Выбрать страницу
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

Деятельностная самооценка личности школьника, как правило, ни педагогами, ни родителями не принимается во внимание. Всех волнуют: знания, умения и навыки.

Ребёнок впитывает культуру своей среды

М. Монтессори

А действия ребёнка? А эффективность его действий? 

Деятельностная самооценка личности

Тундровичок с маутом

Пятилетний тундровичок уже сам отрабатывает собственную технику броска маута.

Деятельностная самооценка формируется уже в детстве, начиная с 2,5 лет, когда ребёнок требовательно и твёрдо заявляет взрослому: «Я сам!».

Другое дело, что родители, как правило, в силу разных обстоятельств, игнорируют этим самым ценным, фундаментальным моментом личностного становления ребёнка.

А ведь всего-то нужно оставить все «срочные» дела на 10-15 минут терпения и соучастия в действиях ребёнка, которые потом растянутся в годы взаимных обид и человеческого непонимания.

Так что, дорогие родители, будьте благоразумны в своей торопливости, потому что всё в вашей жизни будет: начальник, будильник, понедельник, но никогда не будет этого детского момента «Я сам!».

Кстати, одной из этнических особенностей долган является чувство собственного достоинства.

Думаю, что эта особенность имеется и у многих других народов и народностей, но у долган она особо ярко выражается.

Возможно, именно по этой причине в интернатной среде воспитанник не может понять:

  1. почему ему воспитатели должны указывать — ЧТО и КАК делать?
  2. почему он должен зарабатывать МНОГО денег? Зачем они нужны в тундре?
  3. почему должен торопиться, когда с детства он знал — ПРИРОДА никогда не торопится, но везде успевает. Никогда природные сезоны не нарушали: ни последовательности, ни продолжительности, не своих отличительных признаков и свойств.
Девочка в долганской одежде.

Северянин не тот, кто мороза и пурги не боится, а тот, кто одевается тепло. Одежда из оленьей шкуры есть гарант жизненной безопасности и сохранности здоровья.

К сожалению, подобных вопросов возникает много, но на них педагог с материковским образом мышления, со своим этническим стилем поведения, сознания, никогда не ответит, а родители находятся за 200-600 км тундрового бездорожья.

В ходе разработки эксперимента на Таймыре я предполагала, что деятельностная самооценка – это собственная оценка личности школьника:

  1. качества выполненных действий,
  2. степень достижения своей цели, а не чужой навязанной воли или исполнение чужих желаний, требований и указаний.

Мои предположения подтвердились.

По окончании эксперимента, я описала ключевые моменты, провела обобщающий семинар, на который пришёл 1% педагогического коллектива, а из управленцев — 0%.

Рождённый ползать — летать не может

sas_2058Даже те педагоги, пришедшие на лекционно-практическое занятие не могли легко оторваться от своей «зоны комфортности», что мои слова прозвучали для них словно красивая, душераздирающая классика, не более того.

Такие моменты, а их бывает часто в моей жизни, напоминают «Песню о соколе» Максима Горького. http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=2688

1.

«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень… А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…

Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…

С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень… Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

— Что, умираешь?

— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко.

— Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!..

Эх ты, бедняга!

— Ну что же — небо? — пустое место…

Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами…

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!..

О, счастье битвы!..

А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»

И предложил он свободной птице:

«А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».

И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.

И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…

Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.

А волны моря с печальным ревом о камень бились…

И трупа птицы не видно было в морском пространстве…

2.

В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье. — А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края?

Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.

Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.

Рожденный ползать — летать не может!..

Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…

— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!..

Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу.

Зачем же гордость?

Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я — видел небо…

Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю.

Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.

Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились. В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:

«Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер!..

Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!..»

Никто из педагогов школы-интерната, ХСШ № 1 не понял, что я им предлагала готовый дидактический инструментарий. А зачем? Объём зарплаты не уменьшается, а только повышается. К чему все эти потуги?

Знаниевая компетенция

Exif_JPEG_420

Трёхлетняя девочка и четырёхлетний мальчик сами взяли «Букварь» в руки, и с огромным азартом стали изучать способ соединения букв в слова. Им было интересно само звучание гласных и согласных звуков

В основе психологии школьной этнодидактики заложен принцип, когда ребёнок сам должен определиться в предмете и содержании собственной когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой формируется его индивидуальная знаниевая компетенция, означающая личностный опыт:

  1. выявления и решения проблем в режиме «ситуативной конкретики»;
  2. проектирования и исследования в режиме «стратегии и тактики», конечно, ребёнок не знает таких понятий, но он действует в области подсознания. И ни в коем случае нельзя ему задавать вопросы: Как ты это сделал? Объясни и покажи.
  3. сотрудничества в режиме «коммуникации: взаимодействия и общения»;
  4. самоконтроля в режиме «творческой коррекции».

