообучающейся личности каждого ребёнка, имеющая существенную значимость для её самоопределения.
Необходимо напомнить, что проблему формирования и развития интеллекта исследовали: Ф. Бэкон, Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Лейбниц, Юм, Гельвеций, И.Г. Кант, Гегель. Очевидно, что интеллект как способность и мышление как процесс предполагают причинно-следственную связь. Согласно предположениям А.Х. Касымжатова, А.Ж. Кельбуганова: «Культура мышления предполагает умение «изнутри» вскрыть те причины, которые приводят к «падению» мысли…» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 114).
В наших исследованиях психологии этнодидактики культура мышления – это использование предметного содержания в теоретической и практической когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности.
Следовательно, культура мышления означает:
- уметь ясно и определённо мыслить,
- конкретизировать свои поступки,
- владеть эмоциями,
- быть самодисциплинированным, собранным;
- уметь подавлять своеволие и стихийность;
- уметь быть корректным, вежливым и уважать окружающих.
Движущая сила когнитивно-образовательной деятельности
Кроме того, следует заметить, интерес, как правило, вызывает наличие противоречия, движущей силы когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Поскольку, «Мышление есть диалектически напряжённый, активный творческий процесс, требующий от человека высокий уровень культуры, умение подавить в себе частное, узкое, личное и «раствориться» в предмете мысли, возвышаясь тем самым до объективности и всесторонности понимания действительности» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 113-114).
Личностно-интеллектуальная среда самообучения в этносемье
Следует уточнить, что личностно-интеллектуальная среда самообучения в этносемье предполагает не только набор предметов быта в качестве дидактических материалов, но библиотечку для развития речи, пополнения и обогащения активного лексического словаря личности каждого ребёнка, но и расширения границ кругозора, эрудиции.
В ходе индивидуального и коллективного чтения в этносемье широко применяются виды рассудочной деятельности:
- индукция,
- дедукция,
- абстрагирование,
- анализ,
- синтез,
- эксперимент.
Социокультурный опыт как показатель этносемейного воспитания
Между тем, эти виды рассудочной деятельности в подсознании личности каждого ребёнка уже имеются в виде житейского социокультурного опыта, представляющего собой синтез социального и умственного (интеллектуального) развития личности ребёнка.
Как важно, чтобы эти способности не только надо развивать, но и не потерять к десяти годам, чтобы ребёнок не оказался в ситуации философского анекдота «Буриданов осёл».
Буриданов осёл
Наверно, многие помнят, что голодный осёл, находился на одинаковом расстоянии от двух совершенно одинаковых вязанок сена, размещённых справа и слева. Он погиб голодной смертью, потому что действующие на него мотивы уравновешивали друг друга и были направлены в противоположные стороны.
Иными словами, традиционная система школьного образования не готовит детей к решительным, рискованным действиям, а разгружает их от необходимости думать и быстро принимать решения.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс формирует рецептурное мышление без опоры на интеллект, который «… является относительно самостоятельным образованием.
Общеизвестно, что интеллект – это динамически подвижная структура высших психических функций, образующих идеальную основу всей жизнедеятельности человека» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 46).
В личностно-интеллектуальной среде самообучения дидактические материалы, научная и художественная литература являются средствами формирования когнитивно-образовательной деятельности, представляя собой: образы, символы, схемы, понятия, законы.
Личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности ребёнка предполагает индивидуализацию её когнитивно-образовательной деятельности согласно видам ума:
- концептуального ума логика, математика;
- художественного ума поэта и художника;
- социального ума политика;
- производственного или технологического ума рабочего, служащего.
В этой связи чрезвычайно важным является формирование и развитие мыслительной речи самообучающейся личности ребёнка, которая проявляется в умении сформулировать вопросы, на которые она отвечает обоснованно и аргументировано.
Сама личностно-интеллектуальная среда создаёт такие условия реализации когнитивно-образовательной деятельности, как:
- открытость новому;
- стремление к обнаружению и постижению неизвестного и неожиданного, когда объём имеющегося опыта представлений и понятий становится недостаточным. Когда самообучающаяся личность испытывает дефицит знаний, который проявляется в таком эмоциональном потрясении, как удивление.
Детское удивление как фактор этносемейного воспитания
Как важно не разучить ребёнка удивляться, потому что удивление, как «интеллектуальный шок» или интеллектуальное впечатление является движущей силой самообучения, основанной на противоречии:
- конфликт реальности и мечты;
- Желаемого и невозможного.
Следовательно, в интеллектуальной программе самообучения математике «Ситуативная конкретика» житейские ситуации представляют собой элементарную арифметическую задачу, которая является прообразом и моделью интеллектуальной деятельности личности школьника.
Необходимо заметить, что любая житейская ситуация имеет условия (исходные данные) и вопрос (проблему), требующий ответа и определяющий целенаправленный ход рассуждений. Итак:
- условия →
- план (схема) решения →
- технология (операции) →
- контроль →
- коррекция →
- оценка.
Для того чтобы решить проблему житейской ситуации необходимы:
- анализ (исходные условия и цель);
- синтез (представление задачи в целом);
- абстрагирование (выделение существенных и игнорирование несущественных данных задачи);
- сравнение (сопоставление результатов с исходными условиями).
