Деятельностная самооценка личности школьника, как правило, ни педагогами, ни родителями не принимается во внимание. Всех волнуют: знания, умения и навыки.
Ребёнок впитывает культуру своей среды
М. Монтессори
А действия ребёнка? А эффективность его действий?
Деятельностная самооценка личности
Деятельностная самооценка формируется уже в детстве, начиная с 2,5 лет, когда ребёнок требовательно и твёрдо заявляет взрослому: «Я сам!».
Другое дело, что родители, как правило, в силу разных обстоятельств, игнорируют этим самым ценным, фундаментальным моментом личностного становления ребёнка.
А ведь всего-то нужно оставить все «срочные» дела на 10-15 минут терпения и соучастия в действиях ребёнка, которые потом растянутся в годы взаимных обид и человеческого непонимания.
Так что, дорогие родители, будьте благоразумны в своей торопливости, потому что всё в вашей жизни будет: начальник, будильник, понедельник, но никогда не будет этого детского момента «Я сам!».
Кстати, одной из этнических особенностей долган является чувство собственного достоинства.
Думаю, что эта особенность имеется и у многих других народов и народностей, но у долган она особо ярко выражается.
Возможно, именно по этой причине в интернатной среде воспитанник не может понять:
- почему ему воспитатели должны указывать — ЧТО и КАК делать?
- почему он должен зарабатывать МНОГО денег? Зачем они нужны в тундре?
- почему должен торопиться, когда с детства он знал — ПРИРОДА никогда не торопится, но везде успевает. Никогда природные сезоны не нарушали: ни последовательности, ни продолжительности, не своих отличительных признаков и свойств.
К сожалению, подобных вопросов возникает много, но на них педагог с материковским образом мышления, со своим этническим стилем поведения, сознания, никогда не ответит, а родители находятся за 200-600 км тундрового бездорожья.
В ходе разработки эксперимента на Таймыре я предполагала, что деятельностная самооценка – это собственная оценка личности школьника:
- качества выполненных действий,
- степень достижения своей цели, а не чужой навязанной воли или исполнение чужих желаний, требований и указаний.
Мои предположения подтвердились.
По окончании эксперимента, я описала ключевые моменты, провела обобщающий семинар, на который пришёл 1% педагогического коллектива, а из управленцев — 0%.
Рождённый ползать — летать не может
Даже те педагоги, пришедшие на лекционно-практическое занятие не могли легко оторваться от своей «зоны комфортности», что мои слова прозвучали для них словно красивая, душераздирающая классика, не более того.
Такие моменты, а их бывает часто в моей жизни, напоминают «Песню о соколе» Максима Горького. http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=2688
1.
«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень… А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…
Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…
С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень… Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
— Что, умираешь?
— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко.
— Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!..
Эх ты, бедняга!
— Ну что же — небо? — пустое место…
Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами…
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!..
О, счастье битвы!..
А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»
И предложил он свободной птице:
«А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…
Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
А волны моря с печальным ревом о камень бились…
И трупа птицы не видно было в морском пространстве…
2.
В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье. — А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края?
Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать — летать не может!..
Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…
— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!..
Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу.
Зачем же гордость?
Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я — видел небо…
Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю.
Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились. В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
«Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер!..
Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..»
Никто из педагогов школы-интерната, ХСШ № 1 не понял, что я им предлагала готовый дидактический инструментарий. А зачем? Объём зарплаты не уменьшается, а только повышается. К чему все эти потуги?
Знаниевая компетенция
В основе психологии школьной этнодидактики заложен принцип, когда ребёнок сам должен определиться в предмете и содержании собственной когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой формируется его индивидуальная знаниевая компетенция, означающая личностный опыт:
- выявления и решения проблем в режиме «ситуативной конкретики»;
- проектирования и исследования в режиме «стратегии и тактики», конечно, ребёнок не знает таких понятий, но он действует в области подсознания. И ни в коем случае нельзя ему задавать вопросы: Как ты это сделал? Объясни и покажи.
- сотрудничества в режиме «коммуникации: взаимодействия и общения»;
- самоконтроля в режиме «творческой коррекции».
Напомню, что школьная этнодидактика запускает механизм процесса самообучения в контексте системы культурных ценностей конкретного этноса, регулируемых самосознанием и поведением личности школьника на базе технологии САМООБУЧЕНИЯ.