Напомню, что школьная этнодидактика запускает механизм процесса самообучения в контексте системы культурных ценностей конкретного этноса, регулируемых самосознанием и поведением личности школьника на базе технологии САМООБУЧЕНИЯ.

Взаимодействие. Партнёрство. Общение

Между тем, следует заметить то, что в зависимости от того, в каком социуме ребёнок находится, у него формируется некая способность, а ещё точнее, готовность к коммуникативно-регулятивному сотрудничеству или не формируется.

В любом случае, коммуникативно-регулятивное сотрудничество — это постепенная регуляция собственным сознанием и поведением в ходе взаимодействия, партнёрства и общения.

Заметим, что важную особенность общения взрослых и детей составляет также тот факт, что заметно повысилась самооценка школьников, которая выражалась:

  1. в их самоуверенности в ходе общения с взрослыми, как с партнёрами,
  2. в желании помочь собеседнику в усвоении новых знаний,
  3. в самоутверждении.

Учебная деятельность

shkola-internatА ведь педагоги Хатангской средней школы-интерната утверждали: «Воспитанники не способны проявлять учебную деятельность самостоятельно, потому что имеют низкую самооценку».

По всей видимости, речь идёт о том, что дети из этносреды не способны оценивать себя в условиях отсутствия СВОБОДЫ выбора. Это объясняется тем, что учебная деятельность, навязанная педагогом, в корне отличается от когнитивно-образовательной деятельности, заложенной природой саморазвития.

К сожалению, не каждый педагог понимает смысл «учебной деятельности», которую в своё время ввели Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов.

Однако в нашем понимании «учебная деятельность» означает не что иное, как требование педагога: « Смотри на меня! Повторяй за мной! Делай, как я! Говори, как я! Думай, как я!» и т.д.

Возможно, такое обращение и создаёт внутренний конфликт личности ребёнка и ученика как объекта учебной деятельности.

Между тем, ребёнок из тундры привык действовать самостоятельно, потому, как он постоянно находится в круговороте деятельностных людей, умеющих с чувством собственного достоинства решать проблемные житейские ситуации.

Следует уточнить, что понятие «деятельностная самооценка» введена мной в связи с тем, что школьник может себя оценить только в ходе когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

Ниже приведена сводная таблица с результатами «деятельностной самооценки» до и после эксперимента.

Экспериментальные данные

Представим формулу вычисления деятельностной самооценки личности школьника в ходе когнитивно-образовательной деятельности:

Дс = ΔД = Д2 – Д1

Дсдеятельностная самооценка школьника;

Д1результаты диагностической работы № 1;

Д2результаты диагностической работы № 2.

Таблица результата деятельностной самооценки

Ступень школьного образования Различные этнические группы в зависимости от социокультурных условий жизни Диагностика Приращение знаний и умений как

показатель деятельностной самооценки

До эксп. После эксп.
Начальная школа

(4-е классы)

Этническая группа в монокультурной среде 8 % 85 % 77 %
Этническая группа в поликультурной среде 15 % 61 % 46 %
Группа иных культур в поликультурной среде 20 % 72 % 52 %
Основная школа (5-е классы) Этническая группа в монокультурной среде 23 % 85 % 62 %
Этническая группа в поликультурной среде 30 % 83 % 53 %
Группа иных культур в поликультурной среде 33 % 83 % 50 %

 diagramma-dsoИз диаграммы наглядно видно, что в этносреде у школьников «деятельностная самооценка» выше, чем у тех же детей долганского этноса, но в поликультурной среде.

Данный факт лишний раз подтверждает этническую особенность детей – всё новое легко, интересно и прочно познаётся:

  1. в деятельности,
  2. в общении,
  3. в межличностном взаимодействии в этнокультурной среде жизнедеятельности.

Таким образом, необходимо формировать у школьников не «учебную деятельность», а формировать и закреплять навыки самообучения в ходе когнитивно-образовательной деятельности, плодотворно взаимодействуя с представителями старшего поколения, что, по сути своей, означает преемственную и социальную природу коммуникативно-регулятивного сотрудничества.

Безусловно, чем насыщеннее содержание когнитивно-образовательной деятельности школьников, тем больше проявляется природа самообучаемости личности ребёнка, поскольку, ребёнок сам:

  1. обучается,
  2. рассуждает,
  3. спорит,
  4. сомневается,
  5. дополняет,
  6. решает, короче, ДЕЙСТВУЕТ!!!

Как видите, есть над чем подумать, есть над чем работать.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.