Как дисциплинировать ИНТЕЛЛЕКТ? Только ВНИМАНИЕМ! Потребность концентрироваться (медитировать) на предмете или явлении у ребёнка имеется с момента рождения.
Модели,
использующие тысячи переменных,
отвлекают наше внимание
от понимания логики и закономерностей изменений
П. Сенге
Концентрация внимания есть, по сути своей, медитация йоги, когда он «держит» своё внимание в состоянии «бессознательности», хотя он слышит всё.
Внимание школьника — это проблема № 1
Как правило, низкий уровень качества обучения воспитанников Хатангской средней школы-интерната педагоги объясняют: « Воспитанники не внимательны и не усидчивы, поэтому не может быть сформирована учебная деятельность».
Видимо, педагоги не могут авторитарно заставить детей учиться.
Однако, в ходе эксперимента дети, наоборот, показали усидчивость как наличие силы воли, движимая целенаправленным и продолжительным, по времени, вниманием.
Поскольку это просто нереально, при отсутствии произвольного внимания:
- прочитать,
- осознать,
- осмыслить,
- понять,
- запомнить,
- выполнить все задания, которые вместил в себя объём этноматериалов по математике. Объём состоял из 68 страниц.
А ведь школьники не пропускали ни одной страницы. Кроме того, постоянно перечитывали информацию в «ситуативной конкретике».
Перечитывать, означает, неоднократно возвращаться к прочитанному, чтобы осмыслить, осознать и запомнить.
Педагогическая невнимательность
Если верить педагогам школы-интерната, то школьники не смогли бы справиться с практическими заданиями без их:
- усидчивости,
- напористости,
- силы воли,
- произвольного внимания.
Странно, как же они находили ошибки в утверждениях персонажей и обосновывали их.
Тем самым, на глазах у взрослых демонстрировали формирование критического стиля мышления, которое невозможно без произвольного внимания.
Почему был разработан психолого-этнодидактический эксперимент
Именно потому, что я поверила наблюдениям своих коллег за воспитанниками интерната, но желание выявить причины их «школьной неуспешности» взяло верх.
Смею заметить, что результаты моих наблюдений и коллег НИКОГДА не совпадали, а чтобы доказать истину результатов собственных наблюдений, мне надо было доказать её путём экспериментальных исследований детей в разных социокультурных условиях их проживания.
Мы на свой страх и риск взяли такой большой объём именно текстового материала. Потому что, согласно наблюдениям педагогов, дети не любят, не умеют читать.
Как мы были рады, когда наши опасения и сомнения не оправдались.
Я наглядно доказала наличие этнической особенности характера долганских детей — идти и не сдаваться во чтобы то ни было, которая ярко проявилась в ходе эксперимента, но:
- эта этническая особенность была характерна только для детей, тесно взаимодействующих с родителями.
- эта особенность не проявилась в условиях интернатной системы воспитания. И это грустно.
По всей вероятности именно «учебная деятельность» по природе своей не может быть обусловлена (детерминирована) вниманием, которое и есть, на самом деле, дисциплина ума личности школьника, настроенной на самообучение, а не на репродуктивность или воспроизводимость:
- чужих требований,
- чужого плана действий,
- чужой задумки,
- чужой тактики.
Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности
Для иллюстрации важности формирования когнитивно-образовательной деятельности у детей из экспериментальных групп приведена сводная таблица.
(в классе — 14 чел. из них участвовали в эксперименте 13 чел.)
Сындасско — 4 класс
(этносреда)
Оценка | Успеваемость
за 2007-2008 учебный год |
Актуальный уровень развития | Зона ближайшего развития |
«2» | — | 100 %
Дети не справились с заданиями теста № 1 |
— |
«3» | 57 % | Оценка успеваемости не соответствует реальным знаниям | — |
«4» | 43 % | Оценка успеваемости не соответствует реальным знаниям | 100 %
Дети все справились с тестом № 2.
|
Количество баллов за диагностическую работу № 2 – от 91 до 100 б.