На основе вышеперечисленных мыслительных операций строится процесс формирования понимания и осознания, означающих умения обращаться с содержанием информации, умения выразить в словах, вербализовать, опираясь на ряд интеллектуальных действий.
Между тем, умения характеризуют способность личности, использовать имеющиеся сведения для достижения поставленных целей и представлять собой систему интеллектуальных навыков. И не для кого не секрет, что в учебно-воспитательном процессе ученик скорее информирован, нежели компетентен.
Можно привести притчу о сороконожке, которую попросили рассказать о том, как она передвигается, в каком порядке переставляет такое громадное количество ног. Задумавшись над этим, сороконожка не смогла больше двигаться (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 53).
Уровни математического знания
Многолетняя педагогическая практика показала, что в настоящее время школьники являются «иждивенцами электроники». Такая плачевная ситуация значительно сужает границы интеллектуально-творческого развития неполноценного развития личности детей. Более того, как показала работа с детьми дошкольного возраста в школе дошколят «ТРИ-Л» нет ребёнка, не способного к восприятию математических знаний.
Согласно Б. Спинозе существуют следующие уровни математического знания:
- механическое усвоение (заучить правило);
- индуктивное понимание (апробация правила в частных случаях);
- осмысленное понимание (доказательство правила);
- внутреннее понимание (уверенность в правильности правила);
- полное понимание (хорошо организованное знание).
Следовательно, интеллектуальный уровень зависит от степени осмысления знаний. Если правила представляют собой принципы и законы, то надо строить план действий согласно правилам. Важно, чтобы ребёнок осмысленно воспринимал информацию, а не учил методом «наизусть», который противоположен «смысловому воспроизведению» и перегружает нервную систему ребёнка.
- Вот и получается, что в среднем звене умственный процесс принимает «окостенение» мышления, которое может принять необратимый характер компетенции самообучающейся личности, представляющей собой целый интеллектуальный комплекс: способности познать общее (установление и усвоение правил).
- способности суждения (общее есть сумма частных случаев).
- способности выведения принципов (из общего выделять особенные). Личность школьника может овладеть содержанием предмета только в результате умелого использования накопленных сведений. Иными словами, рефлексировать (размышлять) результаты и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
Традиции этносемейного воспитания
Несомненно, ребёнок от рождения вовлекается в систему традиций (принципов) и обычаев (правил). Поэтому в программе самообучения «Ситуативная конкретика» ключевую роль играет коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
Следует особо отметить, что самообучающаяся личность дошкольника – это мыслящий ребёнок, который понятливый, смышленый, сообразительный, приобретающий необходимую систему знаний, владеет инструментом логического анализа, предполагаемого в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
Поэтому важно личность ребёнка научить принимать,
во-первых, собственное личностное суждение (самостоятельно думать).
Во-вторых, со стороны взрослых не проявлять эгоцентризма.
В-третьих, не мешать ребёнку, мыслить постоянно (последовательный образ мыслей). Вот она триада интеллектуального развития:
- рассудок →
- суждение →
- разум.
Следует вспомнить о том, что «Мудрость – это разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 66).
Впрочем, личностно-интеллектуальный процесс самообучения ребёнка представляет собой некую философию. «Философия – это не только учение о мышлении, но и постижение мира в мышлении, исторически определённый образ, стиль мышления» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 79).
Дети дошкольного возраста (3-5 лет) отличает от школьников дисциплина ума, как высокая концентрация внимания:
- Определённость;
- Непротиворечивость;
- Последовательность;
- Обоснованность.
Стадии формирования интеллекта в этносемье
В этой связи следует уточнить стадии формирования интеллекта в этносемье:
1-ая стадия – сенсомоторный интеллект (до 6 лет);
2-ая стадия – интеллектуальные операции (до 11 лет);
3-я стадия – абстрактно-формальные операции (до 14 15 лет), когда закладываются основы теоретического (научно-понятийного) мышления и появляется способность к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.
А школе дошколят «ТРИ-Л» дети в предметно-знаниевом сегменте «Окружающей среды» занимаются дидактическими материалами из сегмента «Математика», которые содействует приобретению рациональных качеств мысли и её выражения, порядок, точность, ясность, сжатость.
Математика требует воображения «интуиции».
Заключение
Таким образом, изучение математики требует постоянного направления внимания, способности сосредоточиться, но на основе интеллектуальной интуиции. «Интуиция – это тоже мысленное постижение действительности…» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 94).
Как правило, в любой этносемье пристальное внимание родители уделяют формированию творческого ума, диалектической культуры мышления, поскольку они способствуют:
- самостоятельности мышления детей;
- критичности и самокритичности мышления самообучающейся личности.
- широты ума как умение мыслить конкретно и всесторонне в ходе коллективно-регулятивного сотрудничества;
- глубины ума как умения доходить до сути, чтобы быть в когнитивно-образовательной деятельности;
- гибкости ума как умения видеть материал в развитии этноязыковой речи;
- открытости ума как умения в известном находить неизвестное или чувство новизны в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
Свежие комментарии