Взаимодействие. Партнёрство. Общение
Между тем, следует заметить то, что в зависимости от того, в каком социуме ребёнок находится, у него формируется некая способность, а ещё точнее, готовность к коммуникативно-регулятивному сотрудничеству или не формируется.
В любом случае, коммуникативно-регулятивное сотрудничество — это постепенная регуляция собственным сознанием и поведением в ходе взаимодействия, партнёрства и общения.
Заметим, что важную особенность общения взрослых и детей составляет также тот факт, что заметно повысилась самооценка школьников, которая выражалась:
- в их самоуверенности в ходе общения с взрослыми, как с партнёрами,
- в желании помочь собеседнику в усвоении новых знаний,
- в самоутверждении.
Учебная деятельность
А ведь педагоги Хатангской средней школы-интерната утверждали: «Воспитанники не способны проявлять учебную деятельность самостоятельно, потому что имеют низкую самооценку».
По всей видимости, речь идёт о том, что дети из этносреды не способны оценивать себя в условиях отсутствия СВОБОДЫ выбора. Это объясняется тем, что учебная деятельность, навязанная педагогом, в корне отличается от когнитивно-образовательной деятельности, заложенной природой саморазвития.
К сожалению, не каждый педагог понимает смысл «учебной деятельности», которую в своё время ввели Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов.
Однако в нашем понимании «учебная деятельность» означает не что иное, как требование педагога: « Смотри на меня! Повторяй за мной! Делай, как я! Говори, как я! Думай, как я!» и т.д.
Возможно, такое обращение и создаёт внутренний конфликт личности ребёнка и ученика как объекта учебной деятельности.
Между тем, ребёнок из тундры привык действовать самостоятельно, потому, как он постоянно находится в круговороте деятельностных людей, умеющих с чувством собственного достоинства решать проблемные житейские ситуации.
Следует уточнить, что понятие «деятельностная самооценка» введена мной в связи с тем, что школьник может себя оценить только в ходе когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
Ниже приведена сводная таблица с результатами «деятельностной самооценки» до и после эксперимента.
Экспериментальные данные
Представим формулу вычисления деятельностной самооценки личности школьника в ходе когнитивно-образовательной деятельности:
Дс = ΔД = Д2 – Д1
Дс – деятельностная самооценка школьника;
Д1 – результаты диагностической работы № 1;
Д2 — результаты диагностической работы № 2.
Таблица результата деятельностной самооценки
Ступень школьного образования | Различные этнические группы в зависимости от социокультурных условий жизни | Диагностика | Приращение знаний и умений как
показатель деятельностной самооценки |
|
До эксп. | После эксп. | |||
Начальная школа
(4-е классы) |
Этническая группа в монокультурной среде | 8 % | 85 % | 77 % |
Этническая группа в поликультурной среде | 15 % | 61 % | 46 % | |
Группа иных культур в поликультурной среде | 20 % | 72 % | 52 % | |
Основная школа (5-е классы) | Этническая группа в монокультурной среде | 23 % | 85 % | 62 % |
Этническая группа в поликультурной среде | 30 % | 83 % | 53 % | |
Группа иных культур в поликультурной среде | 33 % | 83 % | 50 % |
Из диаграммы наглядно видно, что в этносреде у школьников «деятельностная самооценка» выше, чем у тех же детей долганского этноса, но в поликультурной среде.
Данный факт лишний раз подтверждает этническую особенность детей – всё новое легко, интересно и прочно познаётся:
- в деятельности,
- в общении,
- в межличностном взаимодействии в этнокультурной среде жизнедеятельности.
Таким образом, необходимо формировать у школьников не «учебную деятельность», а формировать и закреплять навыки самообучения в ходе когнитивно-образовательной деятельности, плодотворно взаимодействуя с представителями старшего поколения, что, по сути своей, означает преемственную и социальную природу коммуникативно-регулятивного сотрудничества.
Безусловно, чем насыщеннее содержание когнитивно-образовательной деятельности школьников, тем больше проявляется природа самообучаемости личности ребёнка, поскольку, ребёнок сам:
- обучается,
- рассуждает,
- спорит,
- сомневается,
- дополняет,
- решает, короче, ДЕЙСТВУЕТ!!!
Как видите, есть над чем подумать, есть над чем работать.
ДЕРЗАЙТЕ!!!
Трекбеки/Пинги