Из диаграммы видно, что оценки за предыдущий учебный год не соответствую «актуальному уровню развития» (Л.С. Выготский).
Новорыбинская средняя школа
(этносреда)
4 класс: участвовали в эксперименте – 6 чел. из 7 человек, школьница отсутствовала по болезни.
Результаты «АУР» — 4 чел. (0 б), 2 чел. (7 б).
Результаты «ЗБР» — от 45 (б) до 79 (б).
Из таблицы видно, что оценка успеваемости школьников учителем явно завышена.
5 класс: участвовали в эксперименте – 8 чел. из 9 человек, школьник отсутствовал по болезни.
Результаты «АУР» — 1 чел. (0б); 1 чел. (5б); 1 чел. (11б); 2 чел. (16б); 2 чел. (21б); 1 чел. (32б).
Результаты «ЗБР» — 2 чел. (32б); 1 чел. (38б); 1 чел. (63б); 1 чел.(68б); 1 чел. (76б); 1 чел. (81б); 1 чел. (100б).
Детское коммуникативно-регулятивное СОТРУДНИЧЕСТВО
Единственная школа, где было детское коммуникативно-регулятивное сотрудничество. Школьники не захотели приглашать ни родителей (потому что у многих были грудные дети в возрасте от 5 мес. до 1г 8 мес.), а учителей не хотели приглашать единогласно и принципиально. О причинах следует только догадываться, потому что я не спрашивала у детей о причине их отказа от сотрудничества с ними.
Любопытно то, что диагностическую работу № 1 школьники писали в разное время, и беседа с ними состоялась, тоже в разное время, но и четвероклассники, и пятиклассники не выбрали ни родителей, ни учителей одинаково решительно. Они выбрали школьную совместную деятельность 4 и 5 классов, но при этом они предпочли одного воспитателя из «группы продлённого дня» — Щукину Ирину Петровну.
Свобода выбора
Я не могла нарушать условие эксперимента – школьники сами решают, с кем они будут принимать участие в эксперименте.
Был ещё один любопытный момент – четвероклассник, который считался учителем неспособным к обучению, читал тексты, а все остальные думали, рассуждали и спорили.
Однако через 70 минут этот ученик сам начал принимать активнейшее участие и уже тексты читал не механически, а осознанно.
Это надо было видеть, как все дети были приятно ему удивлены, на вопросы «Листа самоконтроля» он отвечал быстро и чётко.
Интеллектуальная интуиция
Видимо, у школьника, из-за того, что все активно обсуждали, спорили и смеялись, включился режим «интеллектуальной интуиции».
Первые два часа он сильно уставал, но после этих двух часов он не только не уставал, а, наоборот, его азарт стимулировал других, поскольку, они же через два часа ощущали некую усталость.
В результате, дети занимались с 15ч до 21ч.
Педагогический эгоцентризм
Но тут была ещё одна причина, пятиклассники, именно в этот день, занимались во вторую смену, и, как ни странно, они включались так быстро, как будто и не отсутствовали. Дети прибегали во время перемены, потому что учителя-предметники не захотели их отпускать на эксперимент.
Более того, они им угрожали поставить за урок неудовлетворительную отметку.
Вот в такой экстремальной ситуации школьники Новорыбинской средней школы приобретали математические знания, используя этнодидактическую технологию самообучения.
А самое приятное было то, что «слабый» школьник, результат диагностической работы № 1 которого составил 0 баллов, диагностическую работу № 2 написал на 46 баллов.
Хетская средняя школа-интернат
(этносреда)
Результаты «ЗБР» — 1 чел.(29б); 1 чел. (57б); 1 чел.(64б); 2 чел. (100 б).Результаты «АУР» — 1 чел. (0 б); 2 чел. (14 б); 2 чел. (21б).
Из таблицы видно, что оценка успеваемости школьников учителем явно завышена.
