Целевые ориентиры личностно-интеллектуального процесса самообучения представляют собой архиважную составляющую преемственности дошкольного и школьного образования.
Уроки слов всегда должны быть и уроками вещей
Мария Монтессори
Многие педагоги дошкольных и школьных учреждений находятся в панике — как реализовать требования ФГОС?
Личностно-интеллектуальная среда самообучения
Думаю, сложность заключается не в самих образовательных стандартах, а в том, что нет интеллектуальной среды, развивающей самообучающуюся личность, как ребёнка, так и самих педагогов и родителей — это с одной стороны.
С другой стороны, есть прекраснейшие сенсомоторные дидактические материалы для формирования и развития самообучающейся личности ребёнка с презентациями величайшего педагога, психолога и врача, Марии Монтессори, но нет образовательной ПРОГРАММЫ. Это и понятно, потому что столетняя ПРОГРАММА с итальянской социокультурной средой жизнедеятельности не смогла бы функционировать в наших российских реалиях нано-технологий.
Есть ещё третья проблема. Чаще Монтессори-педагоги не являются дипломированными педагогами или вообще имеют купленные дипломы. Они думают, что если прошли месячный курс педагогики М. Монтессори, поняли технологию «презентации» конкретного сенсомоторного дидактического материала, то можно легко преодолеть такую злободневную проблему, как «школьная неуспешность».
Принципы педагогики Марии Монтессори
Для того, чтобы принципы «Научной педагогики» Марии Монтессори реализовались в России, необходимы три момента:
- в детских садах создать личностно-интеллектуальную среду самообучения по принципу Монтессори-среды, но не копировать, как это делают во всех Монтессори-садах и Монтессори-школах.
- в такой среде может ориентироваться и работать человек с академической базой знаний: психологии, педагогики и дидактики — вот она самая гиперсложная проблема. ФГОС составляли академики, вот пусть они и реализуют свои идеи, потому что педагоги, закончившие педучилище и другие педагогические вузы, не осилят ПРОГРАММУ, хотя бы потому, что не владеют тем арсеналом научных понятий, об которые они спотыкаются и набивают «шишки». А пока они себе «набивают шишки», ребёнок уже вырос.
- авторы, которые, в основной своей массе, даже и не работали в детских и общеобразовательных учреждениях. А если даже и работали, то они изложением, осознанием и осмыслением своего прошлого опыта «тормозят» развитие детей, потому что не хотят признавать факт быстро меняющегося информационного мира.
Чтобы не быть голословной, приведу пример синтеза ФГОС и принципов «Научной педагогики» М. Монтессори.
Синтез ФГОС и педагогики М. Монтессори
Пусть не обижаются Монтессори-педагоги, но не может быть ПЕДАГОГИКА научной, потому что она сама НАУКА. Вот и получается «научная наука», по аналогии «намасленное масло». Скорее всего, в этом повинны переводчики.
Думаю, по сути «Научная педагогика» М. Монтессори — это ПСИХОЛОГИЯ ДИДАКТИКИ.
Требования ФГОС и педагогика М. Монтессори имеют Центр тяжести, куда сходятся все проблемы образования — это самообучающаяся личность ребёнка.
Именно она стимулирует процесс самообучения, самообразования, саморазвития и самореализации, как педагога, так и родителя.
Ниже будет представлена конкретика применения сенсомоторных дидактических материалов величайшего педагога-психолога, Марии Монтессори в синтезе с требованиями ФГОС.
Я искренне преклоняюсь перед гениальнейшим ПЕДАГОГОМ на все века — Марией Монтессори. Она не виновата в том, что каждый педагог пытается присвоить ей свои мысли — » Мария Монтессори это имела в виду…». Они о ней говорят так, как будто она им сама всё сказала, о чём думала в тот или иной момент ситуативной конкретики. Если она не писала «чёрным по белому», то не этично говорить о том, что она имела в виду, когда …
Этой наивностью страдают все Монтессори-педагоги и, в особенности, в Ассоциациях по подготовке педагогов Монтессори-педагогики. Возможно, поэтому они не слышат друг друга, не умеют договариваться и т.д. — это нарушение требований ФГОС — «уважать мнение другого человека, уметь договариваться» и т.д.
