Почему воображение в детском возрасте играет большую роль, чем во взрослой жизни?
Детская креативность заключается в конкретных действиях ребёнка с опорой на его воображении, с помощью которого дети познают окружающий мир. Иногда умение наблюдать за действиями ребёнка приводит взрослого к инсайту в бизнесе.
Воображение сильнее опыта
Гастон Башлар
Инсайт означает некое озарение, внезапную догадку, согласно определению, данному в Википедии.
Интеллектуальная творческая активность личности ребёнка формируется в ситуации решения логико-смысловой проблемы изменения потребностей и ценностей, а потому имеет отличительные особенности:
1) оригинальность – способность по-новому взглянуть на предметы, явления, свойства и состояния;
2) восприимчивость – способность проявлять чувствительность к деталям, элементам, компонентам, житейским или научным противоречиям, неопределённости.
Детское воображение создаёт образы и смыслы, которые в реальности не существуют, когда личность ребёнка оказывается в ситуации осмысления чего-либо, но осознаёт жуткую нехватку знаний и способов, средств действия для познания предмета или явления, свойства или состояния.
Личности каждого ребёнка важно найти сходство предметов или явлений, чтобы прийти к созданию смыслового образа. Следовательно, она создаёт, формирует новые ассоциации по смыслу в ходе креативной когнитивно-образовательной деятельности, показателем креативности будет уровень оригинальности детской ассоциации.
В книге на наглядном примере Школы «ТРИ-Л» раскрывается стратегическая программа когнитивно-образовательной активности личности ребёнка в процессе общения и взаимодействия педагогов и родителей.
Метод ассоциации для развития детского воображения
Более того, в своей педагогической практике я применяла метод ассоциации, во-первых, для формирования и развития памяти.
Цель — запомнить слова: линейка, утюг, машина, тарелка, кровать, тапочки, расчёска, кран.
Во-вторых, для формирования беглого чтения и понятийной гибкости мышления.
В-третьих, для проявления оригинальности запоминания, основанной на необычных сравнениях.
И наконец, для проявления конструктивной активности при рассмотрении разнообразии признаков.
В этой связи этнопедагогу-дидакту необходимо владеть приёмами развития детского интеллекта таких, как:
1) «Мозговой штурм»;
2) «На что это похоже»;
3) «Сравни несравнимое»;
4) «Возможное в невозможном»;
5) «Совмести несовместимое»;
6) «Найди единое в многообразии».
Детское воображение расширяет опыт мышления путём формулировки понятий
Как детское воображение и опыт работы с понятиями взаимосвязаны между собой?
Ум освещает путь воле,
а воля повелевает действиями
Ян Амос Коменский
Чтобы знать, личность ребёнка должна понимать, а чтобы понимать, ей необходимо узнать, а для этого она, непременно, воспользуется багажом своего житейского социокультурного опыта восприятия объективной реальности. © З.Н. Ичин-Норбу.
В этом плане в ТРИЗ-теории хорошо отработан «алгоритм формулирования определения многозначных понятий» (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, 2000, с.303):
- Записать понятие, которому необходимо дать определение.
- Записать в столбик имена существительные, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемого понятия (2-3 мин).
- Выбрать из полученного списка те 2-3, которые наиболее точно отражают суть определяемого понятия.
- Сформулировать определение выбранного понятия, используя выбранные слова в качестве ключевых слов.
- Обсудить несколько формулировок в группе, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого понятия.
- Сформулировать обобщённое определение понятия на основе озвученных формулировок при обсуждении.
Авторы приводят в качестве примера понятия «мышление» и «культура».
Мышление: проблема, логика, вопрос, интуиция, правила, успех, самостоятельность, эрудиция, решение.
Выбранные слова: проблема, самостоятельность и решение. Определение: Мышление – это процесс самостоятельного решения.
Культура: искусство, воспитание, эрудиция, вежливость, образование, красота, умение, грамотность, речь, доброжелательность.
Выбранные слова: воспитание, умение, красота.
Определение. Культура – это результат направленных действий для достижения определённого уровня умения и ощущения красоты этого уровня (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, 2000, с.305).
Культура – это результат воспитания и образования (в моей трактовке).
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, во-первых, детское мышление ограничено содержанием и объёмом житейского опыта.
Во-вторых, детям сложно осознать цели и мотивы создания образа.
В-третьих, никак не стоит думать, что воображение ребёнка и воображение взрослого — это одно и то же.
И наконец, если ребёнок с помощью своего воображения конструирует понятия:
- о предмете, например, стол и стул — это разные предметы;
- об явлении, например, дождь и снег — это разные явления природы;
- о событии, например, 1 сентября и Новый год ребёнок никогда не будет воспринимать как одно и то же событие;
- о межличностных отношениях, например, добрые и злые люди.
Свежие комментарии