5 класс: участвовали в эксперименте – 8 чел. из 10 человек, 2 чел. отсутствовали по болезни.
Результаты «АУР» — 1 чел. (26б); 1 чел. (32б); 3 чел. (37б); 2 чел. (47б); 1 чел. (68б).
Результаты «ЗБР» — 1 чел. (53б); 4 чел. (79б); 1 чел. (89б); 1 чел. (95б); 1 чел.(100б).
4 «а» класс
(поликультурная школьная среда)
Где «э» означает этногруппа в поликультурной (русскоязычной) среде;
«и» означает игруппа в поликультурной (русскоязычной) среде.
Количество учащихся в классе – 14 человек.
4 «б» класс (поликультурная среда)
Юля А. за 2007-2008 учебный год имеет «5» – ингруппа;
Людмила П. за 2007-2008 учебный год имеет «2» — этногруппа.
Из 4 «б» класса участвовали в эксперименте:
- Николай П. (э) – 62 балла и Александра Д. (и) – 60 баллов.
5 «а» класс
(поликультурная среда)
В эксперименте участвовали 7 человек из 18.
Этногруппа: «АУР» — 2 чел. (16б); 1 чел. (21б); 1 чел. (32б); 1 чел. (37б).
«ЗБР» (испытуемые) — 1 чел. (53б); 2 чел. (68б).
Ингруппа: «АУР» — 2 чел. (0б); 2 чел. (21б); 2 чел. (26б); 1 чел. (32б); 2 чел. (42б); 1 чел. (79б).
«ЗБР» (испытуемые) – 1 чел. (53б); 1 чел. (59б); 1 чел. (63б); 1 чел. (79б).
5 «б» класс
(поликультурная среда)
В эксперименте участвовали 16 человек из 21.
Этногруппа: «АУР» — 2 чел. (16б); 2 чел. (21б); 1 чел. (32б); 2 чел. (37б).
«ЗБР» (испытуемые) — 2 чел. (68б); 1 чел. (74 б); 3 чел. (79 б); 1 чел. (89 б);
Ингруппа: «АУР» — 1 чел. (11 б); 2 чел. (16 б); 2 чел. (21б); 3 чел. (26б); 3 чел. (32 б); 1 чел. (37б); 1 чел. (47 б).
«ЗБР» (испытуемые) – 1 чел. (53б); 1 чел. (59б); 1 чел. (63б); 1 чел. (79б).
Анализ успеваемости школьников
При этом важно заметить, что анализ успеваемости школьников 4-х и 5-х классов школ Таймыра показал:
- школьники из долганоязычной культуры, особенно, в этногруппах поликультурной среды имеют наибольшую вероятность «школьной неуспешности», поскольку их привычка выявлять причинно-следственную связь школьных знаний никак не стыкуется с программой обучения. Следовательно, логика познания отсутствует в самих школьных образовательных программах.
- результаты «диагностической работы № 2» как показатель наличия «зоны ближайшего развития», свидетельствует о том, что средний показатель в монокультуре (71 %) больше среднего показателя самообучаемости в поликультуре.
Очевидно, высокий уровень самообучаемости, саморазвития, а также принципы «Психологии школьной этнодидактики» обоснованы такими функциями этнопособия по математике как:
- его читабельность (доступность),
- осуществление роли «семейного репетитора».
Более того, о степени сформированности когнитивно-образовательной деятельности у школьников можно судить по тому, как они доходчиво и обстоятельно, а порой коротко и ясно объясняли или уточняли то или иное философско-математическое действие.
Следовательно, на основе табличных данных можно убедиться в наличии процесса формирования когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.
Упорство и настойчивость школьников
Следует добавить, что школьники (5 «б» класс) с упорством и высоким уровнем самостоятельности при изучении этноматериалов самообучения математике вчитывались в текст каждой страницы.
Они ежесекундно демонстрировали силу воли, хотя чувствовалось, что в какие-то моменты они уставали, но, как ни странно, усталость оказывалась кратковременной.
