Мыслительная речь, как и любая «высшая психическая функция» формируется методом «тройного стимула» (З.Н. Ичин-Норбу):
Первый стимул – эмоциональный. Например: «Что означает слово?».
Второй стимул – вербально-логический. Например: «Какой смысл содержится в картинке?». Каждый ребёнок, разглядывая одну и ту же картинку, как правило, придаёт свой собственный смысл. В ходе выполнения данного задания-вопроса проявляется уникальность его социокультурного опыта, как проекция конкретной модели взаимоотношений в семье и традиций семейного духовно-нравственного воспитания.
Третий стимул – личностный. Личность ребёнка, сравнивая свой ответ с ответами других детей, обобщает свой личный опыт вербально-логического мышления. Он осознанно воспринимает полифонию смыслов.
Следует заметить, что этот метод «тройного стимула» применяется строго на культурном наследии конкретного этноса, которыми являются:
- Загадки;
- Считалки;
- Пословицы;
- Поговорки;
- Приметы;
- Стихи отечественных авторов;
- Рассказы;
- Сказки;
- Басни;
- Живопись;
- Фотографии.
ТЕХНОЛОГИЯ
формирования мыслительной речи
1-ый этап – формирование умения грамматически правильно изменять названия предметов, явлений, процессов, событий, растений, животных, рыб, птиц, профессий, образовывая отдельные трудные формы слов: научных понятий, категорий (обобщающих слов).
2-ой этап – формирование умений согласовывать слова (на материале конкретной энциклопедии или сказки, рассказа, стихотворения, которые ребёнок выбирает сам):
- в женском, мужском и среднем родах;
- в единственном и во множественном числах. Например: лошадь → жеребёнок → табун лошадей;
- в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах.
3-ий этап – формирование умений правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
Свежие комментарии