Сенсомоторные дидактические материалы М. Монтессори
когнитивная цель — формировать:
- логическую память,
- зрительно-вербальную память,
- речевое мышление,
- произвольное (сознательное) внимание, основанное на осознании и осмыслении.
образовательная (понятийная) цель – формировать знания понятий:
- единица,
- десяток,
- сотня,
- тысяча,
- сторона куба,
- объём куба,
- куб числа
компетентностная цель – формировать умения:
- считать от 1 до 10;
- считать от 1 до 100;
- считать от 1 до 1000;
- измерять длину ребра куба;
- вычислять объём куба, куб числа;
- извлекать кубический корень.
личностная цель (требования ФГОС)– формировать:
- волю, обусловленную концентрацией внимания — любознательности;
- интеллект как способность:
- осознанно мыслить,
- грамотно говорить и задавать вопросы;
- аргументированно доказывать свою точку зрения на основе причинно-следственной связи формул, законов, отношений, явлений и процессов,
- наблюдать, сравнивать, экспериментировать,
- коммуникабельность:
- взаимодействовать с другими личностями, не теряя чувства собственного достоинства, уважать их интересы, желания и мнения, что способствует умению договариваться и принимать партнёрское согласованное решение;
- проявлять самостоятельность, творческую инициативу, сопереживая неудачам и радуясь успехам других.
Школьная программа:
- Степень числа (9 класс).
- Объём куба (5 класс).
- Объём параллелепипеда (5 класс)
- Физика (7 класс)
Монтессори-материал — «РОЗОВАЯ БАШНЯ»
когнитивная цель — формировать:
- логическую память,
- мыслительную речь,
- математическое сознание как осмысление математических понятий.
- зрительно-вербальную память,
- речевое мышление,
- произвольное (сознательное) внимание.
образовательная (понятийная) цель – формировать знания понятий:
- последовательность,
- арифметическая прогрессия: убывающая и возрастающая;
- «больше» и «меньше», «выше» и «ниже»; «легче» и «тяжелее», «большой» и «маленький» и т.д.,
- сторона куба,
- объём куба,
- куб числа
компетентностная цель – формировать умения:
- измерять длину ребра куба:
- с помощью стержня из бусин;
- с помощью настольного набора «штанги»;
- с помощью линейки.
- измерять, используя «дециметровые штанги»
- длину, ширину и высоту класса;
- длину и ширину поверхности парты, доски, полок и т.д.
Личностная цель (требования ФГОС)– формировать:
- волю, обусловленную концентрацией внимания — любознательности;
- интеллект как способность:
- осознанно мыслить,
- грамотно формулировать свои мысли и вопросы;
- аргументированно доказывать свою точку зрения на основе причинно-следственной связи формул, законов, отношений, явлений и процессов,
- наблюдать, сравнивать, экспериментировать,
- коммуникабельность:
- взаимодействовать с другими личностями, не теряя чувства собственного достоинства, уважать их интересы, желания и мнения, что способствует умению договариваться и принимать партнёрское решение;
- проявлять самостоятельность, творческую инициативу, сопереживая неудачам и радуясь успехам других.
Школьная программа:
- Последовательность (алгебра 9 класс);
- Арифметическая прогрессия (алгебра 9 класс);
- Разность арифметической прогрессии (алгебра 9 класс);
- Измерение длин сторон квадрата, куба (математика 5, 6 классов);
- Вычисление площади, объёма (математика 5, 6 классов).
По многим ключевым сенсомоторным дидактическим материалам готовится электронная книга «Образовательные стандарты» — это рабочее название книги.
Извиняюсь, что не смогла показать другие дидактические материалы М. Монтессори, потому что формат статьи не позволяет выложить весь текстовой материал.
Это, как раз, является поводом для Вас, дорогой мой ЧИТАТЕЛЬ, подумать и предпринять некие действия, чтобы помочь своему ребёнку или внуку, развиваться по законам ПРИРОДЫ — это фундаментальная идея Марии Монтессори.
ДЕРЗАЙТЕ!!!
Свежие комментарии