4 основополагающие причины, препятствующие возникновению потребности к самообучению. Пока не будут устранены эти причины, ребёнок не будет желать самообучаться.
Ощущения без понятий слепы,
а понятия без ощущений пусты
И. Кант
Есть довольно большое количество школьников, которые испытывают трудности в школьном обучении. В большинстве случаев психологи и педагоги причину видят:
- В особенностях умственного развития школьника, именно, в специфике его интеллекта.
- В целом ряде случаев таких школьников определяют в классы коррекции или переводят во вспомогательные школы.
- Нередко такие школьники совершают противоправные поступки. Они отличаются, на языке психологов, девиантным и делинкветным поведением. Иными словами, поведением, влекущим за собой нарушение общественного порядка (преступность, алкоголизм, самоубийство) и общественно-опасное деяние, влекущее за собой уголовное наказание (скинхеды).
ВЫХОД: Усвоение теоретических (академических) знаний, отработка практических умений, переходящих в навыки становятся максимально эффективными, когда классические принципы ДИДАКТИКИ гармонично синтезируются (соединятся) с глубоким пониманием особенностей этнокультурной среды жизнедеятельности.
В данном «ЭТНОТЕСТЕ по физике» рассматриваются тексты школьных задач в контексте этнорегиональной культуры северян, где вся жизнь людей с раннего детства подчинена экстремальным законам выживания. Это значит, что каждое действие человека должно быть осмыслено, соотнесено с жизненными потребностями и окружающими реалиями.
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ заключаются в том, взрослые никогда не дают детям готовых ответов, потому что жизнь в тундре настолько сурова, что ребёнок в любой момент может оказаться ОДИН-на-ОДИН с серьёзной угрозой для жизни, когда взрослый не окажется рядом.
Навыки САМООРГАНИЗАЦИИ у северян генетически заложены, и передаются от поколения к поколению.
ГРУБЫЕ ОШИБКИ ПЕДАГОГОВ
Педагоги изначально ставят перед детьми, практико-ориентированными в жизни, цели, не замотивировав их учебно-познавательной деятельности.
Дети не могут понять: ЧТО? Зачем? Как? Без ответа на эти вопросы ребёнок не видит смысла в конкретных действиях.
Причина первая – отсутствие смысла действий.
Ребёнок из тундры уже в 2 года проявляет самостоятельность в определении приоритетов в предметных областях. Следовательно, эта привычка переходит в школьном обучении, когда ребёнок сам определяет предпочтение к конкретному школьному предмету. Он выбирает себе тот школьный предмет, который вызывает эмоциональный отклик, что может послужить материалом для творческой самореализации личности школьника. Здесь наглядно реализуется одна из фундаментальных положений культурно-исторической теории детского развития (Л.С. Выготский) – идея об аффекте и интеллекте.
Причина вторая – свобода выбора (фильтрация) области изучения.
Далее, если ребёнок родился и рос в конкретной этнокультурной среде, то он, однозначно, имеет низкий уровень запаса слов русского языка. Потому что у него есть свой родной язык, который стимулировал и, тем самым, сформировал его речевое мышление и мыслительную речь, развивая память, внимание и воображение через эмоциональное восприятие, и волевые усилия на основе этнической культуры:
- Пословицы;
- Поговорки;
- Сказки;
- Считалки;
- головоломки;
- скороговорки;
- загадки;
- притчи
Третья причина – этноязыковое сознание личности ребёнка.
Здесь реализуется другое положение культурно-исторической теории детского развития (Л.С. Выготский) – идея о речевом мышлении на фундаменте совместного взаимодействия взрослых и детей в их социальной культурной среде. Иными словами, рельефно выделяется коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ проявляются в том, что в долганской культуре принято взрослым и детям общаться друг с другом наравне, и это воистину уважительное общение.
Четвёртая причина – уважение к личности ребёнка, которая самообучается, саморазвивается, самообразовывается, с помощью саморефлексии.
Следовательно, любой школьный предмет в основе своей должен на базе российской русскоязычной культуры иметь комплекс межпредметных связей:
- физики,
- математики,
- химии,
- географии,
- биологии,
- анатомии человека,
- астрономии,
- черчения,
- геометрии и стереометрии,
- истории и т.д.
Если нет этой теоретической базы, то нет смысла вводить основным школьным предметом такую дисциплину, как «ОБЖ», нарушающую всю структуру логического мышления личности ребёнка.
Непонятно, как должны возникнуть нейроновые связи в детском мозгу при изучении «Окружающей среды», где наблюдается обычный хаос в эмоционально-логическом восприятии личности ребёнка.
Пока мы не заинтересуем ребёнка приёмами и методами самообучения, мы не можем надеяться на то, что из него сформируется личность, её объём сознания и системы научных знаний будут постоянно требовать расширения за счёт новых открытий.
Сформулируем принципы самообучения личности школьника:
1-ый принцип – собственное изложение, формулировки усваиваемого учебного этноматериала с приведением собственных примеров, как в устной, так и в письменной речи.
2-ой принцип – самостоятельное воспроизведение, переосмысление дидактического этноматериала, как содержания интеллектуальных программ этнопособия.
3-ий принцип – овладение содержанием дидактического этноматериала, используя технологию этнодидактического обучения математике.
4-ый принцип — осуществление перехода к сознательной, преднамеренной реконструкции собственного опыта: самостоятельные составления деформированных числовых и буквенных выражений, текстов «обратных» задач в интеллектуальных программах «самопроверка» и «диагностический (обучающий) тест».
Сила самообучающейся личности школьника определяется проявлением волевых качеств, наличием интеллекта, как умением мыслить и творить.
Свежие комментарии