Подводя итог сказанному, я считаю, что научный (формирующий) эксперимент показал наглядно и доказал утвердительно, что у детей долганского этноса (моногруппы в этносреде, этногруппы в полисреде) может быть сформирована когнитивно-образовательная деятельность на базе сформированных знаниево-базовых компетенций:
- Чтение.
- Счёт.
- Письмо.
И в очередной раз эксперимент обоснованно убеждает нас в ошибочности выводов педагогов Хатангской средней школы-интерната, которые оказались в своих суждениях:
- не объективны,
- близоруки, когда утверждают, что дети воспитанники (долганы) интерната не обучаемы.
Педагогическая бестактность
Но в своих суждениях они исходили из реальной педагогической практики, в этом нет их вины.
Однако «ставить крест на ребёнке» — это педагогическая бестактность и неспособность разглядеть в личности ребёнка его скрытые потенциальные возможности, которые в полной мере раскрылись в ходе этнодидактической технологии обучения математике с помощью этноматериалов по математике.
Иными словами, нет неспособных детей, а есть низкоквалифицированные, а от того и высокомерные, учителя.
Таким образом, результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре утвердительно и обоснованно доказали, что дети аборигенного населения:
- легко самообучаемы. Иначе быть и не могло, потому что сами экстремальные природно-климатические условия жизнедеятельности требуют от детей долганского этноса высокую концентрацию внимания и быстрого принятия правильного решения.
- степень их самообучаемости не зависит ни от возрастных особенностей, ни от менталитета, а только от высоко технологичных форм и методов преподавания школьных учителей.
- этнический стиль их мышления тесно связан с логической и практической формами мыслительного процесса.
Педагогическое невежество
Очень часто отсутствие мобильности речевого мышления у детей аборигенного населения многие педагоги воспринимают как задержку психического развития.
Довольно часто детей аборигенного населения переводят в коррекционные классы из-за их немногословности и медлительности.
Тундра ошибок не прощает
Но слабая ориентация и отсутствие знаний в сфере психологии педагогов не даёт ни малейшего шанса им понять, что немногословность и медлительность детей вызваны их этническими особенностями трудового хозяйствования (оленеводство, рыболовство, охота) в этнокультурной среде жизнедеятельности. Например, во время охоты тундровик очень долго присматривается к повадкам дикого оленя, прежде чем, напасть на него. Ему необходимо учитывать всё:
- направление ветра, чтобы дикий не учуял его запах,
- ландшафт, чтобы не споткнуться,
- окружение, чтобы слиться с ним и т.д.
Более того, любой тундровик, прежде чем выполнить то или иное действие:
- стратегически обдумывает, рассчитывает,
- тактически действует.
В тундре негласно существует правило ЖИЗНИ — наблюдай и действуй здесь и сейчас! Радуйся своим открытиям здесь и сейчас!
Там нет ни времени, ни сил, чтобы детям что-то растолковывать, опекать.
Чем отличается тундровик?
Часто школьных учителей раздражает неторопливость, молчаливость и упрямство детей из тундры. Если бы учителя умели наблюдать за тундровиками, имели «впитывающий разум», то непременно, они бы поняли, что привычка — страдать переживаниями, сожалениями в прошлом и «бежать впереди локомотива», означающего жить в будущем — чревато таким последствием, как «проглядеть» настоящее. Только в настоящий момент можно испытать истинную РАДОСТЬ.
Сама ПРИРОДА способствует тому, чтобы ребёнок:
- думал, наблюдая и сравнивая,
- размышлял и рассуждал: «Что это?», «Почему…?», «Зачем…?», «Как…?», действуя.
Ни чужие наставления, требования не способны создать «состояние потока» — состояние УСПЕХА, как личностно-интеллектуальный процесс самообучения ребёнка в динамике его возрастного развития.
Ниже приведена статья «Состояние потока», за которую я искренне благодарна Кристине Мянд-Лакьяни.
Свежие комментарии